Управление риском ИТ

Добрый день!

Меня зовут Максим Торнов. Я долгое время работал в различных областях ИТ, затем более 13 лет занимался ИТ аудитом, управлением риском ИТ и оценкой эффективности систем внутреннего контроля, в одной из консалтинговых компаний «Большой четверки».

В данном материале мне бы хотелось рассказать Вам об основах управления риском ИТ.

Уверен, в настоящее время тема управления рисками присущими информационным технологиям не перестает быть актуальной. От того насколько организация эффективно управляет риском ИТ зависит достижение многих целей организации, например таких как надежность и эффективность работы бизнес-процессов, соответствие организации требованиям регуляторных органов, достоверность финансовой отчетности и многие другие.

Я искренне надеюсь, что данный материал будет Вам полезен и возможно натолкнет Вас на какие-то новые идеи, которые Вы сможете направить на благо Вашего личного развития и развития Вашей организации.

Что вы узнаете из этой статьи?

  • Что такое риск и категории рисков

  • Что такое риск ИТ

  • Как риск ИТ взаимосвязан с функциями бизнеса

  • Разница между «RISK CAPACITY» и «RISK APPETITE»

  • Управление риском ИТ

  • Кто участники процесса управления рисками

  • Этапы управления риском ИТ

  • Ценность эффективного управление риском ИТ

Риск — что может пойти не так?

Определение риска.

У риска есть множество определений*, на мой взгляд наиболее точное определение риска это: «Risk is defined by COSO as the possibility that events will occur and affect the achievement of strategy and business objectives». Данное определение дано Комитетом организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO).

*Для себя я сформулировал такое определение риска — «По причине действия/бездействия результат не будет соответствовать ожиданиям или планам». Чуть дальше мы более детально разберем вариации рисков/рисковых событий.

Риск можно обсуждать с качественной и/или количественной точек зрения, при этом определение риска может различаться в зависимости от используемого источника информации. Однако фундаментальная суть риска состоит в том, что риск определяет
вероятность или возможность того, что некое событие произойдет и какие в этом будут последствия для организации.

Категории рисков

Существует большое множество категорий и типов рисков. Для наглядности я отмечу наиболее, на мой взгляд, важные и приведу примеры того, что может пойти не так:

  • Финансовый — ошибки в бухгалтерском учете, финансовая отчетность организации содержит ошибки, неточности, либо не содержит важной информации для заинтересованных сторон

  • Кредитный — невозврат кредита заемщиком

  • Рыночный — цена инвестиционного инструмента упала ниже чем ожидалось

  • Операционный — отклонения, неэффективность в операционной деятельности организации. При этом, например, в категорию операционных рисков можно отнести Риск подрядчика/Контрактный — подрядчик выполнил проект ниже качеством, либо не выполнил вовсе. Также, очень часто, к категории операционных рисков относят риск ИТ/ИБ — ключевая ИТ система работает с ошибками, произошла утечка персональных данных т.д. Как правило риск ИТ это подгруппа рисков бизнеса.

Взаимосвязь ИТ и бизнес-функций организации

Основная цель ИТ — помощь бизнесу в достижении миссии и целей организации. Каждое направление бизнеса создает ИТ систему, поддерживающую его бизнес-функцию. Тем самым чем выше автоматизация процессов организации, тем выше вероятность того, что что-то пойдет не так в средствах автоматизации, т.е. информационных технологиях.

image-loader.svg

Что такое риск ИТ?

Европейский Банковский регулятор (Europen Banking Authority) дает на мой взгляд наиболее точно определение.

Риск ИТ это риск потерь организации, вызванный:

  • нарушением конфиденциальности,

  • сбоем целостности систем и данных,

  • некорректной работой, либо недоступностью систем и данных,

  • либо невозможностью изменить ИТ систему, за разумное время и стоимость, в то время как среда функционирования и/или требования бизнеса меняются (т.е. быстрота изменений)

Также риск ИТ включает риск безопасности (ИБ), проистекающий от:

  • неадекватных либо некорректных внутренних процессов организации, либо внешних событий, включая кибер атаки либо неадекватную систему физической безопасности

image-loader.svg

Взаимосвязь риска ИТ и других категорий рисков

В случае реализации риска ИТ, рискового события связанного с ИТ, потенциально, подобно карточному домику, такое событие запускает реализацию рисков из других категорий рисков бизнеса, более наглядный пример приведен на картинке ниже.

image-loader.svg

*О том, что можно делать в каждом конкретном случае мы поговорим более подробно в других публикациях.

