Ура! Это была не паранойя
В прошлом посте про розницу кое-кому было жутко от того, что можно целить рекламу средств от насморка в тех, кто обычно ходил в офис, а вот уже 10 минут как взял и не пошёл. В общем, последние пару лет я счастлив, что, например, всю сознательную жизнь не верил карточкам и расплачивался ими только в крайних случаях.
Сейчас расскажу пару примеров. Кое-где юрист посоветовал мне формулировки помягче, поэтому дальше вся история — моё личное мнение, возможно, мало связанное с реальным миром. Многое мне вообще приснилось.
Итак, как я уже рассказывал, что в моём сне можно таргетировать людей по состоянию счёта и покупкам. Например, таргет: «есть дети 6 лет» может выглядеть как «вот по этому списку терминалов сетей делал частые покупки 7 лет назад». Таргет «живёт в этом районе и имеет больше 100 тысяч рублей на счету» — по точкам, где часто покупает, и если таких кластеров два — ближе к окраине.
Потом милый Гугл имеет встроенную фичу чтения верхних писем в почтовом ящике на gmail. Роботом, конечно. Он умеет выделять оттуда указанные ключевые слова и их формы (либо темы), совмещать их с профилем пользователя и показывать рекламу. По крайней мере, я слышал от одной бабки, это обкатывалось в бете, вошло ли в прод — не знаю. Можно настроить свои специальные цены на товары после рассылки конкурента (гы-гы), можно даже вычислять конкретных контрагентов и целиться в них. В общем, много интересных методов.
Что ещё? Ах да, сервисы рекомендаций на сайтах — массовая персонализация. Они встраиваются в сайт. И заранее могут знать, что вы обычно покупаете (например, по своим же базам, благо объединяют много сайтов) и какой у вас примерно профиль по железу, браузеру, географии и ещё куче факторов. По идее — помощь с товаром.
Операторы позволяют таргетировать (например) людей по геопозиции и всему тому, что оператор знает (а он знает данные паспорта по договору, список посещаемых сайтов, ваш граф друзей по звонкам и т.п., но не все используют полный спектр возможностей). Типовое предложение — скидка в магазине около любимого торгового центра. Но самое трогательное — часто просят составлять тексты так, чтобы пользователь не догадался, что оператор знает, где абонент находится.
Можно рассылать SMS по тем, кто купил на сайте конкурента (факт загрузки страницы заказа виден оператору). Можно тем, кто заходил к конкуренту ногами. Тем, кто звонил к конкуренту. Мы использовали эту возможность для уточнения объёмов рынка: попросили подсчитать звонки по всем магазинам настольных игр, которые нашли, чтобы заказать по ним рекламу. Но не заказали. Опять же, знакомые из фармы только на днях обсуждали таргет по венерологическим заболеваниям для тех, кто звонил по спарсенной базе телефонов девушек лёгкого поведения.
Теперь вай-фай. Вот тут в кейсе «Хлеба насущного» клиентам кафе вешали идентификатор в метро и потом догоняли их рекламой уже через рекламную сеть (не в метро и не в кафе, просто везде). Технологию предлагает куча компаний на рынке: можно поставить к себе роутер, который будет вешать идентификатор, который потом в публичной сети станет меткой ремаркетинга. Или прямо сотовым телефоном. То есть таки да, если вы пользуетесь открытыми сетями (это где нужен телефон для входа) — то вас можно узнать. Где есть их роутеры — там они видят, что вы бываете. Потому что при коннекте к известному SSID макушник не меняется. Коннект же доводить до стадии «раздаётся Wi-Fi» вовсе не обязательно, достаточно пары шагов дальше probe. Так продаются базы с крупных конференций.
Про приложения, которые используют микрофон не для того, я вообще молчу. Про то, что кое-какие почты для моего удобства распознают тексты в картинках из письма — тоже. Зачем Уберу геололокация постоянно и круглосуточно — они вроде как объяснили. Для моего удобства. Вот эта персонализация тоже меня без меры радует. Хотя они несколько раз уже всё отрицали.
В общем, когда однажды наш сисадмин сказал, что он немного опасается за свою клавиатуру, потому что она использует нешифрованный радиоканал, и любой может перехватить сигнал, я был рад рассказать о других особенностях жизни. Теперь этот вопрос беспокоит его меньше.
Что самое забавное, это всё уже данность. Да, вся система следит за вами. Но это норма, в будущем приватность как таковая будет очень размытым понятием. Это просто сдвиг моральной нормы, не более. И это, недавно я общался с аналитиком немецкой розницы. Она послушала про многие достижения нашего рынка и сказала, что в Европе многое запрещено, и такая дичь просто невозможна с её точки зрения. Ибо нефиг целиться в отдельных граждан любыми способами.