Вконтакте использует цензуру, блокируя легитимные сообщества людей, желающих привлечь внимание власти к проблемам

В материале описан очередной эпизод действий социальной сети VK «по праву сильного», когда их решение по определенному паблику продиктовано двойными стандартами, в контексте применения цензуры в сети.

Некоторые из предыдущих эпизодов можно увидеть у prohitec и в личных историях Jeditobe и seopublic


В первых двух источниках описан рейдерский захват крупными компаниями пабликов Вконтакте, а третий случай немного выбивается из темы, т.к. говорит о полной блокировке (навсегда) аккаунта пользователя Вконтакте. В последнем случае к тому же ситуация самая спорная, т.к. формальным поводом к блокировке является спам незнакомым пользователям от создателя сообщества, который на самом деле имел место (плюс не развеяны подозрения к seopublic в использовании соцфишинга).

868ccadee4344fcf8b2cb706f9247eaa.jpg

Моя история похожа на случаи рейдерских захватов групп или публичных страниц Вконтакте, но на самом деле больше относится к теме цензуры. Вконтакте заблокировал легитимную группу общественной направленности, где люди могли открыто публиковать свои обращения к президенту, чтобы добиться внимания чиновников к своим проблемам.

Предыстория


Два года назад я попытался для себя ответить на вопрос «А что сделал ты, username, для улучшения жизни граждан в России?» и в дополнение к интересной работе преподавателя и учителя увлекся созданием и ведением проектов общественной направленности. При этом в своем хобби избегаю любой оппозиционной окраски, действую в полном соответствии с законодательством.

Одним из проектов стала G2C система в помощь федеральной власти, где чиновники могут увидеть и, благодаря этому, ликвидировать проблемы на местах. В данном материале постарался не давать ссылки на проект, его группу Вконтакте, чтобы избежать рекламы. Ближайшим аналогом этого проекта является ТВ/радио передача «Прямая линия с Владимиром Путиным».

Итак, в 2014 году был создан сайт, о котором в 2016 году написала «Газета.Ru», взяв у меня интервью. Журналисты попытались добавить «ложку дегтя» в погоне за нужной эмоциональной окраской материала, поэтому вынужден здесь опровергнуть цитату:

За вопросы можно голосовать, но ресурс не способен отсортировать их по популярности и дате (хотя и обещает).


Сортировка на самом деле работает в штатном режиме, и работала на момент публикации. Ниже публикую полный текст интервью.

Мы пишем про интернет-сайты, которые предлагают задать вопрос Путину. Расскажите, пожалуйста, про ваш проект.

Я бы не хотел, чтобы вы ставили мой проект в один ряд с фейковыми и мошенническими сайтами. Причина создания сайта в том, что люди хотят добиться внимания от чиновников к своим проблемам круглый год — одной недели в году перед Прямой линией недостаточно. И у граждан есть право публиковать свои обращения, чтобы привлечь к ним дополнительное внимание, чем они пользуются всё активней, показывая своим доверием к проекту необходимость в нём. Сайт удобен и бесплатен для пользователей, большое число которых — лучшее доказательство полезности сайта для граждан России.

Не очень понятно, насколько это официальный сайт, как происходит ретрансляция вопросов Путину?

Еще в 2014 году передавал собранные обращения и статистику по ним в Администрацию президента (управление по работе с обращениями). Своим проектом я помогаю Прямой линии уже третий год. Например, нововведения этого года: возможность задать вопрос через социальную сеть ВКонтакте, а также созданная в этом году официальная страница Прямой линии в этой социальной сети — эти идеи были реализованы нашим проектом еще в 2014 году, что позволило увидеть официальным лицам необходимость таких каналов приема вопросов, и реализовать это в текущем году. В этом году я направил Владимиру Путину предложение ввести показатели эффективности не по «палочной системе» (дать как можно больше «отписок» в ответ на обращения), а по системе уменьшения жалоб (отрицательная динамика числа обращений), чтобы чиновники действовали превентивно.

Есть ли какая-то статистика, вопросы в каких сферах особенно популярны в текущем году?

