Urban Express, или Правила нового мира в изложении Кьелла Нордстрема
Как меняется мировая экономика в эпоху пандемии, и как меняются человеческие привычки и потребности в сегодняшней ситуации? Совсем скоро, 21 октября, всемирно известный визионер Кьелл Нордстрем поделится своими взглядами на эту тему с участниками онлайн-конференции «Умные решения — умная страна: Инновационные технологии для новой реальности».
А пока в преддверии его выступления мы подготовили для вас подборку основополагающих тезисов Кьелла, которые он изложил в своей последней книге «Urban Express. 15 правил нового мира, в котором главные роли у городов и женщин». Надеемся, вам будет интересно узнать больше о трендах, характерных для современной урбанизированной цивилизации, и прочитав этот пост, вы придете послушать Кьелла на наше мероприятие.
Источник
Кто такой Кьелл Нордстрем
Кьелл (Челль) Андерс Нордстрем необычен. Инженер по образованию, он окончил еще и знаменитую Стокгольмскую школу экономики, поработал в Институте международного бизнеса, стал доктором философии. Нордстрем вел исследования и консультировал в области стратегического управления, а его клиентами были транснациональные корпорации и даже правительство Великобритании. Сейчас Кьелл входит в состав советов директоров сразу нескольких корпораций.
Свою первую книгу Нордстрем и Йонас Риддерстрале опубликовали в 2000 году. Она стала бестселлером, «Бизнес в стиле фанк» перевели на десятки языков, признали одной из пяти лучших пяти бизнес-книг года. За первой книгой уже в 2003 году последовала вторая, «Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества» (тоже в соавторстве с Йонасом Риддерстрале), и она оказалась столь же успешной.
Став признанным экспертом и визионером, Нордстрем не разучился подвергать свои взгляды пересмотру. Прошло время, и он обратился к явлениям, которые гораздо шире бизнеса. Последняя книга Нордстрема, написанная в соавторстве с политологом Пером Шлингманом, «Urban Express. 15 правил нового мира, в котором главные роли у городов и женщин», вышла в 2018 году (русский перевод был опубликован годом позже издательством «Альпина Паблишер»). Эта книга совсем не похожа на традиционные образцы бизнес-литературы. И несмотря на то, что книжные маркетологи относят ее именно к этой категории, вернее будет считать «Urban Express» примером современной философии.
Эта книга — о бизнесе и обществе, о людях, о политике и государстве, современный трактат о ближайшем будущем цивилизации. При этом авторы совсем не претендуют на то, чтобы стать провидцами. Не даром книга заканчивается (а не начинается!) дисклеймером: «Наша книга — это еще и эксперимент. Мы изучаем настоящее и пытаемся сделать некоторые выводы, опираясь на собственное дикое знание. Но как дела обстоят в действительности — этого, наверное, не знает никто».
И, тем не менее, это отсутствие претензий на предсказательность, не мешает Нордстрему и Шлингману формулировать 15 правил, которых стоит придерживаться пассажирам экспресса, направляющегося в урбанизированную цивилизацию. Не станем излагать каждое из них, напишем только о самых главных. Основополагающих.
Источник
Жизнь концентрируется в городах
Современная цивилизация после Второй мировой войны формировалась двумя явлениями: глобализацией и резким увеличением объема знаний. Если сто лет назад в городах жило 10% населения Земли, то сегодня — уже больше половины. А к 2050 году, по мнению ученых, горожанами станут 75% всех людей. И это — уже не фантастика. В Европе городское население составляет уже 73%, а в Латинской Америке — и все 80%. И совсем скоро костяк мировой экономики составят 600 крупнейших городов. 30% экономики России формируют Москва и Петербург, четверть экономики Британии — Лондон.
«К лучшему или к худшему, через 15 лет или через 50, но подавляющее большинство из нас так или иначе окажется в городах. Именно там создаются компании и блага. Именно там мы получаем образование. Именно там мы играем и спорим друг с другом. И проживаем свои долгие жизни бок о бок с другими людьми».
Учиться, учиться и переучиваться
Сегодня знание разрастается с небывалой скоростью. И столь же быстро устаревает. Жизнь человека — постоянное познание нового, а обучение стало залогом выживания. Но человеческий мозг — не компьютерный винчестер. Он не оставляет у себя свободного места и охотно заполняет пустоты знаниями. И мы полагаем, что уже знаем все необходимое. Мыслим стереотипами, имеем собственное представление о мире и неохотно его меняем. А когда новая информация противоречит сформировавшемуся видению — мы отбрасываем ее в сторону. Значит, нам необходимо не только постоянно учиться, но и сформировать способность переучиваться. Именно это теперь и означает возможность научиться новому.
«Нам нужно тем или иным способом добиться такого состояния, в котором мы будем готовы принять новую информацию. Заставить себя реагировать на внешние факторы. Слушать, видеть и впитывать, не отметая осознанно те феномены и впечатления, которые не соответствуют нашим существующим убеждениям».
Источник
Капитализм превращается в инновизм
«А был ли капитализм?» — задаются вопросом Нордстрем и Шлингман. Вся история капитализма, которую мы знаем, — история инноваций, которые позволяли развивать производство и торговлю, формировать финансовую систему и создавать то, что Маркс называл капиталом. Затем пришли социальные инновации, и капитализм приобрел множество форм и оттенков. Даже социалистические страны до момента своего исчезновения были участниками свободного рынка. Американский капитализм и Скандинавский, восточная модель и европейская — каждая из них имеет свои отличительные черты, оставаясь, тем не менее, разновидностью капитализма.
