В США психологи организуют платные занятия для профилактики смартфонной зависимости у детей

5o7fe_7jpw2uco2vepzpahrwlkk.jpeg

В отличие от компьютерных игр интернет-зависимость еще не получила официальный статус заболевания, но тревоги этот феномен вызывает не меньше. В США многие школьные психологи и специалисты, консультирующие родителей, отмечают, что чаще всего к ним обращаются с вопросами в духе «Что делать, если мой ребенок все время сидит уткнувшись в телефон?». Некоторые из них сделали выводы из этой статистики и стали осваивать соответствующую нишу на рынке.

Новая профессия получила в интернет-изданиях название screen-free parenting coach. По сути, речь идет о педагоге или психологе с узкой специализацией, который помогает родителям избавить детей от привычки постоянно смотреть в экран. В США организации, оказывающие подобные услуги, появились уже в нескольких городах; самые крупные из них насчитывают около 500 сотрудников. В будущем число специалистов этого профиля, вероятно, будет расти — Глория ДеГэтано, одна из психологов, занимающихся проблемой, уже основала институт для подготовки кадров и составила программу обучения.
Услуги специалистов пока доступны только зажиточным семьям — часовое занятие обходится клиентам в сумму от 80 до 250 долларов, а для достижения эффекта обычно требуется около десятка сессий. Консультанты действуют по-разному: кто-то играет роль приходящей няни, которая организует досуг ребенка на дому, кто-то, напротив, работает на особых площадках, где «пациенты» открывают для себя развлечения, полностью оторванные от виртуальной реальности. Однако все они сходятся на том, что проблему нужно решать на уровне семьи и что главным препятствием к самоограничению обычно становится простой факт: дети не понимают, чем еще можно себя занять, а родители не могут предложить им альтернатив.

На первый взгляд это может показаться странным: современные родители по большей части относятся к поколению, которое росло в куда менее технологичной среде. Но это обстоятельство скорее усложняет дело — опыт детей и родителей оказывается слишком разным. Взрослые не могут обратиться к собственному детству и вспомнить, как решалась проблема в их семье. Готовых методов профилактики зависимости от смарфтона, правил взаимодействия с девайсами, проверенных прошлыми поколениями, еще не существует.

Специалисты в центрах работают с клиентами, чтобы создать этот свод правил и в то же время переключить внимание ребенка на другие виды деятельности. Они подчеркивают, что во многом отношение детей к технике определяется тем, что они видят вокруг, поэтому запрещать смотреть в экран за обеденным стол, если у самого на колене лежит смартфон, бесполезно. Результат тренингов подразумевает постепенное изменение образа жизни всех членов семьи. Что же касается альтернативных развлечений, они не поражают воображения — чаще всего родителям предлагается оборудовать спортивный уголок, завести домашнее животное или учить ребенка играм, развивающим воображение.

Самоочевидность этих рекомендаций психологов вызывает скепсис у некоторых их коллег. «Сейчас на коммерческую основу переводят все, что только можно перевести, — говорит детский психолог Эрика Рейшер. — Именно этот подход, зацикленность на оптимизации и эффективности, и привязывает нас к телефонам. Мы хотим готовых ответов — скажите нам, что делать, и мы сделаем». Однако сами клиенты отзываются о практике положительно: сторонняя помощь помогает не только понять, что как действовать, но и закрепить новую модель поведения, не останавливаясь на полпути.

© Habrahabr.ru