Южная Корея разрабатывает свой Hyperloop
Группа журналистов и чиновников из Министерства земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта осматривает экспериментальный маглев SUMA550 на испытательной площадке Osong на севере провинции Чхунчхон-Намдо. Фото: KRRI
Корейский научно-исследовательский институт железных дорог (KRRI) объявил о планах разработки сверхскоростного поезда, который потенциально сможет разгоняться до 1000 км/ч, то есть почти до скорости звука в воздухе на уровне моря (1192 км/ч). Сам поезд будет двигаться почти в вакууме — в трубе низкого давления, как Hyperloop.
Таким образом, Южная Корея присоединилась к нескольким странам и частным компаниям, которые пытаются реализовать идею Илона Маска.
Для этого сложного проекта государственный институт KRRI объединит усилия с другими исследовательскими группами и специалистами Университета Ханьянь. В течение ближайших трёх лет объединённая исследовательская группа будет изучать возможности применения существующих технологий в этой области. Возможно, корейцы смогут разработать техническое решение, которое превосходит по характеристикам существующие прототипы от компаний Hyperloop One, Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и TransPod.
«Мы надеемся создать сверхбыстрый поезд, который будет передвигаться по передовому тоннелю низкого давления со скоростью молнии уже в недалёком будущем», — оптимистично заявил представитель KRRI в комментарии для прессы. В предыдущие годы специалисты института разработали и пустили в производство экспериментальные поезда HSR-350X и HEMU-430X. Второму из них принадлежит рекорд скорости 421,4 км/ч, установленный 31 марта 2013 года. После этого рекорда Южная Корея стала четвёртой страной в мире, сумевшей разогнать свои поезда быстрее 420 км/ч, присоединившись к Японии (она первой сделала это в 1979 году), Франции (1989) и Китаю (2003). Остальные страны пока отстают в техническом развитии железнодорожного транспорта.
Зачем Южной Корее такой быстрый транспорт? Специалисты корейской KDDI надеются, что новый сверхскоростной поезд сократит время в пути между крупнейшими городами страны Сеул и Пусан до получаса. Эти города с населением 10,1 млн и 3,4 млн человек находятся на расстоянии 325 км по прямой. По российским меркам это кажется небольшим расстоянием, но эти города располагаются на противоположных концах страны.
В перспективе, если Южная Корея объединится обратно с КНДР в одну страну, можно будет проложить тоннель до Пхеньяна (расстояние от Пусана до Пхеньяна составляет 520 км по прямой), так что технологии Hyperloop вполне найдут применение внутри страны и за рубежом.
На сегодняшний самые быстрые поезда в мире — маглевы — движутся на принципе магнитной левитации. Они удерживаются над полотном дороги и управляются силой электромагнитного поля. Благодаря отсутствию трения между поездом и поверхностью полотна такие поезда могут разгоняться быстрее 500 км/ч. Рекорд установил японский сверхпроводящий маглев L0 компани JR Central, который 21 апреля 2015 года развил скорость 603 км/ч, побив рекорд 2003 года в 581 км/ч. Удивительно, что предыдущий рекорд 581 км/ч принадлежал не маглеву, а французскому скоростному электропоезду TGV, который передвигается на обычных колёсах (правда, у TGV мало колёс для уменьшения трения).
Японский маглев L0
Хотя маглевы не тратят энергию на трение с поверхностью полотна, но им приходится тратить огромное количество энергии, чтобы преодолеть сопротивление воздуха. Кроме того, движение по открытому воздушному пространству представляет опасность для окружающих людей и животных и для самих пассажиров поезда. Тоннель типа Hyperloop решает эту проблему.
Предложивший идею Hyperloop Илон Маск, возможно, имеет планы по использованию такой технологии на Марсе, где плотность атмосферы по совпадению такая же, как в тоннелях Hyperloop (примерно 1% от земной). То есть на Марсе Hyperloop может передвигаться без всяких тоннелей.
Похоже, с подачи Илона Маска технология Hyperloop действительно пошла в массы: «Многие страны, такие как США, Канада и Китай, борются за лидерство в этой футуристической технологии, — сказал представитель Корейского научно-исследовательского института железных дорог. — И мы тоже попытаемся опередить наших глобальных конкурентов».
У корейского проекта есть все шансы на успех, потому что в проекте будет участвовать государство и привлечены значительно научно-исследовательские ресурсы. Для сравнения, американские Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies — это частные и общественные инициативы, что явно замедляет темпы исследований и инженерно-технических работ. Ближе всех к реализации плана сейчас компания Hyperloop One. Она единственная уже построила полноразмерный прототип поезда и экспериментальный тоннель.
Фото: Reuters / Steve Marcus
В мае 2016 года компания Hyperloop One провела успешные испытания ходовой части поезда Hyperloop на участке длиной 1 км. В ходе испытаний в пустыне к северу от Лас-Вегаса система массой в 600 кг смогла разогнаться до 100 км/ч всего за 1,1 с (при сопротивлении воздуха), с возможностью разогнаться до 640 км/ч. Ускорение составило 2,5G.
Первые эксперименты Hyperloop One на полной скорости 1100 км/ч должны состояться в начале 2017 года.
Менеджеры Hyperloop One пытаются заранее заключить предварительные договоры на строительство скоростных трасс в разных странах, в том числе в Финляндии, Швеции, Голландии, Швейцарии, Дубае, Великобритании, США и России.