В погоне за лучшим будущим: дрон, маркирующий мины
Даже после выведения международных сил из Афганистана более чем 500 квадратных километров территории страны все еще усеяны почти 10 миллионами наземных мин.
Из-за них умирают и калечатся около 400 человек в год, большинство из них — дети.
К сожалению, ситуация в Афганистане далеко не уникальна. С подобным несчастьем столкнулись также Ангола, Ирак, Камбоджа и Босния, чьи жители до сих пор страдают от последствий военных действий, однажды происходивших на территории их стран.
Идея из прошлого
Массуд Хассани, голландский дизайнер, который первые 10 лет своей жизни провел в Афганистане, поставил перед собой цель исправить эту ужасающую ситуацию.
«Я вырос в районе Квасаба, Кабул, — вспоминает он. — Моя семья переехала туда, когда мне было 5 лет; в тот момент в стране уже шло несколько войн. Каждый день мы с моим братом Махмудом играли в поле, окруженном высокими холмами. У нас было не особо много игрушек, но мы научились делать свои. Одной из любимых моих игрушек была небольшая штуковина, которая вращалась за счет силы ветра. Мы устраивали состязания с другими ребятами: чью игрушку ветер унесет дальше в поле, тот и победил. Ветер в нашем поле был всегда сильным, и наши игрушки он уносил очень быстро и очень далеко. Каждый раз они оказывались на тех участках, куда нам заходить строго запрещалось, ведь там были мины. Я до сих пор вспоминаю, сколько же наших игрушек там осталось. Вот так у меня и родилась идея».
Уничтожать мины поможет ветер
У Массуда появилась амбициозная цель — избавить мир от мин в течение десятилетия.
«В 2011 году я занимался дипломным проектом в Академии дизайна в Эйндховене. Для работы мне понадобилось вернуться домой, где я планировал дать новую жизнь нашим игрушкам. Но только в этот раз моя «игрушка» должна была быть в 20 раз больше, тяжелее и сильнее. Называлась она Mine Kafon, что в переводе с местного наречия, языка дари, означает «Детонатор мин». Когда устройство наталкивается на мину, оно, как и мина, взрывается. Mine Kafon имеет вид сферы, сделанной из биоразлагаемого пластика и бамбука. С одной стороны, она достаточно легкая, благодаря чему она и приводится в движение ветром. С другой — ее веса достаточно, чтобы мина сдетонировала. Когда снаряд взрывается, Mine Kafon теряет всего несколько ножек, так что каждое устройство может уничтожить три или даже четыре мины. Устройство оснащено навигаторами, благодаря которым его местонахождение можно легко отслеживать. Это, в свою очередь, позволяет составить карту наиболее безопасных путей передвижений, а также подсчитать, сколько мин было уничтожено на определенном участке», — объясняет Массуд.
Глобальная статистика звучит весьма неутешительно. По данным ООН, начиная с 1960-х около 110 млн мин было установлено в 70 странах по всему миру. Каждый год из-за этого погибают от 15 000 до 20 000 человек.
«Если верить официальной статистике, в Афганистане сейчас около 10 млн мин. Но в действительности, как мне кажется, их намного больше. И если устройство Mine Kafon оказалось эффективным в Афганистане, я уверен в том, что его можно использовать и в любой другой стране, жители которой страдают от этой проблемы, ведь одна уничтоженная мина — это спасенная жизнь», — отметил Массуд.
Что нового: дрон, маркирующий мины
Во время Нидерландской недели технологий, которая проходила с 1 по 6 июня 2015 года в Эйндховене, Массуд продемонстрировал наработки по второму этапу своего проекта. Так, сотрудничая с несколькими партнерами, он продолжает работать над усовершенствованием конструкции своего устройства, пытаясь также снизить расходы на его производство. В данный момент исследователи экспериментируют с умными материалами, которые были разработаны в Нидерландах.
В определенный момент Массуд пришел к выводу, что для воплощения его замысла ему понадобятся дроны. Стоит упомянуть, что эти БПЛА пользуются достаточно плохой репутацией, в частности из-за того, что часто применяются в военных операциях. Как сообщается во многих газетах, в частности Washington Post, именно использование дронов стало причиной смерти нескольких мирных жителей в США.
«Мне всегда нравилась идея с дронами, — рассказывает Массуд, –, но использовать я их хочу для того, чтобы спасать жизни, а не отнимать их. Мы пытаемся понять, как можно задействовать дроны для обнаружения точного местоположения мин, ведь командам по разминированию намного легче работать, если они располагают такой информацией. Разработанный нами дрон оснащен особой рукой, на которой расположен чувствительный мини-детектор. Устройство парит над территорией, которую нужно разминировать, и брызгает краской именно в то место, где, по его данным, находится мина, а мы при этом получаем ее точные координаты. Также для создания дронов приходится использовать лишь цветные металлы — в противном случае существует риск, что мина сдетонирует, если дрон к ней приблизится. Так что, хотя идея сама по себе достаточно проста, для ее воплощения требуются командные усилия. Я очень надеюсь, что благодаря презентации моего проекта во время Нидерландской недели технологий мне все-таки удалось привлечь внимание мировой общественности. В данный момент мы занимаемся поисками партнеров, которые помогли бы нам с разработкой карт, а также инвесторов, которые согласились бы профинансировать работу над вторым этапом проекта. Иными словами, мы стремимся начать коммерческое производство устройства Mine Kafon».