Утечка мозгов из OpenAI, новые «умные» очки Цукерберга и бешенные покупки от Google. Дайджест ИИ-событий прошлой недели
Важные события из мира искусственного интеллекта, которые произошли на прошлой неделе.
Дисклеймер 1: дайджест подготовила редакция «Технократии». Чтобы не пропустить анонс новых материалов подпишитесь на «Голос Технократии» — мы регулярно рассказываем о новостях про AI, LLM и RAG, а также делимся полезными мастридами и актуальными событиями.
Обсудить пилот или задать вопрос об LLM можно здесь.
Дисклеймер 2: в тексте упоминается компания Meta, которая признана на территории РФ экстремистской организацией
Количество случаев ухода руководителей из OpenAI в этом году становится немного странным.
Технический директор OpenAI Мурати уходит, поскольку компания намерена отказаться от своих некоммерческих корней. В том же году Мурати ненадолго заняла пост генерального директора OpenAI, когда Сэм Альтман был вынужден покинуть свою должность. Однако он быстро вернулся на свой пост.
Теперь, когда Мурати покинула компанию, это стало последним в череде увольнений руководителей в самом успешном и хорошо финансируемом стартапе в области искусственного интеллекта в мире.
В четверг Мурати объявила о своём уходе, написав коллегам благодарственное и дипломатичное письмо. В своём сообщении она не раскрыла причин, по которым решила покинуть компанию. Однако она отметила, что её уход произошёл сразу после того, как компания достигла важного рубежа: «Наши недавние релизы систем преобразования речи в речь и OpenAI o1 ознаменовали начало новой эры в области взаимодействия и интеллекта — достижений, которые стали возможны благодаря вашей изобретательности и мастерству», — написала она.
Никто не знает, чем Мурати займётся в будущем, но у неё есть имя и опыт, чтобы привлечь значительные средства от венчурных капиталистов, если она решит основать новую компанию.
В этом году OpenAI покинули несколько руководителей. Первым ушёл Джон Шульман, один из соучредителей компании и руководитель команды по науке соответствия. В августе он присоединился к Anthropic.
В феврале компания потеряла ещё одного соучредителя — Андрея Карпати. В мае из организации ушёл Илья Суцкевер, научный руководитель и духовный лидер компании. Его уход был связан с разногласиями с генеральным директором Сэмом Альтманом и группой инвесторов, которые возникли в прошлом году.
Также в мае компанию покинул Ян Лейке, руководитель службы безопасности. Соучредитель Грег Брокман ушёл в августе, чтобы взять длительный отпуск до конца этого года. Он объяснил свой уход желанием «отдохнуть и восстановить силы».
Мира Мурати, Сэм Альтман, Грэг Брокман и Илья Суцкевер
В этом году также покинули проект Уильям Сондерс, руководивший «superalignment group», его коллеги по «superalignment» Леопольд Ашенбреннер и Павел Измайлов, а также член группы безопасности Дэниел Кокотайло. По его словам, к августу 2024 года почти половина так называемой группы безопасности искусственного общего интеллекта покинула проект.
Источники, близкие к OpenAI, сообщают, что некоторые сотрудники компании выражают обеспокоенность по поводу того, что OpenAI слишком сосредоточилась на создании новых и прибыльных продуктов искусственного интеллекта, не уделяя должного внимания вопросам безопасности. Такая коммерческая направленность не соответствует нынешнему некоммерческому статусу организации.
Всего через несколько часов после того, как стало известно об уходе Мурати, The Wall Street Journal сообщил, что OpenAI планирует сменить свой статус с некоммерческого на коммерческий, а Альтман впервые станет владельцем доли в компании.
Google заплатила огромные деньги, чтобы вернуть пионера ИИ Ноама Шазира
Важнейшим ресурсом компании, занимающейся искусственным интеллектом, являются её талантливые научные сотрудники. Эти специалисты в области математики обладают уникальными знаниями и навыками, необходимыми для создания, обучения и улучшения больших языковых моделей.
Мы наблюдаем, как крупные технологические компании стремятся переманить таких талантливых учёных из небольших стартапов, заключая лицензионные соглашения.
