В США обсуждают вопрос регуляции беспилотного автотранспорта

Будущее, в котором вы можете доехать домой на беспилотном «убере», становится все ближе, по мере того как технологические гиганты совершенствуют свои разработки в области автономных систем вождения. Но, похоже, многие все еще не готовы «отдать баранку» в руки искусственному интеллекту. Одним из главных препятствий на пути к роботизации транспорта стоят устаревшие законы, многие из которых были разработаны с учетом наличия в автомобиле человека в роли водителя.

Cruise AV
На фото: кабина автомобиля Cruise AV без ручного управления. Автор: Mike Wayland

В январе 2018 года автомобильный гигант General Motors обратился в Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) с петицией, в которой запросил разрешение выпустить на дороги Сан Франциско 2500 беспилотных электрокаров Chevrolet Bolt. Для этого Управление должно «закрыть глаза» на несоответствие данных автомобилей 16 требованиям Федерального стандарта безопасности моторных транспортных средств.

Данные требования, в частности, включают наличие в автомобиле стандартных элементов управления — начиная от руля, педалей газа и тормоза и заканчивая такими вещами, как зеркала заднего и бокового вида, приборная панель, рычаг переключения передач, и сигнальные огни. Другими словами, требования стандарта ориентированы на водителя и его взаимодействие с автомобилем.

Целью же GM является создание автомобиля без водителя и запуск на его основе сервиса беспилотного роботакси, которое можно будет вызвать из приложения, подобного уже известным Uber и Lyft. В автомобиле GM не будет ни руля, ни других стандартных элементов управления. Именно поэтому им необходимо получить освобождение от требований стандарта на время тестирования своего сервиса.

При этом, как оказалось, не все в восторге от идеи GM. В марте этого года NHTSA опубликовала петицию GM для публичного обсуждения, в ходе которого многие компании, включая производителей автомобилей, а также страховые компании, озвучили свои возражения против послабления в законодательстве.

В частности, в Национальной ассоциации компаний взаимного страхования (NAMIC) выступили против разрешения на использование беспилотных автомобилей, пока не появится достаточно данных, о том, насколько они безопасны. В своем отчетео безопасности автономных систем вождения, NAMIC высказали опасения по поводу слишком быстрого внедрения беспилотных автомобилей. По их словам, «NHTSA не имеет права отменять стандарты безопасности, установленные на федеральном уровне, чтобы выпустить на дороги автомобиль, безопасность которого недосказана».

Другая организация — Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) — также высказалась против инициативы GM. По мнению IIHS, нельзя разрешать GM выпускать автомобили без стандартных для индустрии мер по обеспечению безопасности, таких как, например, фары дальнего света. Кроме того, в IIHS порекомендовали проектировать беспилотные автомобили так, чтобы невозможно было начинать движение, пока все пассажиры не пристегнуты, и призвали GM опубликовать данные по тестам безопасности и краш-тестам их автомобилей.

Сотрудники Центра по безопасности автомобилей, некоммерческой организации, созданной Союзом потребителей, опубликовали открытое письмо призывающее NHTSA отклонить просьбу GM. По их мнению, безопасность беспилотных автомобилей должна быть продемонстрирована экспериментально, перед тем как их можно будет выпускать на общественные дороги.

Есть и те, кто поддержали инициативу GM. Среди них такие организации как Матери против вождения в нетрезвом состоянии (MADD), Национальная федерация слепых (NFB), Ассоциация телекоммуникационной индустрии (TIA) и Американская ассоциация грузоперевозок (ATA). Они утверждают, что внедрение беспилотных автомобилей позволит существенно снизить количество автомобильных аварий.


По данным NHTSA более 37 000 людей погибли в автокатастрофах в США в 2017 году, 2,7 миллиона получили ранения. Общее же количество автокатастроф составило 6.4 миллиона. При этом более 90% аварий случаются вследствие человеческой ошибки.

В NHTSA высказали намерение продолжить публичную дискуссию о предотвращении законодательных барьеров к внедрению беспилотных автомобилей.

Тем временем, несмотря на большое количество критики, GM, похоже, не собирается сбавлять обороты. На прошлой неделе стало известно, что Cruise Automation (отделение беспилотных разработок GM) получило $1.15 миллиардов инвестиций. В своем выступлении на конференции «Будущее Мобильности», организованной RBC Capital, Markets, Даг Паркс, вице президент GM по беспилотным автомобилям и электрокарам, заявил, что «пока разрешение регулятора не будет получено, GM не станет выпускать автомобиль без стандартных элементов управления». Однако, как отметил Паркс, компания готова запустить роботакси на основе машин Cruise AV предыдущего поколения, в которых все еще присутствует ручное управление.

GM — не единственная компания в гонке за беспилотное будущее. Форд также планируют выпустить автомобили без руля и педалей к 2021, тогда как Waymo уже запустили свой первый коммерческий сервис автономного такси в городе Феникс. Автомобильные компании продолжают бороться за преимущество на беспилотном рынке, однако всем им, так или иначе, предстоит преодолеть барьеры, связанные с устаревшим законодательством.

© Habrahabr.ru