В «Яндекс Мессенджере» рассказали, как шла работа над тредами

В конце 2022 года в сервисе «Яндекс Мессенджер» появились треды — ветки комментариев под отдельным постом в чате или канале. Ответы на комментарии начали собираться в цепочках под ними. 14 марта 2023 года сервис представил обновлённые треды. В разговоре с Хабром Антон Проценко, продакт-менеджер «Яндекс Мессенджера», входящего в виртуальный офис «Яндекс 360 для бизнеса», рассказал, как шла работа над тредами, а также показал все варианты интерфейса, от первого концепта до финальной версии, от декабрьского запуска базовой версии тредов до появления инструментов для навигации и управления уведомлениями.

Что такое треды

Представьте, что вы написали сообщение в чате. Если это чат в WhatsApp, вам могут ответить новым сообщением или реплаем. Это не всегда удобно: сложно обсуждать несколько тем сразу, невозможно отфильтровать лишнее. 

В бизнес-мессенджерах подобные проблемы решают треды. Из любого сообщения можно развернуть ветку обсуждения: первое сообщение станет темой, а ответы — комментариями. Тредами пользуются в компаниях, где даже одно пропущенное сообщение может стоить денег. Например, разработчики, если нашёлся баг в продукте и его нужно исправить, создают отдельный тред для решения проблемы.

Так треды выглядят в мессенджере Slack: из любого сообщения в общем чате можно создать отдельное тематическое обсуждение

Так треды выглядят в мессенджере Slack: из любого сообщения в общем чате можно создать отдельное тематическое обсуждение

Треды удобны сразу по трём причинам.

  • Они не отвлекают лишними уведомлениями. Если вы не подписались на обсуждение и не участвуете в нём, оповещения не приходят. При необходимости другие пользователи смогут пригласить вас в треды, где важно быть. 

  • Общение структурировано. Обсуждение строится вокруг одной темы, а сообщения не смешиваются с общей перепиской.

  • Можно выбирать, какое обсуждение читать. Не приходится листать весь чат в поисках нужной информации. 

Определение потребности

В «Яндекс 360» выяснили, что люди хотят видеть все треды в одном месте и пользоваться ими даже в личных чатах. Для этого сервис провёл опрос, в котором приняли участие разработчики, продакт-менеджеры, проджекты и руководители. Респондентов собирали из разных компаний и с разным опытом, чтобы шире оценить запросы. На интервью спрашивали, как человек пользуется тредами, что ему в них нравится, а что нет. Вот что удалось выяснить.

  • Людям нужны два вида тредов в общих каналах: тред, который могут создать только админы, а остальные комментировать, и тред, который может создать любой участник чата. 

  • Треды нужны не только в общих чатах, но и в личных. Это стало неожиданностью, и к этой теме сервис решил вернуться позже. 

Были и другие внезапные выводы, сделанные после опроса. 

  • Люди считают, что треды короткие, но это не всегда так. На интервью респонденты говорили, что длинные обсуждения в работе — редкость, а потом показывали свои треды и выяснялось, что во многих от 20 до 70 сообщений.

  • Папка для активных тредов — необходимость. Это место для всех уведомлений из тредов, без неё невозможно уследить за обсуждениями. Отображать непрочитанные треды в списке чатов — плохая идея, поскольку так будет непонятно, пришло сообщение в сам чат или в обсуждение внутри.

  • Не все умеют пользоваться тредами. Новый сотрудник в компании может разрушить всё общение: путать темы или отвечать в общем чате вместо треда. Стало понятно, что нужно не просто добавить треды, но и помочь старым и новым пользователям разобраться, что с ними делать.

После фиксирования всех пожеланий и замечаний разработчики начали конструировать треды в «Яндекс Мессенджере».

Первая проблема — в интерфейс ничего не помещается

Как указал Антон Проценко, в интерфейсе Мессенджера ничего не помещалось, но им удалось придумать решение. Сначала команда решила отображать каждый тред как отдельный чат, чтобы пользователь мог легко переключаться между обсуждениями. Но при реализации варианта быстро стало ясно, что это провал. Получилась куча лишних чатов в списке. «За это нас все будут ненавидеть», — выразился Антон.

У сотрудников крупных компаний появляется до 10–15 новых обсуждений в день. Если бы треды отображались в общем списке чатов, там невозможно было бы что-то найти

У сотрудников крупных компаний появляется до 10–15 новых обсуждений в день. Если бы треды отображались в общем списке чатов, там невозможно было бы что-то найти

Тогда команда решила собирать все треды в отдельную папку. Большой болью было разместить информацию о треде в списке сообщений — хотелось добавить сразу многое. Например, разработчики сделали большую кнопку «Отписаться» и отдельную кнопку для уведомлений. Но так на плашку не помещалось исходное сообщение треда. Как показал опрос, это важно для пользователей. 

Внутри чата тоже были нестыковки: не получалось удобно расположить плашки для важных сообщений и тредов. Когда их уменьшали, пользователи промахивались и попадали не туда, куда им нужно. А крупные плашки занимали слишком много места в поле чата.