Допустимая величина риска, риск аппетит и уровень терпимости к риску

Риск можно измерить и риском можно управлять. Для этого существуют различные инструменты. На мой взгляд наиболее важные это:

  • Допустимая величина риска (RISK CAPACITY) это целевая сумма потерь, которую организация может выдержать, до того, как успешное функционирование бизнеса организации будет поставлено под вопрос.

  • С учетом допустимой величины риска, владельцы или совет директоров организации устанавливают риск аппетит (RISK APPETITE). Риск аппетит определяется как величина риска, которую организация готова принять с целью достижения своей миссии.

  • Уровень терпимости к риску это отклонение от риск аппетита. Подобные отклонения не желательны, но известно, что они достаточно ниже Допустимой величины риска.

Для наглядности приведу примеры:

  • Допустимая величина риска (RISK CAPACITY): В следствии сбоя ИТ системы, часть сервисов Организации недоступна для клиентов. Организация сможет выдержать убытки понесенные в следствии данного сбоя ИТ системы и недоступности ИТ системы на протяжении 7 дней, при сумме финансовых потерь до 10 млн. рублей в совокупности за 1 неделю.

  • Риск аппетит (RISK APPETITE):

    • Допустимое количество времени простоя ИТ системы в год: Общее количество времени недоступности ИТ системы не превышает 100 минут в год. ИТ система доступна 99,99% времени в год.

    • Допустимая сумма денежных потерь от простоя/сбоя ИТ системы в год: Не более 0,00001% от генерируемого данной системой потока выручки.

    • Допустимое количество установленного типа сбоев/ошибок ИТ системы в год: Не более 2 сбоев/ошибок в неделю при работе ИТ системы/отчетов

Риск ИТ можно измерить

Как говорилось ранее, риск можно измерить как в количественном эквивалетнте так и качественном. Для этого используют различные метрики, приведу пример нескольких метрик рекомендуемых организацией ISC2.

Количественная оценка

Используя метрики приведенные выше, можно сделать количественную оценку потенциальных потерь в случае реализации риска присущего ИТ, например:

  • AV = $200 000

  • EF = 45%

  • ARO = 2 раза

  • SLE = AV * EF

  • ALE = SLE * ARO

Таким образом:

  • SLE = $200 000×45% = $90 000 в случае реализации риска в отношении актива ожидается потеря организацией $90 000

  • ALE = $90 000×2 = $180 000 в случае реализации риска 2 раза организация потеряет в два раза больше

Ну и что это дает? Зная о потенциальных потерях, даже приблизительно, менеджмент организации сможет более точно распределить расходы, сфокусировать необходимые силы, экспертизу и усилия и принять более осознанные управленческие решения.

Качественная оценка

Качественная оценка, это более простой способ оценки вероятности возникновения, реализации риска. Однако требующий больше экспертизы и привлечения экспертов из различных областей, включая представителей бизнеса, ИТ, ИБ, внешних консультантов.

Количественная оценка как правило выполняется присвоением риску уровня его вероятности, либо влияния на ту или иную цель организации.

  • Высокая/ Higher

  • Средняя/ Medium

  • Низкая/ Low

image-loader.svg

Наиболее точная оценка риска достигается при использовании одновременно, как количественной оценки риска, так и качественной.

Примеры рисков ИТ

На мой взгляд наиболее полно и точно риски присущие ИТ сформулированы в международном стандарте по аудиту №315. Все остальные версии рисков ИТ и ИБ проистекают от этих категорий/общих формулировок. Приведу их в оригинале, без перевода:

  • Reliance on systems or programs that are inaccurately processing data, processing inaccurate data, or both

  • Unauthorized access to data that may result in destruction of data or improper changes to data, including the recording of unauthorized or nonexistent transactions, or inaccurate recording of transactions. Particular risks may arise where multiple users access a common database.

  • The possibility of IT personnel gaining access privileges beyond those necessary to perform their assigned duties thereby breaking down segregation of duties

  • Unauthorized changes to data in master files

  • Unauthorized changes to systems or programs

  • Failure to make necessary changes to systems or programs

  • Inappropriate manual intervention

  • Potential loss of data or inability to access data as required

Примеры реализации рисков ИТ (рисковых событий)

Приведу наиболее свежие выдержки из общедоступных источников информации. Как я говорил в самом начале статьи «По причине действия/бездействия результат не будет соответствовать ожиданиям или планам». Данная фраза применима каждому событию приведенному ниже:

image-loader.svg

Управление риском ИТ

Так что же делать? Как я говорил ранее, риском ИТ можно и нужно управлять. Подход в целом мало отличается от обычного подхода к управлению любой другой категорией рисков.

