В России разработали серию пассажирских электрических судов с салоном-трансформером
Линейку современных пассажирских судов на электротяге, в том числе скоростных, разработала российская компания «НПК Морсвязьавтоматика» из Санкт-Петербурга, занимающаяся разработкой и производством судовой электронной техники. Об этом рассказал агентству «РИА Новости» директор предприятия Андриан Правдин.
Ответное продолжение этой публикации на Хабре: «Самый большой в мире электрический паром Ellen начал выполнять регулярные рейсы»
В компании «НПК Морсвязьавтоматика» разработали три модели электрического речного транспорта:
- «Ситивольт» — однопалубный монокорпусный речной теплоход типа «Фонтанка»;
- «Экокрузер» — скоростной катамаран класса река-море, который способен составить конкуренцию «Метеорам» и «Кометам» (суднам на подводных крыльях);
- «Эковольт» — двухпалубный речной катамаран.
На данный момент разработка теплохода «Ситивольт» находится на стадии проекта, а строительство корпуса катамарана «Экокрузера» должно начаться в ближайшее время.
Опытный образец катамарана «Эковольт» компания пообещала продемонстрировать в сентябре на судостроительном форуме «Нева-2019».
Проектировщиками «НПК Морсвязьавтоматика» предусмотрено, что эти суда будут экологичными, бесшумными и экономичными.
На первый этапах разработки было продумано, что электрические пассажирские суда будут иметь стильный, современный дизайн, комфортабельные раскладывающиеся кресла и все удобства на борту, соединяя в себе привлекательный внешний вид и функциональность.
Элементы салонов обоих судов можно будет легко трансформировать при необходимости в разные зоны — ресторан, площадку для танцев, кинотеатр, переговорную комнату.
Проектные характеристики «Ситивольт», «Экокрузер» и «Эковольт»:
- максимальная скорость «Ситивольта» — 8 узлов (15 км/ч), вместимость до 60 человек, ожидаемая стоимость составит около 50 млн. рублей;
- максимальная скорость «Экокрузера» — 20 узлов (около 40 км/ч), вместимость до 200 человек, ожидаемая стоимость составит до 220 млн. рублей;
- максимальная скорость «Эковольта» 8 узлов (15 км/ч), вместимость до 77 человек, экипаж — два человека, ожидаемая стоимость составит 80–85 млн. рублей;
Затраты на эксплуатацию «Эковольта» значительно ниже, чем на эксплуатацию обычного дизельного судна. Согласно оценкам экспертов, на российский рынок можно поставить пять тысяч таких судов. Есть у проекта и экспортный потенциал. После запуска нового завода к концу года компания сможет ежегодно производить порядка 20 таких электрических судов.
В рабочих проектах учтено, что оба электрических пассажирских судна могут швартоваться к причалам как левым, так и правым бортом, а под потребности клиентов может быть изготовлена специальная модификация судов с возможностью швартовки к необорудованному берегу.
Параметры автономного хода и типы зарядки
Проектом заложено, что электрический катамаран «Эковольт» без подзарядки сможет преодолеть расстояние до 130 километров. Это приблизительно два круговых рейса между Петергофом и Санкт-Петербургом.
Процедуру зарядки электрических пассажирских судов «Ситивольт», «Экокрузер» и «Эковольт» предполагается выполнять с помощью:
- специальных стационарных зарядных станций, подключенных к внешней сети электропитания на причалах;
- плавучих зарядных станциях, запитанных от газогенераторов.
«НПК Морсвязьавтоматика» уже получила предзаказ на пять скоростных катамаранов «Экокрузер» от российского круизного оператора, а также участвует в тендере на поставку этих судов для юга страны. Также есть предзаказы и на теплоход «Ситивольт».
Данные проекты электрических пассажирских судов реализуются при содействии Министерства промышленности и торговли России и Российского речного регистра судоходства, а также является полностью отечественными разработками.
До 70–80% внутренних систем новых электросудов в «НПК Морсвязьавтоматика» разрабатывают и производят самостоятельно, что уникально по сравнению с классическими западными верфями.
У компании есть собственные ноу-хау для этих проектов: накопители энергии, движитель судна, комплексы внутрисудовой связи, системы вентиляции и кондиционирования,