По статистике обращений лидируют вопросы в сферах социального обеспечения и социальной защиты. Много криков о помощи и жалоб на бездействие местных властей. Наконец, часто обращаются люди (и это не всегда инвалиды), вдохновленные одним из примеров прошлых лет, с просьбам подарить жилплощадь или автомобиль. Средний класс задает вопросы про справедливость и вопросы философской направленности. Полную статистику по сферам и количеству обращений в каждой вы можете увидеть на сайте.

Группа Вконтакте


В том же 2014 году нашей командой была создана и группа Вконтакте, одноименная с сайтом проекта. В названии группы не использовалось название ТВ/радио передачи «Прямая линия с Владимиром Путиным», которое стало и названием официальной страницы передачи в социальной сети ВКонтакте (страница была создана в апреле 2016 г.; также организаторы передачи получили галочку «Официальное сообщество», пройдя процедуру верификации). Чтобы избежать введения пользователей в заблуждение, свою группу не верифицировал и метку «Официальное сообщество» не получал.

За 2 года группа выросла до аудитории в 2500 человек, которые вступили в неё по собственному желанию (не использовались ни «черные», ни даже «белые» методы увеличения числа подписчиков; вступали в группу только действительно желающие этого). На стене и в обсуждениях группы за 2014–2016 гг. пользователями были опубликованы тысячи обращений граждан, публикацией которых они надеялись привлечь к своим проблемам дополнительное внимание общественности и чиновников.

В ночь с 7 апреля (в этот день стартовал прием вопросов для передачи на текущий год) на 8 апреля 2016 года группа Вконтакте была заблокирована. Перед этим со мной не пытались связаться какие-либо «третьи лица» или «правообладатели», никаких претензий к группе я не получал.

Ошибочная блокировка


Увидев сообщение о блокировке по запросу правообладателя, я связался с технической поддержкой, чтобы выяснить подробности. Ниже привожу наш диалог.

61997c8be2234df7906da018ca5c7cb3.PNG

Здесь важно понимать, что получить ответ всё-таки не обещает даже официальное сообщество. Разумеется, такого обещания не содержит и сайт проекта, не содержала и группа. Президент за время прямой линии (3–4 часа) физически может ответить только на 80–90 вопросов из более, чем 3 миллионов обращений, которые приходят на «Прямую линию с Владимиром Путиным» из разных каналов.

a0a2db6ddae94556b84212dba3ef21f2.PNG

Хотелось бы все же увидеть запрос правообладателя, чтобы понять, какие именно нарушения вменяются группе.

2f4592ec952b46948f9c68aabf301304.PNG

Запрос не показывают, а мне, оказывается, необходимо некое «разрешение на ведение сообщества». Уточним, какое? Ответ — от организаторов «Прямой линии с Владимиром Путиным», т.е. от «Первого канала», телеканалов «Россия 1», «Россия 24», радиостанций «Маяк», «Вести FM» и «Радио России». Однако нарушений их прав в группе не наблюдалось. Ждем.

e6383bea509c4598899403cd34519e6d.PNG

Этим ответом техническая поддержка, видимо, закрывает тикет, т.к. в обращении появляется надпись «Есть ответ», и на дальнейший мой комментарий реакции не следует уже более 5 дней.

275a11da2b0f450886e1babb2baa7490.PNG

Скриншот сделан сразу после отправки комментария, поэтому вместо «сегодня» следует читать »20 апреля». Можно сделать вполне очевидный вывод, что ответов на неудобные вопросы ВКонтакте предпочитает не давать.

Вывод


Даже если Вы не нарушаете действующее законодательство и правила Вконтакте, используете только честные методы, все равно Вы не застрахованы от цензуры и санкций под выдуманными предлогами по прихоти должностных лиц компании Вконтакте.P.S.
Если Вконтакте действительно заботится о пользователях не только на словах, то, надеюсь, будут приняты во внимание мои доводы с последнего скриншота и результаты голосования по поводу восстановления ошибочно заблокированной ими группы. Такое голосование я уже создал, но, опять же во избежание рекламы, ссылку в данном материале не публикую (хотя, конечно, и хотел бы попросить помощи у хабрасообщества).

© Geektimes