Великие свитчеры: кто прошел тернистый путь и стал легендой кинематографа
Хабр, привет! С вами Анжелика Лыкова из МТС. С понедельника по пятницу я руковожу поддержкой в социальных сетях. Хотелось бы сказать, что на выходных отсыпаюсь, но нет. Моя страсть по жизни — это кино, поэтому в свободное время я превращаюсь в кинокритика, смотрю картины и с удовольствием о них рассказываю. Сегодня на примере культовых личностей из мира кино я покажу вам, чего могут достичь свитчеры — профессионалы, которые уже в зрелом возрасте решили перейти в новую для себя область. Под катом постараюсь удивить классными фактами и показать, что смена карьеры — тема вне времени и профессий.
Вечная тема поиска себя
Современный сленг разрастается быстрее, чем пишется пост. Зумеры, бумеры, миллениалы, альфы — в них уже давно разобрались, а вот кто такие свитчеры? Switch от английского — «переключать». С резким ростом ИТ-сферы проявился феномен людей, кардинально меняющих вектор развития во взрослом возрасте. Но свитчеры не совсем джуны. У многих есть крутой багаж опыта из смежных областей, прокачанные универсальные навыки. Они не просто переходят в новую сферу, но и обогащают ее сторонним опытом.
Я прошерстила порядка двадцати карьерных историй людей, выбравших путь в IT, когда жизнь вроде уже устоялась. Из моего небольшого серчинга вынесла несколько схожих качеств, которые были практически у всех начинающих:
Невероятное упорство. Как бы грустно ни звучало, большинство работодателей нацелено на поиск молодых кадров. Воспитать из неопытного студента специалиста под себя зачастую гораздо быстрее и проще, чем переучивать человека из другой сферы. Из множества историй меня поразила та, где кандидат отправил больше 250 откликов на вакансии джуна, сделал больше 30 тестовых и в итоге стал мидлом. Восхищаюсь этим человеком. Упорство — действительно очень важное качество для успешной карьеры в любой области.
Сила воли. Чтобы бросить все и начать жизнь с нуля, нужно быть крайне волевым человеком. Если вы сильны и стрессоустойчивы, а еще можете долго заниматься рутинными делами, тернистый путь знаний приведет вас к успеху.
Умение учиться. Есть миф, что мозг перестает активно воспринимать информацию после 25 лет. Отчасти это правда: у детей создается больше нейронных связей, чем у взрослых. Но синапсы программируются действиями и событиями в ходе всей жизни, и мозг со временем сам отбирает нужные. Вместо старых нейронных связей возникают новые, рассчитанные на получение нового опыта. Значит, когда вы взрослеете, ваш мозг попросту перестраивает систему обучения. Поверьте, она способна творить чудеса.
Помимо необходимых качеств, замеченных моим сторонним глазом, есть и не самые приятные моменты, с которыми могут столкнуться начинающие айтишники:
Синдром самозванца. Он включает в себя множество факторов: страх не оправдать ожидания, высокую самокритичность, невозможность объективно оценить свои компетенции, связь успеха с удачей и другие. Вообще это присуще любым начинаниям, поэтому всегда надо быть готовым побороть лишние мысли в голове.
Низкая зарплата. Многие свитчеры получают на новом месте меньше, но это позволяет достичь большего в будущем. Иногда лучше потерпеть, ведь главное на старте — наработать опыт.
Множество собеседований. Их будет много, просто не сдавайтесь и продолжайте искать.
Размышляя над темой свитчинга, я поняла, что можно расширить границы термина за пределы ИТ. Не все любят кино, но каждый хоть раз в жизни его смотрел. Никто и не подозревает, как много голливудских звезд сталкивались с трудностями, пробовали разные карьеры, стучались в закрытые двери — и в итоге добились всеобщего признания. Итак, дальше — мой хит-парад.
Дэвид Уорк Гриффит
Легендарный американский режиссер 20 века, больше всего известный по фильму о расизме «Рождение нации». Это был самый масштабный и спорный кинопроект начала двадцатого века: он длился три часа, включал более полутора тысяч сцен и несколько раз переиздавался. Его официально смотрели в Белом Доме и запрещали во Франции.
Слава пришла к Гриффиту только в 32 года после множества трудностей и перипетий. Его талант заметили только после первой короткометражки «Приключения Долли», где он показал свое умение работать со зрительским интересом. Это помогло ему стать главным режиссером студии «Байограф» и спустя время — настоящей легендой.
Но сам Гриффит пришел к успеху далеко не сразу. Отец мальчика был богатым плантатором и, конечно, в гражданскую войну встал на сторону конфедератов с Юга. После победы Севера в 1865 семья находилась на грани нищеты, а в 1882 отец вовсе скончался, оставив документы о полном банкротстве. Семья держалась лишь на жаловании сестры Девида, которая работала учителем и сама дала брату образование.
Гриффит перепробовал бесчисленное множество профессий: редактор газеты, разнорабочий, пожарный, металлург, библиотекарь, лифтер, курьер. Однако любовь к искусству, особенно к кино, присутствовала в нем всегда. Он приобщился к театральной труппе и стал подрабатывать бродячим актером, но карьера не задалась и здесь. Проблема была в характерной внешности и южном аристократизме, что никогда не приносило главных ролей.
