Virtual User Session vs. VDI: перспективы и потенциал
Рынок решений для удаленного доступа к приложениям и виртуальным рабочим столам оценивается разными экспертами от 3-х до 14-ти миллиардов долларов. Parallels можно считать относительно молодым игроком в данном сегменте. В этой статье мы расскажем о своем видении ситуации на рынке и поделимся планами развития.
Яков Зубарев, президент Parallels
Рынок удаленного доступа к приложениям и виртуальным рабочим столам — что это, в двух словах? Кто лидер и почему? Какое место занимает Parallels?
Я.З.: Согласно отчету IDC, к 2019 году рынок удаленного доступа к приложениям и виртуальным рабочим столам достигнет 4.4 млрд. долларов. Основные игроки здесь — VMware, Citrix и Microsoft, с такими продуктами, как VMware Horizon, Citrix XenApp и Microsoft RDS. Citrix XenApp лидирует в сегменте крупных промышленных решений. При этом VMware Horizon за последние 2–3 года удалось отвоевать значительную долю рынка. Parallels Remote Application Server (RAS) относительный новичок, но мы растем намного быстрее, чем все остальные игроки. Сегодня у нас более пяти тысяч заказчиков по всему миру, и мы стремительно «отъедаем» долю рынка у Citrix. В основном в сегментах малого и среднего бизнеса, ISV (независимых разработчиков ПО), сервис-провайдеров и DaaS (Desktop as a Service, облачный рабочий стол). Нужно сказать, что сервис-провайдеры и DaaS — это вообще сейчас самый быстрорастущий сегмент.
Это ниша VDI или DaaS? Как эти технологии связаны?
Я.З.: И то, и другое, и даже третье. Самый большой сегмент здесь, на самом деле, не VDI (Virtual Desktop Infrastructure), а Virtual User Session. То есть удаленный доступ не к самим компьютерам поверх серверной виртуализации, а к приложениям, которые «крутятся» внутри терминальных сессий на Windows-сервере. Это самый «старый» и самый экономически эффективный способ предоставлять пользователям удаленный доступ к приложениям. VDI — это второй по величине сегмент. И он, зачастую, намного дороже, в том время, как DaaS — это третий, но самый быстрорастущий сегмент. Причина, по которой мы вышли конкурировать с «монстрами» рынка в том, что мы можем предложить решение, в котором есть все возможности как VDI, так и удаленного доступа к приложениям, и возможность построить DaaS. При этом стоимость нашего продукта намного ниже. Это также касается и мобильного доступа, который становится все более популярным и важным для пользователей. Именно поэтому сегодня мы растем намного быстрее конкурентов.
А для чего корпоративному рынку такие услуги и решения, какие компании могли бы быть в этом заинтересованы? Рынки каких стран наиболее вам интересны?
Я.З.: ИТ-департаментам, выступающим заказчиками наших решений, намного проще и безопасней предоставлять своим пользователям доступ к приложениям удаленно, нежели «крутить» их на локальных машинах. За счет этого они контролируют вопросы системного обновления приложений, обеспечивают безопасность своей инфраструктуры, снижают затраты на приобретение дополнительных дорогостоящих мощных клиентских устройств, компьютеров, планшетов. При этом, традиционно, VDI был очень дорогим. Несмотря на то, что данное решение существует с 2007 года и многие предсказывали его повсеместное внедрение, оно по-прежнему занимает меньше половины в сегменте терминального доступа. Причина — его дороговизна.
Если говорить о профиле пользователей, то наши клиенты сегодня — компании из разных отраслей, где есть так называемые «мобильные» сотрудники — те, кому по работе нужно много находиться в поездках. Менеджеры по продажам, экспедиторы, снабженцы и многие другие. Интерес у корпоративного рынка в том, что компания получает удобный инструмент для удаленной работы с ними, сотрудник — возможность работать с корпоративными данными удаленно, не заезжая в офис, а администратор — эффективную организацию всего этого процесса.
Но самый большой интерес конкретно к нашему решению мы видим у компаний из сферы здравоохранения, образования, финансовой отрасли, области услуг, а также у независимых разработчиков и сервис-провайдеров различных облачных услуг. В основном этот интерес вызван желанием снизить как издержки, так и сложность своей ИТ-инфраструктуры, так как Citrix XenApp и VMware Horizon как раз этим и страдают. Разработчикам же необходима возможность либо сделать свое программное обеспечение доступным на различных платформах, либо трансформировать свою текущую бизнес-модель на облачную, SaaS-модель, для увеличения продаж.
