В Азии тоже рецессия: IT-компаниям советуют «наращивать свои взлётно-посадочные полосы»

2870f1c5d30ed4fbd22ca398a0967b21.jpg

Пока внимание большинства медиаресурсов сосредоточено на проблемах американских и европейских технокомпаний, в Юго-Восточной Азии рецессия разворачивается по схожему сценарию. И то, с чем сталкивается азиатский бизнес, похоже на то, что вынуждены преодолевать, например, Amazon или Better.  

Волна увольнений, соотносимая с массовыми сокращениями в остальном мире, прокатилась по региону. CNBC подсчитывает потери. Технологический конгломерат Sea Group за последние полгода уволил более 7 тыс. сотрудников. Холдинг GoTo Group, результат слияния мультисервисной платформы Gojek и рынка электронной коммерции Tokopedia, сократил 1,3 тыс. рабочих мест, или около 12% своего персонала. Платформа для online-торговли Shopee провела три раунда увольнений (данных о них пока нет), так как её материнская компания Sea Limited борется за прибыльность. Глобальная торговая площадка Carousell, работающая по принципу «всё в одном» объявила, что увольняет около 10% своего персонала, или примерно 110 человек. 

Ошибки регионального бизнеса похожи на те, что совершил бизнес глобальный: ожидание, что потребительское поведение после пандемии не изменится, и online-продукты и услуги продолжат расти; слишком активный наём сотрудников. Яркий пример — содержание обращения к работникам Carousell, написанного гендиректором Куэком Сю Руи (Quek Siu Rui). В нём он признал допущенные «критические ошибки», «слишком оптимистичную» оценку постковидной эпохи и неправильную оценку чрезмерно быстрого роста своей команды. Выручка Carousell подскочила в три раза в 2020 году, а в 2021 прибавила всего 21%.

«Я был удивлён прогнозами компаний, что изменения, принесённые Covid, будут длиться вечно. Очевидно, что как только вам будет разрешено ходить в рестораны, тусоваться с друзьями на улице, использование Netflix, Facebook, Shopify и Amazon сократится», — оценил ситуацию автор бюллетеня и подкаста «Большие технологии» Алекс Кантровиц.

«Раньше компании были рассчитаны на быстрый рост. Когда организация переходит от активного роста к устойчивому, необходимы изменения. Например, вам может не понадобиться слишком много маркетологов», — считает соучредитель и управляющий партнёр индонезийской Alpha JWC Ventures сказал Джеффри Джо.

Все эксперты совпадают в признании того, что рецессия не столько приближается, сколько уже наступила. Все признают, что осмотрительность и бережливость должны стать стратегиями выживания: в публикации CNBC несколько раз звучит призыв к компаниям «наращивать свои взлётно-посадочные полосы». Образ, связанный с авиацией, в экономике используют для характеристики запаса прочности бизнеса: чем короче взлётно-посадочная полоса, тем скорее закончатся деньги. 

Пока же технологические стартапы Юго-Восточной Азии по-прежнему в значительной степени убыточны, а такие компании, как Sea Group и Grab, ежегодно теряют миллиарды.

© Habrahabr.ru