В августе стало известно, что Google вернула к себе Ноама Шазира и Даниэля де Фрейтаса, исследователей в области искусственного интеллекта. Они покинули компанию в 2021 году, чтобы создать Character.AI — приложение, позволяющее создавать персонажей на основе искусственного интеллекта, с которыми могут общаться пользователи. Однако компания столкнулась с трудностями в монетизации.
Ноам Шазир и Даниэль де Фрейтас
Теперь, как сообщает The Wall Street Journal, стали известны ключевые детали возвращения Шазира и Де Фрейтаса. Google заплатила 2,7 миллиарда долларов за лицензию на программное обеспечение Character.AI, но, вероятно, её истинной целью было привлечение Шазира.
Шазир — выдающийся специалист в области искусственного интеллекта. Он работал в Google до 2021 года и является одним из авторов знаменитой статьи 2017 года «Attention is All You Need». В этой статье была предложена архитектура модели Transformer, которая стала основой для современного увлечения генеративным ИИ и лежит в основе большинства языковых моделей, используемых сегодня.
Теперь Шазир вернулся в Google в качестве вице-президента. Как сообщает Journal, он входит в число трёх человек, отвечающих за разработку и внедрение модели Gemini. В рамках сделки на сумму 2,7 миллиарда долларов Google также получила Де Фрейтаса и около 30 сотрудников Character.AI.
В марте Microsoft сделала шаг вперёд, пригласив Мустафу Сулеймана, соучредителя Google DeepMind, возглавить своё подразделение потребительского ИИ. В рамках лицензионного соглашения, компания заплатила 653 миллиона долларов за право использовать модель Inflection AI, разработанную Сулейманом и его командой, через облачные сервисы Azure.
Вместе с Сулейманом и большинством сотрудников Inflection, Microsoft получила доступ к передовым технологиям в области искусственного интеллекта.
Почему бы крупным технологическим компаниям не привлечь необходимых им исследователей, приобретя более мелкие компании, разрабатывающие искусственный интеллект (ИИ)? Однако такой подход может вызвать вопросы у Федеральной торговой комиссии, так как он может рассматриваться как антиконкурентная консолидация в сфере ИИ.
Meta анонсирует новые LLM, которые могут видеть, и новые очки с искусственным интеллектом
В среду, на мероприятии для разработчиков Meta Connect, Meta представила новое поколение моделей искусственного интеллекта Llama и ряд впечатляющих улучшений в области искусственного интеллекта для своих AR-очков.
Meta анонсировала две новые модели Llama 3.2 — одну с миллиардом параметров, а другую с 90 миллиардами. В отличие от своих предшественников, которые могли обрабатывать только текст, эти новые модели способны обрабатывать изображения.
Meta также представляет несколько более компактных моделей: одну с миллионом параметров и другую с тремя миллионами. Эти модели разработаны для работы на мобильных устройствах.
Как утверждает Meta, данные модели способны функционировать на оборудовании от Qualcomm и MediaTek, а также оптимизированы для процессоров ARM. Их можно загрузить на сайтах llama.com и Hugging Face. Кроме того, они доступны на множестве облачных платформ, включая AWS, Google Cloud и Databricks.
Компания Meta объявила о некоторых изменениях в своих умных очках Ray-Ban Meta, связанных с искусственным интеллектом. Теперь очки могут напоминать владельцу о важных делах, например, о почти пустом пакете молока в холодильнике. Кроме того, они могут сканировать QR-коды и номера телефонов.
Марк Цукерберг в Orion Meta Glasses
Компания также сообщила, что в скором времени появится функция видео в Meta AI. Очки смогут в реальном времени наблюдать за окружающей обстановкой, что позволит искусственному интеллекту помогать владельцу в повседневных делах, таких как изучение города или приготовление пищи. Ожидается, что возможность видео появится позже в этом году.
Компания Meta представила свои самые передовые разработки, в том числе новый рабочий прототип очков дополненной реальности под названием Orion. Эти очки способны отображать данные и развлечения прямо в линзах, а также маркировать предметы, которые пользователь видит в реальном мире. Более того, они могут создавать реалистичные голограммы людей.