«Рождение нации» — первый полнометражный фильм длиной в три часа, внесший огромный вклад в кинематограф. Взять хотя бы фразу «Свет, камера, мотор!» — именно Гриффит произносит ее впервые на площадке. Крупные планы и параллельный монтаж — тоже изобретения режиссера.
Роман Полански
Большинству известна трагедия с женой режиссера Шэрон Тейт и бандой Чарльза Мэнсона. Но кроме этого события в жизни Полански было много других тяжелых моментов. Не буду сильно углубляться в детство, так как Роман, а точнее Ромек, имел польско-еврейское происхождение. Нетрудно догадаться, чему подверглась семья, жившая в Кракове во времена нацистской Германии. В возрасте десяти лет мальчик лишился всех и стал свидетелем ликвидации краковского гетто.
Фильмы Полански не просто так насыщены тревогой, отвращением, насилием и убийствами. С момента побега из Кракова он то и дело ютился у приемных семей, питаясь гнилой картошкой, а однажды и вареной древесной корой. Не умел читать до тринадцати лет, был странным и отрешенным от мира мальчиком. Конечно, тогда никто не верил, что он сможет стать настоящей звездой, а многие даже думали, что ребенок болен аутизмом.
После окончания войны Полански мечтал связать свое будущее с велоспортом и активно тренировался, несмотря на не совсем подходящую комплекцию. Но случилась еще одна трагедия в жизни режиссера. Он столкнулся с серийным убийцей Янушем Дзюбой, который заманил Полански в тихое место якобы для покупки велосипеда, а затем избил и ограбил его.
После долгого восстановления режиссер принял окончательное решение — только кино. Несмотря на события, которые легко могли сломать психику, целеустремленность Полански позволила достичь цели, создать настоящий шедевр жанра ужасов — фильм «Ребенок Розмари» — и заслуженно получить множество известных кинопремий. А если вам хочется не только прочитать о жизни режиссера, но и увидеть события войны его глазами, посмотрите «Пианиста». Оскароносная картина рассказывает об одном из лучших польских пианистов, которого настигает самое страшное — встреча с немецкими фашистами.
Джордж Лукас
Пионер фантастических блокбастеров, обладатель почетной пальмовой ветви Каннского кинофестиваля задолго до «Звездных войн» мечтал совсем о другом. В школе он учился плохо, еле сдавал экзамены и даже не умел грамотно писать. Будущую легенду интересовали только гонки. Лукас днями напролет тренировался на подаренном родителями Autobianchi Bianchina, гоняя по улицам и любимому споту — подземному кругу под торговым центром в Модесто.
Карьеру гонщика остановила трагическая случайность. В восемнадцать лет молодой Лукас попадает в страшную аварию. С тех пор гонки остались позади, а Лукас выбрал карьеру режиссера и создал франшизу «Звездных войн», включающую один из шести самых кассовых фильмов в истории — «Звездные войны: Эпизод 4 — Новая надежда». Забавно, что культовый и любимый фильм миллионов людей режиссер называет лишь семейной мыльной оперой и не считает великим достижением.
Харрисон Форд
В продолжение разговора о Джордже Лукасе стоит упомянуть карьеру его главного открытия — Харрисона Форда, сыгравшего Хана Соло. Жизнь актера всегда была так или иначе связана с кино, но однажды он чуть из него не ушел.
В 22 года он попал в Голливуд, участвуя в проекте для новых талантов от Columbia Pictures. Но был уволен, когда оскорбил одного из продюсеров. Дальше его карьера начинает петлять: из-за инцидента Форда не берут на пробы. Его имя даже не добавляли в титры, а однажды и вовсе приписали букву J, чтобы не спутать с актером немого кино. До участия в «Звездных войнах» он попробовал себя в более двадцати картинах и ни одна не принесла успеха.
Тогда он стал плотником. Кем-кем? Да, вы правильно прочитали. Харрисон Форд — самый знаменитый плотник Голливуда. Чтобы кормить жену и детей, недостаточно мелких ролей, поэтому актер выбрал более стабильный доход. Он построил студию Сэма Мендеса и набрал еще знаменитых клиентов. Работа шла успешно, он нанял нескольких помощников и перестал думать о другой карьере. Но все же до конца отпустить актерство не смог.
Встреча с Джорджем Лукасом стала судьбоносной. Режиссер хотел заменить пол в кабинете и был так впечатлен работой Форда, что пригласил его на пробы в фильме «Американские граффити». Актера начали замечать студии, но он продолжал заниматься своим бизнесом. Только после того, как Лукас выбрал 35-летнего Форда на роль Хана Соло, он полностью ушел в кинематограф.
Четыре человека из множества актеров, режиссеров и продюсеров — далеко не все, кто с трудом шел к успеху. Если бы я писала обо всех, то вы бы читали статью несколько часов. На этом у меня все — в следующих материалах продолжу раскрывать интересные факты из мира кино!