В России закрываются салоны Samsung: второй эшелон наступает?
На прошлой неделе была опубликована информация о банкротстве (точнее, заявке на таковое) ритейлера «Белый ветер цифровой», который в топе российских продавцов бытовой электроники занимает 16-е место. Среди более полусотни требования погашения задолженности особенно выделялась Apple с желанием вернуть больше всех — 456,9 миллиона рублей (~$12,3 миллиона долларов). Сегодня появился любопытный инфоповод, напрямую связанный с приведенным банкротством. Начала мельчать монобрендовая розничная сеть Samsung, прекращена работа 35 магазинов. Почему? Ответ прост — управлением этих салонов как раз занимался «Белый ветер». Как уточняет «Коммерсантъ», всего с начала года Samsung приостановила работу около 20% фирменных салонов по всей России.
Это не первый случай «деактивации» салонов Samsung, ранее в текущем году до десяти магазинов (из активных на тот момент 66 точек) закрыл Inventive Retail Group. В качестве причины такого шага гендиректора компании Тихон Смыков называет, с одной стороны, слишком быстрый рост розничной сети Samsung в 2012 году. С другой — «радикальное изменение структуры рынка смартфонов и планшетов», рост доли брендов второго и третьего эшелона и сокращение интереса потребителей к продукции лидеров рынка, включая Samsung и Apple.
Все тот же «Коммерсантъ» со ссылкой на некого сотрудника «крупной розничной сети» утверждает, что продажи Samsung Galaxy S5 почти в два раза уступают флагману-предшественнику. В принципе, Samsung и сама вряд ли ожидала мега-рекордов. Немного абстрагируясь от России — на Украине практически изначально действовала акция с полностью «халявным» Samsung Galaxy Tab 3 8.0 в придачу при покупке топового смартфона. Об этом мой коллега alexeystar рассказывал еще в апреле. Аналог такого предложения добрался до России в конце июля, но с менее интересной «таблеткой». В магазинах Master PC продавали за 31 000 рублей пару из Samsung Galaxy S5 и Galaxy Tab 3 7.0 Lite. По отдельности модели стоят почти 30 000 и 6 000 рублей.
Появившаяся новость — лишнее подтверждение суровых реалий, которые далеко не первый месяц складываются на мобильным рынке. Позволю себе процитировать майскую заметку alexeystar: «Процесс «отъедания» рыночной доли локальными марками А-брендам порядком надоел, а противопоставить небольшим, но дерзким компаниям мастодонты рынка ничего не могут. То есть собралась, например, LG разрабатывать смартфон на 100 баксов. Она вложит кучу денег в софт, разработает уникальный дизайн, подберет правильные материалы корпуса, обеспечит отсутствие серьезных глюков даже в первых прошивках. А потом окажется, что бюджет израсходован на две трети, и в этот аппарат придется ставить хилый процессор, 3-дюймовый экран с невысоким разрешением и 512 Мб ОЗУ. У аналога от российской марки/китайского производителя будут и глюки, и материалы менее износоустойчивые, и камера похуже, зато дисплей 5-дюймовый и ОЗУ гигабайт. В итоге покупатели все чаще предпочитают «российских китайцев».
А в результате в мае ABI Research озвучила прогноз о том, что к 2019 году две три смартфонов будут базироваться на референсных дизайнах разработчиков чипсетов. 23 процента таких аппаратов будут стоить в рознице дороже 200 долларов, остальные — дешевле. Но при этом флагманы все равно останутся в единоличном ведении А-брендов, тут никто давать слабину не намерен.
Вряд ли Samsung в конечном счете повторит судьбу Nokia, которая в 2012 году закрыла абсолютно все свои магазины на территории России. Хотя в свое время такое будущее Nokia также едва ли можно было предсказать. Происходящее вполне согласуется с итогами IDC по России за второй квартал, поставки одних только планшетов Samsung сократились на 48,3%. Недалеко ушла Apple — 48,3% со знаком «минус».
И снова вспоминаются примечательные достижения второго эшелона. Пару недель назад был опубликован отчет «Связного», в июле на протяжении шести недель впервые в России отечественный B-бренд занял первое место по продажам и обошел A-бренд в лице Samsung. По планшетофонам, все тот же «Связной» озвучил за первый квартал 2014 года: всего на долю B-брендов приходится 40% продаж.
А что со смартфонами? «Связной», тот же период: «Значительно возросла роль В-брендов на рынке, особенно в сегменте смартфонов стоимостью до 5 тыс. рублей. По итогам 3 месяцев 2014 года этот сегмент занял уже 42% рынка в натуральном выражении, что на 20 п.п. больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Доля устройств В-брендов в данной ценовой категории составляет порядка 60% и в штуках, и в денежном выражении».
Из любопытства не поленился, да весьма банальным методом посмотрел — как там у населения обстоят дела с проявлением интереса к разным брендам? Смотрим по А-брендам.
Картина идентичная, очевидный спад практически аккурат с начала 2014 года, с гораздо более ранними предпосылками. Помог только сезонный новогодне-рождественский пик, который лишь краткосрочно улучшил ситуацию.
А что у B-брендов? Explay, Fly и Highscreen — только вверх, стабильный рост с небольшим коридором колебаний. Яндекс демонстрирует единодушие со статистикой продаж розничных сетей.
Спонтанным такой результат никак не назовешь. Тем более что запрос «куплю смартфон» только набирает популярность. То есть, спрос на рынке смартфонов непрерывно растёт.
И после этой отправной точки люди уже целенаправленно предпочитают смотреть, что там предлагают бренды второго эшелона. Как думаете, стоит ли ждать принципиальных изменений наметившейся тенденции в долгосрочной перспективе? Или всё-таки мастодонтам рынка смартфонов — A-брендам удастся переломить ситуацию?