В «Яндекс.Такси» начали вычислять социальный рейтинг пассажиров

piui1mbfvxaajdtbw_thu_q5xtu.jpeg

«Яндекс.Такси» внедрило систему социального рейтинга для пассажиров. Теперь не только пассажиры оценивают водителей, но и наоборот.

Самые приятные пассажиры с наивысшим рейтингом могут рассчитывать на приоритетное обслуживание. И наоборот, если вы неприятный человек, то таксисты могут отказаться вас везти: «То, что показалось вам мелочью, могло быть важным для водителя. Например, вы громко хлопнули дверью, забыли поздороваться или попрощаться», — пишет «Яндекс».
Рейтинг — средневзвешенное из последних 40 оценок. Считается как среднее, только недавние оценки имеют больше веса, чем старые.

Максимальный рейтинг — 5.

«Яндекс» поясняет, как заслужить максимальный рейтинг. Опрос водителей показал, что они ценят в пассажирах следующие качества:

  • Пунктуальность. Когда вас не приходится долго ждать — особенно там, где неудобно парковаться. Водители отмечают: если задерживаетесь, лучше предупредить в чате.
  • Бережное отношение к машине. Быть аккуратнее: не хлопать дверью и не пачкать салон.
  • Вежливость.
  • Удобное место подачи. Желательно выбирать места, где водитель сможет остановиться: лучше не заказывать машину под шлагбаумы, на закрытые территории и туда, где могут оштрафовать за парковку.
  • Детали о заказе. Указывать, если поездка нестандартная — например, с кошкой или собакой. И выбирать специальные тарифы и опции для заказов с детьми или перевозки крупных предметов.


На данный момент у водителей не отображается рейтинг пользователя, впоследствии он станет доступным и для них, заявили в «Яндексе».

Система социального рейтинга (социального кредита), хорошо известная по сериалу «Чёрное зеркало», сейчас широко внедряется в Китае.

6axdb0p4thvzvs11lbau2ujwjxo.jpeg
Система социального рейтинга в сериале «Чёрное зеркало»: сезон 3, эпизод 1

Власти Китая ранее заявляли о планах ввести социальный рейтинг для всех 1,3 миллиарда граждан страны в 2020 году. Очевидно, эти планы вряд ли воплотятся в жизнь в такие сроки. Реализация программы в глобальном масштабе займёт гораздо больше времени, но процесс идёт.

Недавно стало известно, что столица страны Пекин собирается внедрить программу пожизненных баллов до конца 2020 года. Каждому из 21,7 млн жителей мегаполиса будет присвоен социальный рейтинг. Официальный план 中共北京市委 北京市人民政府关于印发《北京市进一步优化营商环境行动计划 (2018年—2020年)》的通知 опубликован 18 июля 2018 года на веб-сайте муниципального правительства Пекина.

Система социального рейтинга напрямую воплощает в жизнь социальной справедливости в понимании Коммунистической партии КНР. Люди, у которых лучше так называемый социальный кредит, получат льготы по «зелёному каналу», а те, кто нарушает законы и мешает жить окружающим, столкнутся с трудностями в жизни.

vfg-94sgh5l0a6ir_riji_ftie4.jpeg

Пекинский проект улучшит системы «чёрного списка» в которых те, кто считается ненадёжным, «не смогут сделать ни одного шага», согласно плану правительства, — документ цитирует агентство Bloomberg.

Китай давно экспериментирует с системами, которые оценивают своих граждан, поощряя хорошее поведение более широким доступом к услугам, в то же время наказывая плохие действия ограничениями и штрафами. Критики говорят, что такие шаги чреваты рисками. В результате может появиться система вроде Большого брата, где личность человека сведена всего лишь к его «табелю успеваемости».

Усилия Пекина являются самыми амбициозными среди более чем десятка городов, которые продвигают аналогичные программы. Ханчжоу развернул свою систему личного кредита в начале этого года, поощряя «про-социальное поведение», такое как волонтёрская работа и донорство крови, наказывая тех, кто нарушает правила дорожного движения и берёт взятки. По данным Национальной комиссии по развитию и реформам, к концу мая 2018 года людям с плохим кредитом в Китае было заблокировано бронирование более 11 миллионов авиарейсов и 4 миллионов поездок на высокоскоростных поездах. То есть плохим гражданам остаётся перемещаться по стране на менее комфортном транспорте или пешком.

Среди других ограничений для людей с низким социальным рейтингом в Китае:

  • Регулирование скорости интернета
  • Запрет на обучение в лучших школах
  • Запрет на получение лучших рабочих мест
  • Запрет на заселение в лучшие отели
  • Публичное порицание
  • Снижение позиций на сайтах знакомств


Очевидно, список можно расширять. В целом, граждане положительно отзываются о новой системе. Она на самом деле обеспечивает более справедливое распределение социальных благ и ресурсов.

В случае с пассажирами «Яндекс.Такси» предполагается, что система оценок поможет определять недобросовестных клиентов: например, тех, кто не платит за поездку, портит салон автомобиля или агрессивно ведёт себя с водителями, хамит или оскорбляет их. Кроме того, если пользователь набрал хорошую оценку, его заказы станут приоритетными для такси.

Можно предположить, что в будущем аналогичные системы рейтинга запустят и другие сервисы. Они вполне могут обмениваться информацией о пользователях и вычислять нечто вроде общего социального рейтинга гражданина.

© Habrahabr.ru