В «Сколтехе» представили новый метод реабилитации людей после инсульта с помощью VR-тренажёра

Учёные из «Сколтеха» разработали метод реабилитации пациентов с обездвиженными после инсульта или травмы ногами. В его основ лежит интерфейс «мозг — компьютер» с виртуальной реальностью и неинвазивная электрическая стимуляция спинного мозга. Этот метод помогает парализованным пациентам вернуть контроль над нижними конечностями, восстановив связь между намерением совершить движение и сокращением необходимых для этого мышц. Система способствует освоению движений, которые выглядят естественно. Разработка была представлена на IV Международной конференции «Нейротехнологии и нейроинтерфейсы».

7c65ee8791634980b62b31c0510dfd1e.png

05d5ecaede28bf482d995d3a49f3364b.pngИван Ниненко

Автор работы, стажёр-исследователь «Сколтеха» 

«Перенёсшие инсульт пациенты зачастую сталкиваются с необходимостью проходить программу реабилитации, чтобы заново связать намерение мозга пошевелить конечностью и соответствующую мышечную активность; иногда это актуально и при обездвиживании вследствие травмы.  Созданный нашим коллективом тренажёр впервые совмещает следующие элементы:  
VR-шлем, поддерживающий иллюзию свободной конечности и демонстрирует пациенту виртуальную цель, которой нужно совершить движение;  нейроинтерфейс, регистрирующий намерение пациента;  робот, реализующий движение ноги по естественной траектории. И наконец, электростимуляция спинного мозга через кожу, которая, грубо говоря, усиливает поступающий от головного мозга сигнал».

Нейроинтерфейс в составе тренажёра является стандартным устройством, представляющим собой шапочку с электродами, которые регистрируют электрическую активность мозга. А вот программное обеспечение специально доработано исследователями и заточено именно на то, чтобы распознавать намерение совершить движение.

Перемещающий конечность робот — это промышленный манипулятор производства KUKA с высокоточными датчиками крутящего момента. Он перемещает ногу пациента в направлении цели в виртуальной реальности, на которой тот сосредотачивается. Написанное командой программное обеспечение позволяет роботу воспроизводить естественные телодвижения, пристраивая траекторию, характерную для конечностей здорового человека.

86681fc8f137638dbe0dd9c478c53265.png

В очках виртуальной реальности видно несколько целей, в направлении одной из которых пациент совершает движение ногой. Он сосредотачивается на движении, и намерение считывается интерфейсом «мозг — компьютер» по нейронной активности, а робот выполняет движение, но в виртуальной реальности пользователь видит лишь движущуюся ногу, без манипулятора. Для мозга движение выглядит как будто он его вызвал и контролировал, и это помогает восстановить разорванную связь.

Наконец, последний элемент системы — неинвазивная электростимуляция спинного мозга поверхностными электродами, прилепленными к спине в области позвоночника. Дело в том, что нейроны могут получать от мозга так называемый подпороговый сигнал, которого не хватает для активации. А внешняя стимуляция позволяет преодолеть этот барьер и в конечном итоге сформировать надёжные нейронные связи, которые смогут функционировать без искусственной поддержки.

847ef6c511f800df9d4108f2e2988a17.pngДмитрий Тетерюков

Соавтор исследования, доцент «Сколтеха», глава Лабораторию интеллектуальной космической робототехники

«По данным Международной федерации робототехники, в 2021 году продажи медицинских роботов выросли на 23% и в мире было продано 14 823 медицинских робота, в основном хирургических и реабилитационных. Наша работа — важный шаг к тому, чтобы понять потребности пациентов в отношении ключевых функциональностей. В перспективе мы можем в сотрудничестве с больницами разработать реабилитационные роботы для российского рынка с целью повышения качества жизни инвалидов в нашей стране. Предстоит ещё много работы, прежде чем метод можно будет использовать в клинической практике. У нас в планах строгая проверка эффективности системы и добавление элементов геймификации — надеемся, пациенты их оценят и найдут полезными».

© Habrahabr.ru