В России закончили строительство плавучей АЭС «Академик Ломоносов»

7eb5eead206eec6d00c94299be96327c.jpg
Источник: Росатом

Об атомном плавучем энергетическом блоке «Академик Ломоносов» на Geektimes писали единственный раз пару лет назад. Тогда строители как раз приступили к завершающей стадии строительства этой системы. Сейчас все инженерные работы завершены, дело за малым — доставить созданное руками тысяч людей в место, где блок будет работать много лет. Территорию «Балтийского завода» в Санкт-Петербурге плавучий энергетический блок (ПЭБ) покинул пару дней назад, сейчас он находится на пути к месту своего постоянного базирования — Чукотке.

«Заплыв» плавучей АЭС разбит на два этапа. Первый — путешествие из Санкт-Петербурга в Мурманск. Второй — из Мурманска в Певек. Сейчас на борту станции нет ни ядерного топлива, ни основной команды, которая обеспечит работу ПЭБ с началом ввода системы в эксплуатацию. «На первом этапе ПЭБ без ядерного топлива на борту будет отбуксирован с территории Балтийского завода к причалу ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. Далее, на втором этапе — ориентировочно летом 2019 года — он, с уже загруженным ядерным топливом и экипажем на борту, будет доставлен из Мурманска в морской порт Певека», — заявил заместитель руководителя Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Дмитрий Алексеенко.
Ранее у экспертов возникали сомнения, что объект будет готов в срок, но за последние несколько месяцев инженерам удалось значительно повысить скорость работ. Это и позволило завершить все работы вовремя. Задача следующего этапа — подготовка объекта для принятия на борт ядерного топлива. Само собой, эта задача вовсе непростая, требуется обеспечить как безопасность людей, так и сохранность самого топлива, вкупе с бесперебойной работой самой станции.

Транспортировкой занимается ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота». Специалисты считают, что при отсутствии проблем, включая неблагоприятные метеоусловия, скорость каравана (ПЭБ путешествует не один) составит примерно 3,5–4,5 узла. Немного, но для морского судна таких размеров это вполне достаточно.

В Певеке, где будет размещаться плавучая атомная теплоэлектростанция, все это время велись подготовительные работы. Активны они и сейчас, ведь к моменту прибытия системы необходимо создать мол-причал, комплекс административных и технических зданий, гидротехнических сооружений и береговой площадки. Все это будет обеспечивать безопасную стоянку энергоблока и приемку с него энергомоста в том месте, где будут проходить электрические связи и выдача энергии на берег.

629d095c3f6590059801b1cd079b4b76.jpg

Осенью этого года команда специалистов загрузит ядерное топливо в реактор и запустит его. ПЭБ после этого будет доставлен по Северному морскому пути к месту своей постоянной работы, после чего его подключат к береговой инфраструктуре в г. Певек. После того, как плавучая АЭС будет запущена и введена в эксплуатацию, она сможет заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ. Они уже давно технологически устарели. К слову, если все пройдет по плану, то «Академик Ломоносов» станет самой северной атомной станцией в мире. Сам он представляет собой транспортабельный энергоблок малой мощности, это новый класс источников энергии на базе российских технологий атомного судостроения.

В условиях региона, где будет размещаться плавучая АЭС, сложно создавать стационарные системы такого типа. Технологически и логистически проще доставить на место необходимый объект, построенный в ином регионе.

Что касается технических характеристик, то станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, они способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме. Этого вполне достаточно для обеспечения энергией города с населением в 100 тысяч человек.

Блок конструировали специально для работы в условиях крайнего Севера и Дальнего Востока, а его главная задача — обеспечение энергией удаленных промышленных предприятий, портовых городов, газовых и нефтяных платформ, которые расположены в открытом море. ПАТЭС разработан с большим запасом прочности. Он с лихвой перекрывает все возможные угрозы, включая цунами и иные природные катастрофы. Текущий режим работы и все процессы на плавучем энергоблоке отвечают требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

© Geektimes