«Капитал создают люди. Его не найти в природе. В начале капитала не было. Если вы откроете Библию или другой священный текст, вам станет очевидно, что в начале мир не знал капитала. Если капитал не существовал изначально, он должен был возникнуть в результате чего-то. Это волшебное что-то в обычной жизни именуется инновациями. Это наш дух изобретательства. Все созданные людьми богатства, долгие жизни, которые многим из нас предстоит прожить, и все сотворенное нами благополучие — не что иное, как результаты инноваций».
Источник
Власть переходит от стран к городам, …
Национальное государство перестают принимать в расчет. Интерес бизнеса обращен на нечто большее — культурную и языковую общность, половую принадлежность и жизненный уклад. Возникает новое явление — транснациональный человек, человек мира. Все больше и больше современных проблем — интернациональны, и отдельные государства уже не в состоянии с ними справиться.
«Все указывает на то, что список транснациональных сфер деятельности (а следовательно, и организаций) будет расти. А на более низком уровне все совсем наоборот. Внутри национальных государств средоточием власти в наши дни становятся все укрупняющиеся города. Сеть городов, как больших, так и малых, поддавливает национальное государство изнутри. Трущобы. Одиночество. Инфраструктура. Гетто. Некоторые из этих городов — это гигантские метрополии. Они, по сути, «государства внутри государства». В чисто практическом смысле некоторые из наиболее фундаментальных функций общества, такие как законодательная деятельность и оборона, все еще остаются теми сферами, в которых национальному государству отведена ведущая роль. Но даже в самых ключевых областях у мирового сообщества есть свои рычаги воздействия».
…а транснациональное становится трансурбанистическим
Сегодня гигантские города существуют во всем мире. Они притягивают культуру, бизнес и население не только тех стран, где они расположены. В гигантские мегаполисы стремятся отовсюду, они — как черные дыры во Вселенной, втягивают в себя все вокруг. И, если возможности человека стать гражданином той или иной страны ограничиваются на уровне правительств, то города сразу же принимают новичков. Чтобы стать лондонцем, достаточно просто переехать в этот город. То же происходит и с транснациональными явлениями. Взаимное притяжение на уровне стран уступает связям между мегаполисами, и возникает трансурбанизм.
«Национальность и гражданство все еще стоят во главе угла. Горожане первого и второго поколения все еще в наибольшей степени чувствуют свою принадлежность к родной стране. Но со временем ориентиры меняются. Город и его жители будут создавать — напрямую и косвенно — свою собственную систему задач и ценностей — от уборки мусора до обороны и налогообложения».
Преимущество города — дикое знание
Все, что облечено в цифру, может быть скопировано. Нет никакой уникальности в традиционном знании — оно стало доступно всем. Уникальность становится все более недостижимой, ведь сегодня любая технология перестает быть эксклюзивной уже через несколько месяцев, когда ее попросту копируют другие компании. А значит — традиционное знание и традиционное образование теряют свою ценность.
Но есть свет в конце тоннеля — дикое знание. Нордстрем и Шлингман подразумевают под ним тот опыт, который человек получает каждый день. Где? Конечно же, в городе! Ведь именно здесь сосредоточены культурные ценности, технологии, бизнес, здесь протекает жизнь множества людей, которые все вместе формируют новые массивы знаний. Их нельзя прочитать в учебниках или получить на лекциях. Они впитываются из городской среды — и в этом их уникальность.
«Нет такого пособия, которое учило бы искусству обретения дикого знания. Но существует ряд базовых правил, которые могут здесь пригодиться. Необходимо, чтобы передающий и получающий дикое знание находились в тесном личном контакте. Разговоры и совместное времяпрепровождение — это обязательные «ингредиенты». И, что самое важное, между ними должно быть доверие. Доверительность. Чтобы освоить дикое знание, требуется также обладать определенным уровнем укрощенного, сформулированного знания. Проще добавлять дикое знание к укрощенному, чем пытаться обрести дикое, не будучи даже знакомым с укрощенным».
Все эти правила — только часть той картины, которые формируют в своей книге Кьелл Нордстрем и Пер Шлингман. «Urban Express» хороша тем, что ней можно найти оценку множества явлений. Название книги, наверное, — ее самый большой недостаток. Оно не в состоянии отразить всей глубины содержания.
С моменты выхода «Urban Express» прошло всего два года. Но и этого короткого срока оказалось достаточно, чтобы картина мира, которую так тщательно описывали Нордстрем и Шлингман, снова изменилась. Теперь свои коррективы в нее вносит пандемия. И Нордстрем не остается в стороне.
Источник
21 октября 2020 года по приглашению ЛАНИТ Кьелл Нордстрем станет одним из хедлайнеров онлайн-конференции «Умные решения — умная страна: Инновационные технологии для новой реальности», которую проводит наша компания при поддержке «Ведомостей». Эта новая реальность и станет темой выступления спикера. Нордстрем будет говорить о панденомике, и, конечно, не ограничится только локдауном и всеобщей удаленкой. Речь пойдет о том, как меняется мировая экономика в эпоху пандемии, как меняются человеческие привычки и потребности. И о том, какой окажется эта сверхновая реальность.
Приглашаем всех, кому интересна эта тема, зарегистрироваться на сайте мероприятия smart-conference.ru. Участие бесплатное.
И приходите работать в ЛАНИТ!