В Китае открылся круглосуточный магазин без обслуживающего персонала
Шведская компания Wheelys разработала Moby Store — беспилотный круглосуточный магазин на колесах, который полностью управляется технологиями. Магазин расположился в университетском городке Хэфэйского технологического университета, примерно к 450 км к западу от Шанхая, где Wheelys работает вместе с исследователями над технологической составляющей проекта. Еще совсем недавно компания планировала создать кафе, которое можно перемещать с одного места на другое на велосипеде, а теперь тестирует модель автоматически управляемого круглосуточного супермаркета.
Внешне Moby Store — припаркованное на площади неподалеку от кампуса транспортное средство, похожее на автобус маскировочных киберпанковских расцветок. Благодаря стеклянному от пола до потолка фасаду посетители на входе могут разглядеть полки с красными коробками. Чтобы войти в магазин без кассы и персонала, нужно сканировать QR-код при помощи смартфона, о чём предупреждает табличка на входе.
Желающих купить что-либо в Moby Store беззвучно приветствует голографическое лицо. Ассортиментные группы товаров не будут уступать обычным супермаркетам: можно найти продукты питания, печатные издания и даже обувь. Все, что нужно сделать для покупки — сканировать штрих-код с помощью приложения для смартфона с зарегистрированной в нем информацией о банковской карте, а затем просто выйти из магазина. В этот момент система автоматически списывает со счета покупателя сумму покупки. Все системы Moby Store работают от солнечных батарей.
В отличие от такси и гостиничного бизнеса, которые стремительно меняются как в Китае, так и по всему миру под натиском Uber и Airbnb, розничная торговля еще не претерпела значительных технологических изменений. Однако некоторые компании работают над этим: так, Amazon тестирует аналогичную концепцию покупок в магазине Amazon Go среди своих сотрудников в Сиэтле. Пока посетитель рассовывает товары по сумкам и карманам, технологии компьютерного зрения и средства видеонаблюдения Amazon отслеживают действия и создают виртуальную корзину с покупками… Если посетитель вдруг передумает покупать какой-либо продукт, система автоматически удалит товар из корзины, а перед уходом дважды проверит ее состав.
Соучредители Wheelys решили тестировать новый магазин не в Швеции, а в Китае по нескольким причинам: высокой плотности населения и практически повсеместно развитой мобильной оплате. Согласно данным Better Than Cash Alliance, в 2016 году из 175 миллионов транзакций в день китайского оператора онлайн-платежей Alipay на смартфоны пришлось 60%.
В сочетании с повышением стоимости арендной и заработной платы поддерживать небольшие магазины становится все труднее. Бо Ву, который курирует проекты Wheelys в Шанхае, говорит, что он получил много запросов от владельцев крупных супермаркетов, которые хотят получить конкурентное преимущество благодаря технологиям.
Wheelys перевела весь отдел исследований и разработок, а также дизайн-отдел из Швеции в Китай, а также создала новое ответвление компании, занимающееся разработкой автоматизированной системы магазинов. Один из соучредителей Wheelys Пер Кромвелл отмечает, что следующий шаг — совершенствование технологии, которая управляет высокотехнологичным магазином на колесах. О том, насколько сильно изменились возможности компании после переноса технологических мощностей в Китай, компания не уточняет.
Младший специалист по информатике в Хэфэйском технологическом университете Вэй Ли, который тестировал магазин, но не участвовал в самом исследовании, задается вопросом, как магазин может одновременно обрабатывать множество покупок, и как избежать кражи в магазинах.
Совместно с Хэфэйским технологическим университетом Wheelys планирует разработать систему, которая собирает биометрические данные покупателя — в первую очередь, особенности походки, — когда он сканирует QR-код и использует датчики на полках для выбора и удаления предметов из «корзины». Покупатели должны будут заранее зарегистрировать учетную запись, и если один из элементов в корзине будет удален, система свяжется с идентификатором покупателя, чтобы предотвратить кражу.
После того, как покупатель завершит оплату, биометрическая информация, которую датчики собирают у двери, автоматически будет удаляться. Такая система безопасности будет установлена в магазине летом 2017 года. Тогда же любой желающий сможет установить на своем смартфоне приложение Wheelys 247 и отправиться за покупками в Moby Store.
В будущем Wheelys надеется интегрировать еще больше технологичных решений. Например, голограмма, приветствующая покупателей на входе, может стать полноценным консультантом с искусственным интеллектом: помогать в выборе продуктов, не выходить за рамки определенного бюджета и предлагать индивидуальные акции и решения. Также компания вынашивает план по созданию облачной системы, которая будет хранить информацию о поведении клиентов в целом, а также о предпочтениях отдельных покупателей.
Это поможет владельцам магазинов лучше анализировать информацию и решать, какие продукты лучше продавать в конкретных местах. Возможно, Wheelys даже удастся развить технологическую составляющую Moby Store до такой степени, что этот супермаркет на колесах сможет автономно пополняться, возвращаясь к складам, когда запасы товаров будут на исходе. Автономность транспортного средства также увеличит продажи, если магазин будет перемещаться в разные места в соответствии с прогнозами спроса.
В небольших городах и деревнях Швеции такие автономные магазины решат другую проблему: по словам Кромвеля, в маленьких населенных пунктах практически не осталось магазинов: люди переезжают в большие города, численность населения небольших поселков уменьшается. Чтобы сходить за покупками, остающимся приходится преодолевать большие расстояния.
Соучредители Wheelys также не исключают вариант запуска франшизы на Moby Store или специализированных магазинов. Таким образом можно снизить издержки и получать прибыль от продаж даже в отдаленных областях.