В Австрии запускают поезд на аккумуляторах

Австрийские железные дороги (ÖBB, Österreichische Bundes Bahnen) планируют до 2035 года добиться нулевых выбросов своих локомотивов. То есть перейти на электровозы, однако около 25% путей всё ещё не электрифицированы. Естественно, что если на маршруте есть хоть один не-электрифицированный отрезок, то приходится использовать дизели. Для решения этой проблемы совместно с Siemens они построили поезд на батарейках.

hnh26ktm1vk29lhlhrgofzcstxg.jpeg
Здесь и далее фото Siemens и ÖBB
24 августа Siemens CityJet Eco совершил первую поездку с руководством ÖBB и гостями. Уже в сентябре поезд будет возить пассажиров на региональніх маршрутах в Нижней Австрии: первые 2 недели Kamptalbahn, далее неделю Traisentalbahn и неделю Erlauftalbahn.

fi8mhfbye4tuwcefkzk2fyer9xc.jpeg

Технические детали


Поезд сделан на основе Siemens CityJet, низкопольного комфортабельного регионального скоростного поезда. Стандартный поезд общей длинной 75 метров состоит из 3 вагонов и вмещает 224 пассажира в комфортных регулируемых сиденьях, перемещая их на скорости 140 км/ч. Предусмотрены зоны для велосипедов и зоны для бизнес-встреч (так написано в официальной информации, наверняка имеются в виду 4-местные зоны со столиками), большие окна, систему кондиционирования с контролем CO2 и адаптируемое к времени суток LED-освещение. Высота пола 60 см. ÖBB на многих маршрутах использует сцепку из 2 поездов.

Для «электрификации» разработан пакет батарей емкостью 528 кВтч, весом 14 тонн. Пакет устанавливается на крышу существующего электропоезда. Литий-титановые батареи обеспечивают высокие токи заряда и разряда, выдавая чуть более половины мощности поезда (1750 л.с.), и этого достаточно для движения на максимальной скорости 140 км/ч (из других источников 120). Дальность хода на батареях составляет 80 км. И это с «нулевыми выбросами» и почти бесшумно — по сравнению с дизелем. Переход с контактной сети на батареи происходит на ходу.

Стоимость пакета батарей и всего оборудования составляет 1.5–2 миллиона евро или четверть стоимости поезда. Батареи рассчитаны на 15 лет эксплуатации (это половина от срока службы поезда) и могут быть на 80% переработаны.

tystiakhaza5mp1l3ckwpkj1zhu.jpeg

Дальнейшие планы


По результатам тестирования будет приниматься решение о дальнейшей эксплуатации этого поезда и переоборудованию других. По оценкам, по всей Австрии нужно переоборудовать 25 поездов CityJet. Таким образом можно будет перейти на 100% электротяги даже в горных регионах, где при малом пассажиропотоке электрификация путей экономически нецелесообразна. Это важный шаг для выполнения программы Update Fleet Strategy 2035 (цель — тяга с нулевыми выбросами до 2035 года).

Благодаря удобному для ГЭС рельефу, ГЭС генерируют 60% электроэнергии Австрии. Вместе с постоянно растущей ветро и солнечной генерацией, в 2017 году из возобновляемых источников получено 32% общего энергопотребления страны (это вместе с автомобильным топливом, отоплением, …). Для улучшения этого показателя политики предлагают удешевлять общественный транспорт (предлагается ввести годовой проездной по цене 1 евро в день по одной федеральной земле — это уже работает в Вене).

© Habrahabr.ru