В 2022 году выручка российских IT-компаний от экспорта ПО упала на 17%

В прошлом году выручка российских IT-компаний от экспорта программного обеспечения упала на 12–17%, следует из отчёта ассоциации «Руссофт». Исследователи связывают это обстоятельство с введением санкций и другими ограничениями для отечественных разработчиков софта.

eznjxiwmnci9bkeaf3-fqabxpwi.jpeg

Суммарный объём экспортных продаж российских софтверных компаний в прошлом году составил $8,4 млрд. В «Руссофте» объяснили, что разработчикам ПО пришлось уйти с европейского и американского рынков после введения санкций. Эти рынки и ранее были не очень дружелюбными к отечественным IT-компаниям, отметил гендиректор «СёрчИнформ» Сергей Ожегов.

Часть европейских контрагентов продолжает интересоваться приобретением российского софта, уверяет топ-менеджер одной из отечественных IT-компаний. Ряд российских разработчиков создали за рубежом структуры и продолжают поставки продукции, отметил собеседник «Коммерсанта».

Софтверные компании вынуждены перенаправлять каналы экспорта и наращивать доли в странах СНГ, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии. По словам главы «Руссофта» Валентина Макарова, Азия привлекает разработчиков значительными размерами национальных рынков. В частности, он говорит об Индии и Китае. Кроме того, российские компании интересуются рынками Африки, Южной и Центральной Америки, однако они не смогут за короткий срок увеличить продажи в этих регионах, признаётся Макаров.

Российские софтверные компании могут реализовать себя в нише платформенного ПО для решений промышленного искусственного интеллекта, заявил директор практики «Стратегия трансформации» компании «Рексофт Консалтинг» Алексей Богомолов. По его словам, «глобальный рынок этого сегмента превысил 30%».

В зарубежных странах популярен российский софт в области «цифровизации транспортной логистики, сельскохозяйственной, добывающей промышленности», считают в Минцифры РФ. Хотя там признают сложности с санкциями для запуска и поддержки бизнеса, а также вывода прибыли в Россию.

Российские продукты и услуги готовы приобретать в 18 странах, оценили осенью 2022 года в Центре стратегических разработок. В перечень этих государств входят Китай, Бразилия, Турция, Индия и Саудовская Аравия.

В августе прошлого года «Руссофт» опубликовала результаты опроса 171 российских компаний, который демонстрирует, что 9,6% фирм готовы выйти на рынок Южной и Восточной Азии против 5,3% в 2021 году. IT-компании интересуют рынки Индии (7,4%), Узбекистана (9,6%), стран Ближнего Востока (8,5%) и Африки (7,2%).

Выручка российских компаний-разработчиков ИИ для решений в области распознавания лиц выросла на 30–35% в 2022 году, рассказали представители рынка в середине прошлого месяца.

© Habrahabr.ru