Было четыре варианта, как расположить важные сообщения и треды, но ни один из них не подходил под все нужные параметры

Было четыре варианта, как расположить важные сообщения и треды, но ни один из них не подходил под все нужные параметры

Сейчас пользователи могут быстро попасть в нужное обсуждение двумя способами: из отдельной папки с тредами или из чата, если кликнут на исходное сообщениеКоманда перебрала десятки вариантов, прежде чем разобралась со списком и чатом. Кнопку для отписки сделали компактнее, а для уведомлений убрали совсем. Внутри чата разместили треды под первым сообщением обсуждения, рядом с реакциями. В итоге вот что получилось.

Сейчас пользователи могут быстро попасть в нужное обсуждение двумя способами: из отдельной папки с тредами или из чата, если кликнут на исходное сообщение

Сейчас пользователи могут быстро попасть в нужное обсуждение двумя способами: из отдельной папки с тредами или из чата, если кликнут на исходное сообщение

Тестирование внутри «Яндекса»

Разработчики протестировали треды внутри команды «Яндекса» и нашли «досадную ошибку». Перед запуском новой функции она всегда тестируется внутри компании. Команда отправляет в общий чат компании сообщение и предлагает коллегам попробовать — кто-то обязательно подключается и даёт обратную связь. В этот раз тредами пользовались примерно пять тысяч человек в течение 10 дней, и так был получен первый фидбэк.

Оказалось, что в дизайне была упущена важная деталь — крестик для закрытия окна с тредом поставили слева. Команде »быстро и доходчиво объяснили, что он должен быть справа».

Пользователи привыкли, что значок для закрытия окна располагается в интерфейсах справа. Ранее там находился поиск, на который все нажимали по ошибке

Пользователи привыкли, что значок для закрытия окна располагается в интерфейсах справа. Ранее там находился поиск, на который все нажимали по ошибке

Также пришло предложение не скрывать вкладку с открытым тредом, когда пользователь переходит между чатами. Разработчики пока не решили, как лучше сделать: иногда это удобно, иногда нет. Они просят всех желающих написать в комментариях к этому материалу, какое решение кажется более практичным.

Ниже два скринкаста: как выглядит перещёлкивание со скрытием вкладки тредов и без.

Вариант «ДО»

Вариант «ДО»

Вариант «ПОСЛЕ»

Вариант «ПОСЛЕ»

Доработка дизайна и продакшен

Вот что получилось у команды после тестирования и финальных доработок.

  • Понятный список тредов. Папку тредов сделали компактного размера, прикрепили её к поиску, чтобы не скроллилась (решение подсказали пользователи). Для многих треды — один из главных инструментов в Мессенджере, и важно, чтобы они всегда были под рукой, отметил Антон Проценко. Теперь в списке видно, в каком чате идёт обсуждение, какое было исходное сообщение и что происходит в треде сейчас.  

  • Быстрые команды для тредов. Из любого сообщения в общем чате можно создать новый тред. А если пользователь открывает тред по прямой ссылке — он в один клик может перейти к исходному сообщению в основном чате. 

  • Нулевые экраны. Помогают пользователям понять, с чего начать работу с тредами. Это полезная подсказка для тех, кто впервые пользуется «Яндекс Мессенджером» и ещё не знаком со всем функционалом.

Текст на нулевом экране помогает понять, как пользоваться тредами

Текст на нулевом экране помогает понять, как пользоваться тредами

  • Настройка прав. Команда учла пожелание, которое пользователи часто высказывали во время интервью, и добавила возможность ограничивать доступ к тредам для неадминов, а также добавила треды не только к групповым чатам, но и к каналам — там сообщения могут писать только администраторы. 

  • Обучалки для пользователей. Их содержание отличается для старых и для новых пользователей: новым подробнее рассказывают про треды и то, как ими пользоваться.

Подсказки и анонсы есть как в мобильной, так и в браузерной версии

Подсказки и анонсы есть как в мобильной, так и в браузерной версии

Треды 2.0

Публичный релиз тредов состоялся в конце прошлого года: тогда пользователи смогли воспользоваться базовой возможностью обсуждения в ветках комментариев. Сейчас к этому добавились новые инструменты для навигации и управления уведомлениями. 

Теперь сотрудник подписывается на тред автоматически, когда оставляет к нему комментарий или когда его упоминают в этом треде. После этого он будет получать пуш-уведомления о новых сообщениях в обсуждении — это поможет не пропустить важную информацию. От лишних или завершившихся обсуждений можно отписаться.

Все треды теперь собраны в отдельный список, где рядом с каждым отображается счётчик непрочитанных сообщений. Так сотрудникам проще ориентироваться в обсуждениях. Также появился поиск по сообщениям внутри треда, чтобы можно было быстрее находить нужную информацию. 

Подробнее про обновление можно почитать в отдельной новости.

Технические подробности

В материале изложен основной кейс о том, как в «Яндекс 360» работали над тредами для «Яндекс Мессенджера». Также в данный момент информационная служба Хабра общается с сервисом для формирования статьи про треды с техническими подробностями. Можете оставлять свои вопросы о технической реализации тредов в комментариях к материалу или личных сообщениях автору, они будут адресованы специалистам сервиса, которые постараются на них ответить.

© Habrahabr.ru