Велосипед, зима и Санкт-Петербург — настало время сказочных историй
Северная столица в плане погодных условий вполне пригодна для поездок на велосипеде в зимний период. Но предварительно нужно победить дракона, прогнать жабу и еще понадобятся две волшебные спички.
Каким я был, но не остался
Несколько лет назад я был «моноколесником», и тут вдруг судьба забросила мой дом за 8 км от работы. А это, по моим ощущениям, ни то ни се. Вроде и не очень далеко, но ведь и так работа сидячая, а тут еще час в день надо «отстоять» на колесе. Был вариант взять колесо помощнее и начать ездить быстрее, но на этапе выбора мотоциклетного шлема (мотокуртка у меня уже была) супруга насторожилась и мягко, но настойчиво предложила попробовать велосипед.
Я попробовал — и с тех пор являюсь последовательным сторонником велосипедизации мегаполисов. Я даже думаю, что одной из подлинных причин краха СССР было недостаточное внимание партии и правительства к велосипедам. Казалось бы — машин еще не так много, трафик невелик, сделай велодорожки и охраняемые стоянки у школ, заводов и фабрик — и все! Трудящиеся будут радостно крутить педали, попутно сбрасывая стресс, нарабатывая иммунитет и сохраняя окружающую среду. Общество могло быть здоровым и счастливым! Но нет, все ездили общественным транспортом, и это было ужасно.
Моё первое велосипедное лето быстро закончилось и я стал думать, что делать зимой. Поискал материал в Сети, и то, что я нашел, меня сильно впечатлило.
Вот еще ролик. Просмотрев сие, сделал вывод — это и я так могу. Действительно — смог, хотя и обнаружил довольно толстые нюансы. Далее кратко излагаю свой опыт, полученный в условиях «национальных особенностей». Буду рад, если какие-то частицы этого опыта можно применить и в других российских городах.
Убить скользкого дракона
Под «драконом» имеется ввиду опасение, что ездить на велосипеде зимой — скользко и опасно. Это, пожалуй, самый популярный вопрос, из тех, что мне задают (по заданной теме). Приведенные выше ролики демонстрируют, что ездить можно, но, конечно, не так, как летом — зимний процесс не терпит суеты.
Если сравнивать с пешим ходом, то на велосипеде зимой, пожалуй, получше. Несколько раз доводилось помогать упавшим пешеходам дойти до каких-то мест, однажды женщина упала прямо на моих глазах и довольно неудачно — назад. Велосипедисту же зимой невозможно поскользнуться и упасть назад или вперед, так как вертикальная прямая, проложенная через центр тяжести, надежно находится внутри точек опоры:
В целом, считаю падение осторожного велосипедиста событием менее вероятным, чем падение осторожного пешехода1. К тому же, если скорость невелика, всегда есть шанс выставить третью точку опоры — ногу (европейские партнеры делают это таким образом, в пределе это выглядит как-то так).
Первую спичку — на велостоянку
Про волшебные спичкиТема волшебных спичек связана с детскими воспоминаниями о замечательной книге «Шёл по городу волшебник» (фильм по книге, кстати, не нравился):
Знающие люди посмотрев видео сразу укажут, что колесящие зимой на великах европейцы — это другое. И будут совершенно правы, существенных отличий можно указать довольно много. Например — «там» есть места, где железному коню совершенно вольготно живется. Как-то был в командировке, принимающая сторона «водила» по Амстердаму. Там есть, на что посмотреть, помимо улицы с фонарями известного цвета:
Велосипеды в АмстердамеПонятно, что так далеко не везде и у «них», но у «нас» такого нет почти нигде.
Чтобы ездить на велосипеде зимой в реалиях российского мегаполиса, одну волшебную спичку надо потратить на появление мест для парковки велосипеда у дома и работы — каждый раз затаскивать заснеженную и грязную металлическую конструкцию в помещение совершенно не хочется. Мне повезло — парковка у моего дома и так есть, да еще и в закрытом дворе, так что к волшебству прибегать не пришлось. И даже у офиса парковка есть! Зимой от нее оставляют небольшую секцию — см. КДПВ.
Вообще, ситуация с паркингом велосипедов постепенно улучшается — велопарковки появляются у магазинов и других общественных мест, а всяческие «шеринги» самокатов и велосипедов вырабатывают у граждан привычку к виду пристегнутых то тут, то там средств передвижения.
Жаба
Надо понимать, что велосипед в Санкт-Петербурге зимой — это «расходник», и он будет деградировать, что называется, на глазах. С этим фактом надо просто смириться, ведь велосипед все время находится на улице, подвергается осадкам, засаливанию, перепадам температуры, выпадению росы и коррозии металла. Дважды в год я отдаю железного коня на ТО производителю, благо, и тут повезло, мастерская — рядом. Практически каждый раз меняют цепь, в этот раз дополнительно был «съеден» передний тормозной узел в сборе, на все ушло 2700 рублей. Вполне терпимо, по сравнению с расходами на семейный Mitsubishi Outlander.
После первого зимнего сезона сильно пострадал узел складывания, его всячески умасляли и что-то там еще делали, но ничего не помогало. В тех редких случаях, когда это складывание требовалось, приходилось использовать силу ноги и заклинаний. Надо сказать, что в третий сезон мастера таки нашли какое-то зелье и теперь мой Shulz складывается практически свободно.
Эх, дороги!
И сему провидению препоручаю я вас, дети мои, и заклинаю: остерегайтесь выезжать на велосипеде на городские дороги зимой, когда силы зла властвуют безраздельно.
