В чём не следует подражать Джобсу
Заказчики, млеющие от форм знака БМВ, не думают, что цвета и их расположение намекают на флаг Баварии, а сектора в круге символизируют самолетные пропеллеры (двигатели к которым «Баварские мотозаводы» когда-то изготавливали). Данный знак хорош только тем, что стоит на хороших машинах.
Артемий Лебедев, «Ководство», § 103.
Презентации, которые делал Стив Джобс, считаются (заслуженно) яркими, интересными и запоминающимися. После его смерти титул самого крутого спикера компаний технологической сферы не имеет однозначного обладателя, но одним из перспективных кандидатов, несомненно, является Илон Маск. Он не так близок к миру IT (носит пиджак!) и внешне кажется непохожим на Джобса, но между ними можно найти немало общего. Многие эксперты (и на Мегамозге в том числе) препарируют их презентации в поисках рецепта успеха. Капитан Очевидность в моём лице хочет отметить, что основная часть успеха Маска и Джобса лежит не в области выступлений. Но пойду дальше и скажу, что учиться выступать, повторяя их стиль, может быть опасно.
Нужно делать поправку на те условия, в которых находятся Джобс и Маск, на те ресурсы, которые у них есть и на те продукты, о которых они говорят.
Ресурсы
Наблюдение о том, что выступления Джобса : — результат, в числе прочего, массовой коллективной работы за кулисами, верно, но у простых-то смертных зачастую даже порепетировать в том зале и в точности в тех условиях, в каких будет выступление, возможности нет, куда уж там за кулисами коллективную работу вести. То есть советы там все правильные, но предполагают такие возможности, которых нет у большинства людей.
Посмотрите, пожалуйста, вот это короткое (три с половиной минуты) видео десятилетней давности, в котором Стив Джобс говорит о том, что в Маках будут интеловские процессоры, а помогает ему в этом Пол Отелини:
Это реально очень, очень круто сделано. Но у кого из нас есть возможность на своём выступлении вывести из тумана мужика в скафандре с wafer’ом в руках? А если даже такая возможность есть в принципе, пойдёт ли к нам Intel CEO в качестве клоуна? Демонстрации Джобса в том числе потому имели такой эффект, что ему удавалось привлечь к ним очень масштабных людей. А это, в свою очередь, было возможно потому, что Джобс делал крутые вещи не только на сцене.
Продукты
Вот ещё один знаменитый фрагмент из выступлений Джобса: Macbook Air в конверте.
Это прекрасно, правда? Но причём здесь презентация? Разве Macbook Air с самого начала не был задуман как очень тонкий, такой тонкий, чтобы этим можно было всех поразить? Всё это выступление выглядит так, словно было задумано ещё в тот момент, когда Джобс одобрял ТЗ на разработку новой модели лаптопа. Если сначала придумать, как поразить публику на презентации, а потом сделать продукт, обладающий именно этими свойствами, то всё точно получится. Если вы можете последовать этому совету, то не прогадаете.
Обратите внимание, тот же эффект работает на презентации первого iPhone:
Объявлять о революции гораздо проще, имея революционный продукт. Джобс начинает с того, что Apple уже два раза до этого совершала революцию (Макинтош и iPod), каждый раз полностью меняя индустрию, и сейчас готова сделать это в третий раз. Далее он говорит про три продукта, которые затем оказываются одним, — тоже прекрасный ход, но разве это опять не напоминает нам ТЗ на новый телефон? Все эти свойства появились в нём не случайно, а были заложены с самого начала разработки.
Здесь же, говоря о продуктах, упомяну и Маска, вот видео с презентации Tesla Powerwall (аккумулятор, который, в сочетании с солнечной батареей, призван создавать круглосуточное автономное электропитание):
Вкратце смысл презентации такой, что перейти полностью на солнечную энергию — просто, для этого всё уже есть. Он демонстрирует это на примере потребностей США. Кусочек, который разительно напомнил мне Джобса, начинается с 12:20 и длится 55 секунд, вот ссылка на начало.
Всё здание, освещение, экран, кондиционеры, вай-фай и-что-там-ещё-есть работает от аккумуляторов, заряженных солнечными батареями, расположенными на крыше. Всё это — сохранённый солнечный свет, поэтически говорит Маск. Вот она, демонстрация возможностей продукта, создающая wow-эффект. Единственная проблема — для этого нужно иметь подходящий продукт.