Что касается потенциально интересных рынков, то здесь сложно выделить какие-то определенные географические зоны. Глобально в течение последующих 5–10 лет подавляющая часть приложений будет предоставляться удаленно. Причем везде, по всему миру, начиная с Африки и заканчивая самыми высокоразвитыми странами. При этом причины, по которым это происходит, разные. В развивающихся странах, в сравнении с высокоразвитыми, фактически нет компьютерной инфраструктуры. Им предстоит «перепрыгнуть» фазу создания вычислительной/сетевой инфраструктуры (client server), обеспечивавшей в прогрессивных странах доступ к приложениям на локальных устройствах в период с 90-х по 2010 годы. Фактически в корпоративном сегменте развивающихся стран будет обеспечен удаленный доступ пользователей к приложениям, хранящимся в облаках. Конечно же всегда будут исключения. Есть критичные приложения, доступ к которым должен быть обеспечен через локальные устройства. Они могут быть «тяжелыми» или же их перенос в data-центры или облака по каким-то причинам на данном этапе нецелесообразен. Но подавляющее большинство приложений переедут на централизованные сервера, в частные или публичные «облака».
Если говорить о рынках сбыта, то для нас важным сейчас является вопрос определения географического фокуса в горизонте одного года -двух лет. Основные продажи Parallels RAS сегодня сконцентрированы в США, Англии, Германии, Японии, Австралии и России, а самый большой потенциал роста — в регионе Европа, Ближний Восток и Африка. Сейчас мы фокусируемся на рынках, где мы традиционно сильны, но учитывая, что рынок удаленного доступа будет стремительно расти везде, со временем мы должны сместить фокус на другие страны.
Потенциал этого рынка в последний раз в Gartner оценили в 3 млрд долларов. Вы согласны с такими оценками? Из-за чего такие немаленькие цифры?
Я.З.: Так как рынок рынок удаленного доступа к приложениям и виртуальным рабочим столам включает различные сегменты, есть VDI, есть Virtual User Sessions, есть Desktop Virtualization и тот же Parallels Desktop, то цифры разных аналитиков могут отличаться. Все зависит от того, что и как считать. Думаю, что оценка Gartner — более или менее точная. К тому же они также, как и IDC, предсказывают рост в ближайшие годы. К примеру, оборот одного Citrix и их решения оценивается на уровне 2 миллиардов, так что суммарная оценка рынка в 3 миллиарда кажется вполне адекватной. Если посмотреть на цифры других аналитиков, то Technavio, например, оценивает мировой рынок по итогам прошлого года более чем в 4 миллиарда долларов США, при этом они ожидают, что уже к 2020 году этот показатель достигнет планки в $14 млрд.
В общем, оценки и прогнозы сходятся в одном — за этим рынком будущее. Природа подобных гипотез в том, что и бизнес, и ИТ-индустрия продолжают двигаться к мобильным технологиям и инструментам. Будущее рынка приложений (любых — корпоративных, десктопных или облачных) — это стирание любых ограничений — платформы, операционной системы, устройства, с которого пользователь получает к ним доступ, или точки мира, откуда он хочет с ними поработать. Аналитики отмечают гигантский потенциал относительно нового сегмента Work Space as a Service Фактически речь идет о замене операционной системы в корпоративной сети, где сотрудник получает ноутбук с облачным решением, например, Parallels Workspace или Citrix Workspace, и далее может работать из любого уголка мира. При этом он даже не будет знать, где физически находятся используемые им приложения. Даже серверные решения, думаю, будут развиваться как раз в таком варианте, как это организовано у нас. И, кстати, думаю, то, что мы поддерживаем и развиваем именно «мобильную» часть решения, как раз и дает нам потенциал для роста в ближайшем будущем.
За счет чего в Parallels хотят попытаться увеличить свою долю рынка и на что вы делаете ставку?
