В России разработали «механическую коробку передач для космоса»
Специалисты Самарского университета разработали новую уникальную систему управления положением космических кораблей. Статья о разработке опубликована в журнале «Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulation». Сотрудники университета считают, что новинка позволит повысить манёвренность космических аппаратов и увеличить эффективность расходования энергии.
Сейчас для управления угловым положением летательных аппаратов в космическом пространстве используются роторы-маховики, гиродины или двигатели ракетного типа, которыми могут быть оснащены большие аппараты. В Самарском университете им. Королева предложили новый тип многороторной системы, которую они называют «механической коробкой передач для космоса». Её возможно установить как на крупные космические аппараты, так и на миниатюрные спутники.
По словам учёных, принцип действия системы основан на мгновенных включениях и отключениях дополнительных роторов. Специалисты утверждают, что это повысит управляемость аппаратов. Директор Центра коммерческого космоса Самарского университета им. Королева, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Динамика и управление движением летательных аппаратов» Антон Дорошин рассказал, что учёные присоединяют «размороженные» вспомогательные роторы к основным роторам-маховикам, запустив их вращение в противоположную от главных роторов сторону. Это позволяет «мгновенно обнулить относительный кинетический момент роторов и собрать в аккумуляторы их энергию вращения для повторного использования».
Сама коробка содержит в себе многороторное ядро, внутри которого, как говорят в Самарском университете, можно соединять как одноосевые внутренние роторы, так и роторы с ортогональными осями. Это позволяет мгновенно менять угловое положение аппарата в пространстве за счёт уже накопленного кинетического момента и энергии вращающихся роторов. В то же время система предусматривает отключение гироскопических эффектов, так как главное тело, то есть весь корпус аппарата, при необходимости может быть переведён в режим движения монолитного твёрдого тела.