В целом, все рекомендации про страсть, вдохновение и удивление аудитории — на мой взгляд, вообще не про выступление, а про работу в целом. Я уверен, что есть вещи, о которых в ключе страсти, вдохновения и удивления нельзя просто взять и рассказать, если они с самого начала в таком ключе не были сделаны.
Репутация
Ещё один момент, о котором не следует забывать, это репутация. Она позволяет проводить презентации на 100% продающие, из которых исключены все скучные технические подробности о том, как это устроено. Репутация заставляет слушателей без всяких доказательств верить в то, что всё действительно работает так, как заявлено. На мой взгляд, успех презентаций Джобса (и Маска, да) обусловлен тремя факторами примерно в таких пропорциях (это не результат научных измерений, а моё оценочное суждение):
Этим я хочу сказать, что если изучать манеру выступлений и подражать ей, не имея соответствующего продукта и репутации, то результат получится не совсем такой же.
Рекомендации, которые люди выводят из презентаций Джобса, по большей части хорошие. Другое дело, что следуют им многие, а по-настоящему круто получается всё равно редко. Тем не менее, пройдёмся по спискам и отметим то, что подойдёт всем.
Минималистичные, графические слайды
И у Джобса, и у Маска, и у многих других хороших ораторов слайды содержат только вспомогательные материалы: картинки для эмоций или какие-то яркие данные. На слайдах нет полной копии всего, что говорит выступающий. Презентация — это сам оратор, а слайды — лишь вспомогательный материал в тех местах, где нужно что-то показать.
Как же быть с теми, кто захочет скачать и почитать слайды? Как они, бедненькие, разберутся? А для них лучше сделать отдельный текстовый документ.
Что касается слайдов вида «обязательная картинка и много буллетов», которых у Джобса якобы нет, то вот:
Самих символов буллета тут и правда нет, но дух их присутствует, и ничего не портит. Главное, не злоупотреблять.
Детальные репетиции
Репетиции стоит делать настолько подробными, насколько хватает сил. Если вы точно помните, что в какой момент времени должно произойти, что в каком порядке нужно рассказать, где на слайде что расположено и до какой высоты на экране вы можете достать рукой, это открывает массу новых возможностей. У вас будет больше мозговых ресурсов, чтобы среагировать на что-то неожиданное типа поломки оборудования, и будет резко меньше слов-паразитов (потому что вам не придётся одновременно говорить и составлять в голове следующее предложение). И по шпаргалке читать тоже не понадобится. Репетиции рулят.
Оставляйте только самое важное
Только то, что важно для аудитории, то, что решает какую-то проблему присутствующих людей (иногда надуманную, но всё же). Не нужно зачитывать весь changelog новой версии, лучше с разных сторон обыграть несколько самых ярких, ударных пунктов.
Кстати, некоторые люди приписывают Джобсу особую любовь к магическому числу три, но, по-моему, это притянуто за уши. Бывало и четыре пункта, и два. Лишь бы не двадцать.
Герои, антигерои
Рекомендация показывать продукцию конкурентов и указывать на её слабые стороны (как в начале рассказа про iPhone) — очень опасна. Это без соответствующего продукта и репутации точно не сработает. Безопаснее, когда источником проблемы, о преодолении которой вы рассказываете, является окружающая среда. Тем не менее, само преодоление проблемы в рассказе должно быть обязательно.
В заключение хочу пожелать всем такой работы и таких проектов, о которых естественным образом получится рассказывать со страстью и вдохновением, а остальные составляющие успешных презентаций можно скопировать чисто технически.
Бонус для внимательных читателей, которые добрались до конца
Вы заметили в самом первом видео («Announcing first Intel Mac») манипуляцию данными?
Столбики поквартальных продаж начинаются не с нуля, а с тысячи (она же миллион проданных макбуков):
Четвёртый столбик в три с лишним раза выше первого, притом что числа, которым они соответствуют (1070 и 1250), отличаются меньше чем на четверть. Для людей с аналоговым мышлением, не обращающих внимания на цифры, это выглядит как феерический рост от квартала к кварталу. Визуализация этот рост значительно преувеличивает. Честная диаграмма (начинающаяся от нуля) должна была бы выглядеть как-то так:
Но она ведь не такая красивая…
© Megamozg