Вики-резидент и с чем его едят
Хабр, снова приветствуем тебя! Прошло почти 2 месяца с нашего приветственного поста, ваш покорный слуга съездил в отпуск и снова готов делиться мыслями, идеями и новостями российского отделения движения Викимедиа. Я не забываю о своем обещании подробнее рассказать о внутреннем устройстве Википедии и Фонда Викимедиа, но сегодня мы бы хотели поделиться другой радостной вестью.
C сегодняшнего дня в России появился первый «вики-резидент». Вики-резидент — это штатный сотрудник сторонней организации, загружающий в проекты Викимедиа материалы, созданные и принадлежащие сторонней организации, и получающий за это зарплату.
Как это будет работать? Первым (и, надеюсь, не последним) партнером Викимедиа РУ стал «Бизнес-журнал», в штатном расписании которого появилась новая должность — «викимедист» (другими словами, вики-резидент). В качестве вики-резидента был привлечен активный участник Википедии Сергей Журавель, который будет использовать отдельный аккаунт Kelatrat для разделения правок, сделанных в рамок служебных обязанностей, и в ходе своего обычного участия в Википедии.Так как материалы, загружаемые в Википедию, должны соответствовать требованиям лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported, либо другой, более свободной лицензии, то «Бизнес-журнал» выпустил отдельное уведомление о том, что данные материалы будут переданы в общественное достояние. Это значит, что любой человек может свободно использовать, изменять, распространять материалы, опубликованные в рамках этого проекта, в любых целях.
Почему мы думаем, что это так важно? Во-первых, это наше первое подобное соглашение с представителем СМИ о публикации материалов на условиях свободных лицензий силами самого издания. Мы действительно надеемся, что отсылка к этому опыту позволит нам быть более успешными в будущих переговорах с потенциальными партнерами.Во-вторых, «Бизнес-журнал» — одно из самых массовых российских деловых изданий последних лет с ежемесячным тиражом около 100 тыс. экземпляров, и его присоединение к нашей идее распространения свободных знаний — несомненная удача.
В-третьих, сотрудничество с архивами, библиотеками, музеями, галереями и СМИ — одно из приоритетных направлений деятельности как Фонда Викимедиа, так и всех региональных отделений. Но подробнее о последнем пункте — чуть ниже.
Предыстория и мировой опыт Проект по построению партнерских отношений с учреждениями культуры получил название GLAM (сокращенно — galleries, libraries, archives, museums), и изначально он начал реализовываться в Великобритании. Сейчас проект значительно расширился, в нем участвуют многие страны, большое количество музеев, библиотек, архивов и медиа-ресурсов, и это вполне объяснимо: ежедневно Википедию просматривают миллионы человек, доступны 30 миллионов статей на 287 языках, и именно Википедия позволяет нашим потенциальным партнерам донести информацию о себе, о своих коллекциях и фондах до широкой аудитории. В то же время стать полноценным и активным участником Википедии не всегда просто, тем более для людей старшего возраста, которыми обычно и являются музейные работники, деятели культуры и другие специалисты. Соединение участников, знакомых с тематикой и принципами участия в Википедии, и работников культурных учреждений, обладающих глубокими знаниями, но ранее не знакомых с редактированием статей, как раз позволяет получить обоюдную выгоду.Первым опытом стал Британский музей: в 2010 году вики-резидент Лайам Вьятт в течение 5 недель загружал материалы музея в Википедию и налаживал отношения с сотрудниками музея. Позднее вики-резиденты работали в детском музее Индианаполиса, Версале, музее Пикассо и других учреждениях. В конечном счете в проекте приняли участие около 60 организаций, при этом более чем в 30 из них вики-резиденты работают и сейчас.
Проблемы Викимедиа РУ и раньше заключало соглашения с музеями и различными изданиями (например, получали материалы от «Эха Москвы», Российского государственного архива фонодокументов, газеты «Переславская неделя», агентства «РИА Новости»), но в целом я могу выделить две проблемы: в связи с недостатком финансирования российские музеи, архивы и библиотеки в большей степени думают о выживании, чем о расширении доступа к своим коллекциям, выходу в Интернет и массовой оцифровке фондов; многие считают, что заниматься подобной деятельностью не нужно, так как выгоды и прибыли это принести не может. Я не думаю, что наша организация в силах справиться с первой проблемой, но решение второй проблемы находится в наших руках. Например, в случае «Бизнес-журнала» нам помогло то, что новый генеральный директор издания Юрий Калашнов является активным участником Википедии, и он искренне верит в то, что уже сегодня нужно думать о способах ухода от бумажных носителей и о стимулировании перехода на электронные публикации. Во многих других случаях все также начиналось с личного знакомства кого-то из участников Википедии.Поэтому мы, как и в нашем первом посте, ищем помощников и единомышленников: если у вас есть знакомые в музеях, СМИ и т.п., расскажите им о Википедии и о преимуществах свободной информации и заинтересуйте их. Если у вас возникнут какие-то вопросы или потребуются совет и помощь, можете смело писать нам.