В «Яндекс Go» появился индекс спроса на такси
3 февраля 2022 года «Яндекс» начал показывать в сервисе «Яндекс Go» индекс спроса на такси. Теперь пользователи при заказе такси могут узнать причину, почему им алгоритм «Яндекса» рассчитал такую высокую стоимость поездки или наоборот снизил текущую стоимость услуги.
Введением данной опции «Яндекс» пытается объяснить, что динамическое ценообразование полезно и целесообразно. В компании надеются, что нововведение поможет пользователям сэкономить — они смогут следить за спросом и вызвать машину, когда цена поездки будет ниже.
Новый индикатор в сервисе «Яндекс Go» показывает, в каких случаях пользователь может столкнуться с большим спросом на поездки и недостаточностью свободных машин неподалеку.
«Яндекс» пояснил, что спрос выше в плохую погоду и в праздники, поэтому сервис повышает стоимость поездки, чтобы привлечь больше водителей. Если индикатор индекса спроса желтый, оранжевый или красный, то стоимость поездки выше, чем в обычное время.
«Яндекс» не раскрыл, как часто сейчас у пользователей возникает не зеленый индикатор индекса спроса.
«Яндекс» рассказал, что всегда повышает стоимость поездки при повышенном спросе, чтобы машины в таких ситуациях находились на линии и приезжали за считанные минуты, а не часы.
«Яндекс» советует тем клиентам, кому очень нужно уехать — заказывать такси по повышенному тарифу. Компания рекомендует пользователям, кому не нравится высокая цена поездки, подождать, пока она не станет стандартной. Но это может занять несколько часов.
31 января ФАС запросила у «Яндекс.Такси», DiDi, «Ситимобил» и Gett предоставить объяснение резкому повышению цен на такси в Москве и Казани. Также агрегаторы должны пояснить ведомству, почему отличается стоимость одной и той же услуги при заказе с разных моделей смартфонов, например, с дорогих устройств цена за поездку выставляется выше.
«Яндекс» рассказал Forbes, что «модель смартфона, уровень заряда, количество антител у пользователя, его настроение и чувство юмора никакого отношения к ценообразованию заказа не имеют». В компании настаивают, что в «Яндекс.Go» применяется модель динамического ценообразования. Это означает, что стоимость поездки формируется автоматически с учетом свободных машин, которые находятся рядом с пользователем, погоды, загруженности дорог, продолжительности и протяженности поездки.
В середине декабре 2021 года СМИ сообщили, что средняя поездка в такси в Москве за год подорожала почти на 25%. Представители общественной организации тогда заявили, что наблюдают манипуляции на этом рынке со стороны агрегаторов. Они не зафиксировали увеличения среднего времени подачи машин по городу, а вот текущие поездки по их данным подорожали почти в два раза.
Представители агрегаторов, включая «Яндекс» и «Ситимобиль» рассказали, что все нормально, так как в декабре всегда спрос на такси возрастает, скорость движения машин медленнее обычного, уровень пробок выше, а их алгоритм вычисляет, что поездка займет больше времени и будет стоить в итоге дороже. Они не заметили значительного роста в разы стоимости поездок и советуют пользователям в случаях, когда их не устраивает цена, выбирать более высокий класс обслуживания, где стоимость поездки может быть даже меньше в период высокого спроса.
Управляющий директор группы компаний «Яндекса» Тигран Худавердян по этой ситуации заявил, что повышение цен в «Яндекс.Такси» связано с закрытием границ и нехваткой водителей на фоне повышенного спроса. По его словам, алгоритм сервиса старается сохранить баланс между предложением и спросом. Снижение цены приведет к увеличению спроса, а это будет чревато тем, что сделать заказ и дождаться такси будет затруднительнее. Поэтому компания не уменьшает стоимость поездок.