Верховный суд РФ начал рассматривать дела по интернету
Фото 1. Сервера многоточечной связи поддерживают конференцию одновременно более чем с 250 абонентами
Верховный суд Российской Федерации 21 апреля 2020 года впервые в своей истории проведет несколько судебных процессов с использованием видеоконференцсвязи через интернет.
Чтобы принять участие в онлайн-заседании, участники процесса должны заблаговременно направить в суд заявление и документы, подтверждающие их полномочия, а также пройти аутентификацию через портал госуслуг, разъяснила пресс-служба Верховного суда.
Пресс-служба напоминает, что «на данный момент законодательно предусмотрено право участников судебных процессов обращаться в суды с заявлением о своём участии в судебном заседании путём использования систем видеоконференцсвязи», то есть по гарантированным каналам связи, которые есть в судах и других госорганах (прежде всего в учреждениях ФСИН). Но здесь речь идёт о специальных защищённых каналах, а не об интернете.
Однако Верховный суд с 2019 года изучает возможность применения во время заседаний также видеоконференцсвязи через интернет.
Как отметили в Верховном суде, «возможность участия в судебном заседании с использованием веб-видеоконференцсвязи из офисных или жилых помещений будет обеспечена внедрением в судебную деятельность технологии биометрической аутентификации участника судебного заседания по лицу и голосу». Это потребует проведения ряда технических мероприятий в судах.
Эксперимент начнётся 21 апреля. Сегодня в пилотном варианте пройдёт несколько заседаний, во время которых каждый судья и другие участники будут присутствовать через веб-камеру: «Для этих целей участникам процесса предоставляется право через личные кабинеты заблаговременно до даты судебного заседания направить в суд соответствующее заявление и документы, подтверждающие их полномочия, а также пройти идентификацию и аутентификацию через портал государственных услуг. В случае удовлетворения судом такого заявления участнику судебного заседания направляется в личный кабинет и на электронную почту гиперссылка на подключение к виртуальному залу судебного заседания Верховного суда», — сказали в пресс-службе.
Непосредственно в день заседания участники должны авторизоваться на портале госуслуг, подключиться к видеоконференцсвязи — и их допустят к участию.
Технологическую платформу для видеоконференций по интернету обеспечил отечественный производитель «Винтео».
Верховный суд РФ недавно отметил 20 лет с первого применения видеоконференций. Сегодня защищённые каналы связывают более 8000 точек по всей стране (это суды, а также 862 учреждения ФСИН: следственные изоляторы, тюрьмы, воспитательные и исправительные колонии, туберкулезные и психиатрических больницы и тому подобное).
Фото 2. Сеанс прямой связи Верховного суда Российской Федерации с Международной космической станцией 24 апреля 2018 года
Первое слушание дел в Верховном суде Российской Федерации в режиме удалённого присутствия осуждённых было проведено 19 апреля 2000 года. Непрерывный сеанс связи Верховный Суд Российской Федерации — СИЗО-77/3 Главного управления исполнения наказаний г. Москвы продолжался около трёх часов. Судебной инстанцией было рассмотрено три уголовных дела. «На тот период времени система видео-конференц-связи продемонстрировала высокое качество и стабильность работы, — сказано в исторической справке на сайте Верховного суда. — Никаких срывов связи, заметных артефактов на изображении и качестве звука отмечено не было.
Сегодня для проведения судебных заседаний с несколькими учреждениями работают установлены сервера многоточечной связи, которые поддерживают конференцию одновременно более чем с 250 абонентами с возможностью осуществления онлайн-трансляции на тысячи абонентов (фото 1).
Один из комплексов видеоконференцсвязи Верховного Суда Российской Федерации был применён для сеанса прямой связи Верховного суда Российской Федерации с Международной космической станцией 24 апреля 2018 года (фото 2).
Сегодня Верховный суд вынужден проводить заседания в удалённом режиме из-за пандемии COVID-19, но у технологии есть ряд очевидных преимуществ независимо от эпидемиологической обстановки. Например, экономия на оперативно-розыскных мероприятиях — возможность побега заключенных в процессе их этапирования к месту проведения судебного процесса и обратно.
«На современном этапе Верховный Суд РФ и вся судебная система России проводит более 1500 судебных заседаний в режиме видеоконференцсвязи за сутки, — сообщает пресс-служба. — Дальнейшее совершенствование видео-конференц-связи позволит не только не допустить распространения болезни и нарушения процессуальных прав в условиях пандемии, но также значительно ускорит сроки рассмотрения дел, сократит временные затраты и судебные издержки участников процесса, значительную часть которых составляют командировочные расходы».
Для полномасштабного применения системы требуется оснастить ею 75% из 15 000 залов судебных заседаний всех 2400 федеральных судов. В данный момент пока ею оснащены лишь 46% от необходимого числа. В 74% судов районного звена системой оборудован только один зал для рассмотрения уголовных дел.
В связи с этим пока суды часто вынуждены отклонять ходатайства о дистанционном участии сторон в рассмотрении гражданских, административных и арбитражных дел: «В 2019 году, согласно судебной статистике, суды применяли видеоконференцсвязь при рассмотрении 195 тыс. дел и материалов, или в 0,5% от общего числа (в 2018 году — 128 тыс., в 2015 году — 43 тыс. дел). Из них 99 тыс. раз видеоконференцсвязь применялась по уголовным делам, в большинстве случаев, когда речь шла о замене назначенного наказания, в 688 случаях — при избрании меры пресечения. В 2019 году видеоконференцсвязь применялась 50 тыс. раз при рассмотрении гражданских и административных дел и 46 тыс. раз — при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Адвокат Максим Никонов в комментарии «Ведомостям» говорит, что дистанционное участие в судебных заседаниях принципиально не является чем-то новым. Например, он сам недавно по скайпу добился отмены обвинительного приговора в Первом кассационном суде. Но адвокат категорически против распространения подобной практики на суды первой инстанции — там, где необходимы допрос свидетелей, исследование доказательств и т. д.