Я.З.: Мы делаем ставку на простоту, удобство использования и стоимость продукта. Для всех на рынке очевидно, что и у Citrix, и у VMware есть очень привлекательные решения с разнообразными интересными функциями. Но самая сильная сторона Parallels Remote Application Server — стоимость внедрения, обслуживания и цены лицензии, которая существенно (до 70%) ниже, чем у аналогичных продуктов. При этом в единой версии нет необходимости докупать какую-то определенную функциональность отдельно. Кроме того, работа с альтернативными RAS решениями, наряду с их высокой ценой, требует от пользователей дорогостоящего обслуживания и специальной подготовки специалистов. Для работы с ними нужны сертифицированные инженеры. Обычно они стоят дорого. Мы же дешевле не только по цене, но и с точки зрения последующей поддержки и обслуживания нашего решения. При создании нашего продукта мы стремимся с помощью специальных сервисов-помощников упростить задачи, которые администраторы делают каждый день. Второе — реализация классического пользовательского опыта. И третье — стремление не усложнять продукт. В любом программном решении можно наделать массу дополнительных возможностей, которые нужны узкому сегменту клиентов, при этом для подавляющего числа пользователей это значительно усложнит работу с ним. Это не наш путь. Мы учитываем интересы массового потребителя.
С точки зрения технологий Parallels RAS объединяет возможности как VDI, так и удаленного доступа к приложениям. Например, у нас есть возможность встроенного управления клиентскими ПК на базе ОС Windows, чего нет у других аналогов. Кроме того, большинство решений работают только поверх своих же собственных гипервизоров, тогда как Parallels RAS поддерживает все основные (Microsoft Hyper-V, VMware vSphere, Citrix XenServer) плюс службу удалённых рабочих столов Remote Desktop Services. Пользователь при этом может работать с самых разных устройств — под Windows, Mac OS, Android, iOS, Windows Phone и Chrome OS, включая довольно популярный сейчас в СМБ-секторе микрокомпьютер Raspberry Pi и различные тонкие клиенты.
Как вы знаете, у нас есть мобильное приложение удаленного доступа — Parallels Access. В нем реализован суперклиент удаленного доступа, позволяющий по ощущениям работать с Windows-приложениями на уровне родных приложений iOS и Android. Совсем скоро данный функционал полноценно интегрируется в RAS.
Какие перспективы и проблемы у этого сегмента рынка конкретно в России?
Я.З.: На мой взгляд аналитики недооценивают потенциал данного рынка. Думаю, что здесь нас ждет серьезный рост, намного выше существующих ожиданий. Что касается конкретно России, то мы не будем исключением. Несмотря на макроэкономические события внутри страны, повлиявшие на ИТ-рынок в краткосрочном периоде, в среднесрочной и долгосрочной перспективе переход на удаленный доступ значительного числа пользователей к рабочим ресурсам неизбежен. На этом фоне заявленный Вымпелкомом (ТМ «Билайн») перевод в ближайшие два года более 70% своих сотрудников на удаленный формат работы кажется своевременным. Не исключено, что вскоре данному примеру последуют и другие крупные компании. Это означает, что у таких решений, как Parallels RAS, есть большие перспективы именно на российском рынке. Свидетельство этому — тот факт, что недавно Parallels RAS приобрела мэрия Москвы, чтобы предоставлять своим сотрудникам доступ к приложениям и виртуальным рабочим столам.
Какие основные технологии и какие основные проблемы есть (например, решена ли проблема с Mobile Device Management)?
Я.З.: Как отдельный рынок MDM перестает существовать. Сегодня для клиентов нет задачи настроить управление корпоративными устройствами, необходимо обеспечить удаленный доступ пользователей к рабочим приложениям и защитить данные от неавторизованного проникновения. Это можно сделать разными способами и MDM здесь далеко не единственное решение.
Если говорить об узких технологических аспектах, то можно в качестве примера, привести ситуацию, когда пользователю необходимо распечатать массивный файл, занимающий очень много места на диске. В случае, если приложение «живет» в облаке, а принтер локальный, файл потребуется поместить на локальное устройство. Не трагично, но требует лишних действий от пользователя. Аналогично, если вам нужно, например, передать массивную картинку весом в 100 и более мегабайт. До сих пор существуют определенные узкие места, но они решаются за счет компрессии или распределения серверов таким образом, чтобы они были ближе к пользователям. В остальном для подавляющего числа приложений существующие технологии работают достаточно стабильно и хорошо.