Практически Артур Конан Дойл, Собака Баскервилей
Вторую волшебную спичку надо потратить на появление велодорожки от дома к работе. Впрочем, предварительно лучше посмотреть на карту существующих дорожек, в данном случае «экономия на спичках» вполне оправдана:
Информация взята с сайта СПб ГКУ Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга. Как видим, кое-где волшебные дорожки и так есть. В процессе написания этой статьи я решил посмотреть, а что открылось в 2020 году и, надо же — Велодорожка на Бухарестской улице соединила три станции метро, что покрывает приличный кусок моего маршрута. В общем-то, там и до этого можно было проехать по тротуару, но одно дело, когда ты едешь среди пешеходов, чувствуя себя чужим, а совсем другое, когда это все происходит легально, а пешеходы, завидев тебя, уступают дорогу.
Если же нет ни волшебных спичек, ни велодорожек, то все равно стоит проанализировать дорожный граф и попытаться найти такой маршрут межу вершинами «Дом» и «Работа», ребрами которого являются либо дороги, по которым почти никто не ездит, либо тротуары, по которым почти никто не ходит. Я езжу практически из центра Санкт-Петербурга (район около м. Площадь Восстания) на юг, и такой маршрут, длиной 8 километров, у меня есть. А теперь еще часть его можно и по велодорожке проложить4.
К слову, длину маршрута 8–10 километров я считаю пределом для комфортной поездки в офис. Если путь длиннее — приезжаешь либо в «мыле», либо очень долго ехать. А так — можно неторопливо доехать до офиса за вменяемое время, по пути обдумывая будущий рабочий день, а «топить», сбрасывая накопившийся стресс, уже в обратную сторону.
Нулевая изотерма января
Российский писатель и историк Максим Кантор отмечает: «Есть остроумное определение Фернана Броделя (французский историк, 1902–1988 г.г.), где проходит граница между Европой и не-Европой: по нулевой изотерме января. Потому что западнее — теплее, и там один режим работы, крестьянский в первую очередь, круглогодичный. А восточнее — холодно — там на печи приходится лежать всю зиму и лапти плести» [2]. Конечно, это остроумие западного человека, но суть — нулевая изотерма января — в этом выражении поймана точно: с одной стороны западная цивилизация, с другой — российская. Здесь можно даже расширить трактовку: с одной стороны — российская, а с другой — все остальные мировые цивилизации.
Нулевая изотерма января
Это весьма интересное разделение Европы и не-Европы, которое опирается на солидный базис метеорологической «бигдаты», а не на субъективное желание «быть в Европе». Однако интерпретация этой «изотермы», как водится, нетривиальна. Данных-то много — как группировать, что суммировать, что на что делить, как округлять? Все это влияет на результат.
Например, есть такой вариант (отсюда: Average temperature Europe (January)):
«Желтый» Амстердам тут по метеорологическому критерию попадает в Европу, а вот «зеленый» Копенгаген — нет. А ведь там тоже многие ездят зимой на великах:
Нет, все-таки Копенгаген — точно Европа! Как же быть с метеорологическим критерием? Все становится на свои места, если «нулевую изотерму» считать по средней максимальной температуре дня.
Город | Ср. макс. дневная температура января, °C | Европа? |
Амстердам | +6 | Да |
Копенгаген | +3 | Да |
Париж | +7 | Да |
Цюрих | +3 | Да |
Киев | -3 | Нет |
Минск | -4 | Нет! |
Санкт-Петербург | -5 | Нет! |
Москва | -6 | Нет!!! |
Кажется, в этом определенно что-то есть… Имеют место и исключения, типа Осло, но исключения, как известно, подтверждают правило.
Применительно к поездкам на велосипеде могу сказать, что между +3 и -5 разница весьма заметна, особенно если надо неторопясь преодолевать расстояния около 8 км. Несколько лайфхаков хозяйке на заметку:
Очки хорошо спасают от встречного холодного потока
Свободный капюшон тоже отлично помогает, но, увы, минус обзор2
Лыжные брюки поверх джинс дают двойной эффект — защита от холода и от грязи. Быстро снимаются и надеваются
Тяжелые зимние ботинки — классная обувь для велосипедиста при температуре около нуля и ниже3
Вещи лучше возить в багажнике — так и удобнее, и меньше вероятность «употеть»
Полагаю, что ездить в зимой Санкт-Петербурге в среднем опаснее, чем по ту сторону нулевой изотермы; у «них» скорее всего колеса почти всегда «добивают» до асфальта — на улице-то «плюс»
Шины на зиму лучше все-таки менять на что-то более «злое»
Заключение
Санкт-Петербург — не Европа (метеорологически, по критерию «нулевая изотерма января»)
Там, где температурные условия схожи с нашими, мощных потоков зимних велосипедистов не наблюдается, см. Winter Cycling in Helsinki и Winter Cycling in Toronto
Тем не менее ездить в Питере кое-где можно, было бы желание. И еще должно пару раз повезти
Всем удачи и хорошего Нового года!
Примечания
Впрочем, если считать на километр пробега, могут быть нюансы.
Идея для стартапа — прозрачные вставки в капюшон.
Тесть, увидев такое моё облачение, удивленно спросил, мол, как же ты педали-то крутишь?! На самом деле тут так. В статике ботинки уравновешивают друг друга, создавая равные по величине, но противоположно направленные моменты. В динамике, если не пользоваться тормозами, раскрученные ботинки играют роль механического аккумулятора, отдавая запасенную энергию при плавной остановке.
К сожалению, несмотря на некоторые позитивные моменты, в целом велосипедное пространство в городе на Неве не является связным, и из целого ряда районов даже и не выехать нормально. Так что вся эта статья в определенном смысле есть «ошибка выжившего».