Давайте внесем ясность в термин «Управление риском». ISACA (CRISC) дает следующее определение — «Управление Риском» это скоординированные действия по управлению и контролю деятельностью организации с учетом возможного риска.

Риск можно рассматривать в контексте вероятности того, что цели организации не будут достигнуты. Таким образом «Управление Риском» это способ предсказания подобной вероятности, и/или снижения шансов на возникновение и/или снижения последствий возникновения. При этом — Эффективное управление риском может позволить максимизировать возможности организации.

Три линии защиты. Участники процесса управления риском

Существует общепризнанный подход к организации управления рисками. основная его цель повысить эффективность процесса управления и снизить вероятность нарушения принципа разграничения полномочий. Подход подразумевает разделение функционала участников процесса управления рисками и их логическое разделение на «Три линии защиты». Поговорим о них чуть более подробно:

Первая линия — это бизнес. Все кто участвует в повседневной деятельности организации. Например менеджер по продажам/закупкам, менеджеры по работе с клиентами, ИТ подразделения, финансовый департамент и т.д.

Вторая линия — это эксперты в области управления рисками. Например функция внутреннего контроля, функция управления рисками.

Третья линия — это функция аудита. Независимый проверяющий орган организации проверяющий что первая линия эффективно выполняет правила установленные второй линией.

При этом, может быть еще четвертая линия — это регулирующие органы, внешний аудитор и другие внешние заинтересованные участники.

Этапы управления риском ИТ

Управление риском ИТ является цикличным процессом. Далее, мы разберем каждый шаг чуть более подробно.

image-loader.svg

Идентификация риска ИТ и определение аппетита к риску

Идентификация риска ИТ — это процесс обнаружения, распознавания и документирования риска, которому подвержена организация.

image-loader.svg

Оценка и приоритезация идентифицированных риска ИТ

Оценка риска ИТ — это анализ рисковых сценариев, их приоритезация и оценка. Оценка может быть, как качественной (высокий/средний/низкий) так и количественной недоступность ИТ системы в минутах/денежные потери от недоступности ИТ системы, потери данных).

image-loader.svg

Снижение риска ИТ

Снижение риска ИТ — это выработка мер способствующих снижению вероятности реализации рисковых сценариев обнаруженных на шаге «Идентификации рисков». Мерами могут быть политики и процедуры, ограничение доступа и мониторинг действий пользователей ИТ систем, настройки безопасности ИТ систем, резервной копирование и другие.

image-loader.svg

Мониторинг и контроль риска ИТ, формирование отчетности по риску

Мониторинг риска ИТ — это выработка ключевых индикаторов риска, наблюдение и оценка эффективности процессов и процедур направленных на снижение риска и актуализация, обновление профиля рисков (перечня рисков присущих ИТ).

image-loader.svg

Это финальный этап управления, как правило весь цикл повторяется ежегодно, в каких-то ситуация чаще.

Ценность управления риском ИТ

Так что-же это нам дает? Что дает процесс управления риском ИТ организации в обмен на существенные инвестиции? Эффективное и регулярное управление риском ИТ важно для организации материальными выгодами, которые оно приносит. Приведу несколько примеров:

  • Создание риск ориентированной культуры с меньшей зависимостью от отдельных специалистов повышает вероятность успешного завершения проектов

  • Приоретизация усилий по реакции на риск в соответствии с целями и приоритетами организации увеличивает способности организации к достижению целей и созданию ценности

  • Проактивная идентификация угроз, уязвимостей и последствий повышает надежность контроля за активами, снижает величину потенциальных потерь и систематизирует подход в усилиях по соответствию требованиям регуляторов

  • Улучшение производительности систем, процессов инцидент менеджмента и непрерывности бизнеса повышает предсказуемость и надежность процессов организации

  • Улучшение процессов контроля, мониторинга и отчетности, а также доступ к более точной и своевременной информации, упрощает процесс принятия решений и как следствие повышает уверенность акционеров

Подводя итоги

Риском ИТ и ИБ необходимо управлять. Управлять регулярно и по возможности эффективно. Это дает свои плюсы для бизнеса.

Благодраю Вас за то, что прочитали данный материал до конца и искренне надеюсь, что Вы узнали для себя что-то новое и полученная информация будет для Вас полезна.

© Habrahabr.ru