В защиту свободы информации

ae28662cf84969f4e706f56be4433f17

Когда блокировали RuTracker, LinkedIn и Telegram — я молчал. Когда начали блокировать Tor — я ворчал. Теперь, когда Google выкатили штраф на 7.2 млрд. рублей — я не могу молчать.

Пришло время высказать некоторые оценочные суждения про блокировки, штрафы и «суверенный интернет».

«Вы не продали мне бутылку пива — и поэтому я сожгу ваш магазин!»

Именно так выглядят угрозы заблокировать YouTube, под предлогом того, что сервис «нарушает ключевые принципы свободного распространения информации и беспрепятственного доступа к ней».

Напомню:

  • В конце сентября 2021 года Роскомнадзор угрожал заблокировать YouTube, если не будут разблокированы два канала, принадлежащие «Russia Today» (www.rbc.ru/politics/29/09/2021/61540aa29a7947ec5811f34f);

  • Девять дней назад YouTube вновь угрожали заблокировать, если не будет разблокирован канал, принадлежащий «Russia Today» (www.rbc.ru/rbcfreenews/61bc6ac49a794775c09a8655).

Меня не волнуют разборки YouTube с отдельными создателями контента, как и мнение РКН об «актах цензуры», тем более что блокировка YouTube будет куда более масштабным актом цензуры и нарушением «принципа свободного распространения и беспрепятственного доступа к информации». Я, как пользователь этого сервиса, просто хочу иметь доступ к контенту.

Но есть вопрос, который вызывает интерес: кто отвечает за сопутствующий ущерб, причиненный массовыми блокировками наподобие тех, что мы наблюдали в апреле 2018 года? (www.rbc.ru/newspaper/2018/04/17/5ad4b5c59a794739885fa03a)

Джонни, ты воюешь не в ту сторону!

Идея блокировок доступа к информации, на мой взгляд, изначально ущербна. Можно бесконечно гоняться за неугодными сервисами и копиями «незаконной информации» — и ничего не добиться. Выдающимся примером этого можно назвать попытку заблокировать Telegram на территории РФ: люди хотели пользоваться этим мессенджером, и ничего им не помешало продолжать это делать, просто приходилось пользоваться прокси.

Значит ли это, что нужно разрешить к любой информации? Нет. Скорее всего, наше общество ещё к этому не готово.

На мой взгляд, человек, обладающий развитым критическим мышлением и имеющий четкие морально-нравственные ориентиры, не нуждается в том, чтобы ему указывали какая информация хорошая, а какая — плохая и, соответственно, запрещена. Такой человек не станет, скажем, калечить людей, начитавшись какой-либо литературы, или донатить трэш-стримерам. Нужно стремиться к тому, чтобы общество само отвергало такую информацию и площадки, на которых она размещается.

Вас об этом не просили

В 2016 году доступ к социальной сети LinkedIn был заблокирован в РФ по причине нарушения правил хранения персональных данных российских пользователей. Что с этим не так?

  • Зарегистрированные пользователи сами предоставили свои персональные данные LinkedIn;

  • Пользователи имеют возможность управлять настройками приватности;

  • Пользователи имеют возможность запросить копию всех данных своего аккаунта, а также удалить аккаунт в любой момент.

Почему при таких вводных надо беспокоиться о сохранности данных пользователей? Может лучше стоит побеспокоиться о торговле данными сотовых операторов и банков, процветающей на территории РФ, и лишь после этого выставлять себя бастионом безопасности персональных данных? А ещё лучше — всерьёз заняться телефонными спаммерами, вот уж точно, за что люди будут благодарны.

Об оборотном штрафе Google в размере 7.2 млрд рублей

»24 декабря 2021 года Мировой суд Таганского района Москвы оштрафовал Google на 7 221 916 235 рублей по статье с оборотным штрафом за массовые повторные нарушения законодательства РФ и неудаления запрещенной информации по предписаниям Роскомнадзора.» (Суд оштрафовал Google на 7,2 млрд рублей / Хабр (habr.com))

Очень надеюсь на то, что Google не решит уйти с российского рынка из-за этого штрафа и не прекратит предоставлять услуги российским пользователям.

Почему мне это важно?

  • Использую Gmail в качестве основной электронной почты, как личной, так и рабочей. К личному email привязано множество других сервисов, поэтому потеря доступа к нему вызовет проблемы.

  • Использую смартфон на OS Android, и для работы мне требуются некоторые приложения из Google Play Store. Невозможность регулярно обновлять эти приложения до актуальных версий, а также получать push-уведомления создаст не меньше проблем, чем потеря доступа к email.

  • Пользуюсь поиском от Google, Google Docs, Google Translate, Google News, YouTube.

Почему я не хочу использовать альтернативы от российских компаний?

  • Видеосервис YouTube ценен в первую очередь своим контентом. RuTube и Smotrim.ru даже близко не являются его конкурентами или альтернативой.

  • По моим наблюдениям, поиск Google по интересующим меня темам выдает более релевантные результаты чем Yandex. Наверное, это всё же дело личных предпочтений.

  • Почта Mail.ru — работает медленно, интерфейс захламлен рекламой, пропускает спам во входящие. Несмотря на все эти недостатки пользуюсь ей в качестве резервной почты для восстановления аккаунтов, так исторически сложилось. Про почту Яндекса ничего сказать не могу, не пользовался. VK почта появились относительно недавно, интерфейс значительно быстрее и не захламлен рекламой, по сравнению с Mail.ru. Некий выбор есть, но отношусь ко всем вариантам с осторожностью.

С учетом нынешних размеров глобальной паутины, скорости появления нового контента, простоты размещения копий контента на разных веб-ресурсах, и глобального характера деятельности Google — бессмысленно пытаться возлагать на них обязанность модерировать всю поисковую выдачу, и бодаться в судах из-за неудаления какой-либо информации.

Вместо этого РКН совместно с поисковиками мог бы проработать интерфейс для автоматического обмена списками, по которым пользователи, при желании, могли бы дополнительно отфильтровать поисковые результаты. Поставишь галочку — и продолжишь жить в розовых очках. Снимешь галочку — увидишь реальный мир.

© Habrahabr.ru