Велосипедная инфраструктура Минска для IT-эмигранта

uovu-zq_idojg1cyxfdgab8eahm.jpeg

После принятия декрета «О развитии цифровой экономики», белорусский Парк высоких технологий начал активно прирастать новыми компаниями, а существующие резиденты стали еще охотнее приглашать специалистов из-за рубежа. Значительная часть приглашенных — жители стран бывшего СССР, для которых, несмотря на общее прошлое, некоторые особенности передвижения по Минску на велосипеде могут стать сюрпризом. Если вы задумываетесь о переезде в Беларусь или уже в этом процессе и хотите пользоваться велосипедом как транспортом, этот материал может быть вам полезен.

Правила дорожного движения


Самым большим сюрпризом для новичка может стать запрет езды на велосипеде по проезжей части дороги. Да, в Беларуси ездить на велосипеде можно только по велосипедной или пешеходной дорожке. По дороге ехать можно только тогда, когда по тротуару и велосипедной дорожке двигаться невозможно, что бы это ни значило, по мнению составителей Правил.

В конце 2019 года планируется принять новую редакцию ПДД, где, в теории, могут разрешить ездить по некоторым дорогам. Но пока это только законопроект, и в каком виде он будет принят, сказать сложно. Поэтому имейте в виду: за езду по проезжей части вас легко и вполне законно могут оштрафовать на сумму от ~12 до ~36USD в эквиваленте. Естественно, с ГАИ договариваться не принято и гораздо более опасно для кошелька, чем обычный штраф.

Еще одна особенность в том, что переезжать на велосипеде по пешеходному переходу, если нет специального знака, тоже нельзя. То есть по обычной «зебре» велосипедист должен идти пешком и вести велосипед рядом. К счастью, все больше становится мест, где сходить с велосипеда не нужно, а если поправки в ПДД будут приняты, то спешиваться придется только на нерегулируемых пешеходных переходах.

ngzkhnidfpig7tcwtpmqb5kqmpg.jpeg

Инфраструктура


В последние несколько лет в Минске активно появляются новые велосипедные дорожки на тротуарах. Их просто рисуют краской, как правило, со стороны проезжей части и обозначают дорожной разметкой и знаками.

zmesjwvgmj7uthn6v75heoj4atm.jpeg

В местах, где велодорожки прерываются, бордюрные камни обычно занижены, поэтому покупать какой-то специальный велосипед, чтобы «прыгать по бордюрам», вам не придется — подойдет обычный городской или гибрид на жесткой вилке.

Не выбирайте односкоростные велосипеды, если вы не уверены в своих силах — перепад рельефа в Минске более 100 метров. Центральная часть города находится в низине, поэтому возвращаться в «спальники» без запаса в 3–5 передач может быть некомфортно.

4asq-5_t_dhyojky05yaehzoiva.jpeg

В 2009 году в городе была открыта центральная велодорожка длиной в 27 км. Она проходит через весь Минск с северо-запада на юго-восток вдоль реки Свислочь. По велодорожке удобно передвигаться по центральной части города или выехать на нее с окраины, чтобы добраться в центр, минимально отвлекаясь на пешеходов и светофоры.

image
Источник

Не очень удобно то, что много велодорожек, которые просто размечены на тротуаре, выложены плиткой. Было бы комфортнее и быстрее ездить по гладкому асфальту, но это, вероятно, можно объяснить отсутствием бюджета на прокладку отдельных дорожек, а не сознательным решением проектировщиков.

Современного проката велосипедов в Минске нет. Существуют сезонные точки проката спортивного инвентаря, но появление велошеринговых сервисов, к которым привыкли жители европейских городов, в городе пока не предвидится.

Стационарные крытые велопарковки тоже пока редкость. Иногда какой-нибудь продвинутый застройщик или сами жители могут собрать деньги и построить парковку, но пока это скорее исключение. Большинство велосипедов хранятся либо в квартирах, либо в подъездах домов.

d3wgpe7pdvyd_la5w0sma14jtdy.jpeg

Культура


В большинстве случаев проблем с пешеходами и автомобилистами на пути не будет. Люди постепенно привыкают к тому, что в городе с каждым годом появляется все больше велосипедистов, поэтому выходы на велодорожку или непропуск автомобилем на переходе — достаточно редкое явление. По велодорожке могут идти пожилые люди или дамы с колясками, но это редкость, и чаще всего достаточно посигналить, чтобы человек с дорожки сошел. Молодое поколение и те, кто живет в Минске уже какое-то время, о правилах поведения знают, и проблем обычно не возникает.

uk9jbsfd6vov5j3dofewkeqtsco.jpeg
На фото: люди идут по стороне для пешеходов

Какого-то особого отношения или пренебрежения к велосипедистам нет, мало кто будет судить о достатке или социальном статусе человека по тому, что на работу он приезжает на велосипеде. Например, в белорусских деревнях велосипед — это часто основной вид транспорта, поэтому ваша езда на велосипеде по делам удивления, скорее всего, не вызовет.

Безопасность


По сравнению с крупными европейскими городами, Минск — безопасный город и велосипеды тут воруют редко. По примерной оценке, в Минске сейчас 400 тысяч велосипедов, а краж регистрируется около 400–600 в год. Велопарковки в том или ином виде встречаются достаточно часто, но обычно это самые дешевые конструкции с креплением за переднее колесо.

hs1exrygydvuto56edfyynhh0uu.jpeg

Большинство владельцев пристегивают свои велосипеды недорогими тросовыми замками, поэтому, если вы будете пользоваться цепью или ю-локом, шанс того, что ваш велосипед украдут, минимальный, если только вор не будет охотиться именно за вашим.

В качестве дополнительной меры защиты велосипед можно застраховать. В Минске такие услуги предлагают две компании, в среднем это обойдется в 6–10% в год от стоимости велосипеда.

Обслуживание и запчасти


С этим в Минске пока не всё хорошо — в основном в магазинах продают самые дешевые компоненты китайских, российских, иногда тайваньских производителей. Ассортимент небольшой из-за того, что поставщик у многих продавцов один и тот же. Почтой заказывать запчасти и аксессуары тоже не всегда выгодно и удобно из-за низкого лимита на беспошлинный ввоз международных посылок — чтобы не платить пошлину в 30% от стоимости, товары в посылке не должны быть оценены выше 22 евро.

Велосервисы существуют, как правило, при веломагазинах или в гаражах, но не рассчитывайте на их высокое качество. Обслужить и настроить редкий/дорогой велосипед тоже может быть проблематично, в том числе и из-за отсутствия запчастей.

Выводы


В качестве транспорта, не говоря уже о фитнесе или развлечении, использовать велосипед в Минске вполне комфортно — велосипедистов становится больше, а вслед за этим развивается и инфраструктура. Климат позволяет без проблем пользоваться велосипедом с апреля по ноябрь, но некоторые велосипедисты ездят и круглый год.

В общем, если вы любите велосипед — Минск станет для вас дружественным городом.

© Habrahabr.ru