Удобные сервисы вроде Uber усугубляют автомобильные пробки, отбирая пассажиров у общественного транспорта
Таксосервисы нового поколения явроде Uber и «Яндекс.Такси» гораздо дешевле и удобнее обычных диспетчерских, которые раньше принимали заказы по телефону. Сейчас можно заранее узнать точную стоимость поездки, посмотреть маршрут, высадить по дороге друга и разделить с ним оплату, заплатить прямо с телефона и т. д. В общем, такси стало действительно удобнее. И дешевле.
С самого своего создания Uber и другие подобные сервисы обещали не только низкие цены и удобство, но и уменьшить пробки. Они приводили аргументы, что некоторые автомобилисты откажутся от личного транспорта в пользу удобного и дешёвого такси, где не нужно самому крутить баранку в напряжённой позе с полной концентрацией внимания. К сожалению, суровая статистика убедительно говорит об обратном: в тех городах, где начали работу таксосервисы нового поколения, пробки увеличились.
Как показало несколько исследований, автомобилисты почему-то не пересели в такси. А вот кто пересел — так это велосипедисты, пешеходы и пассажиры общественного транспорта.
В рамках одного из исследований в течение четырёх недель в Бостоне в конце 2017 года были опрошены 944 пассажира такси типа ride-hailing. Около 60% из них сказали, что поехали бы на общественном транспорте, велосипеде, пошли пешком или вообще отменили поездку, если бы приложение для онлайн-вызова такси не оказалось под рукой.
Это исследование также показало, то абсолютное большинство пассажиров не используют такси, чтобы добраться до ближайшей станции метро или автобусной остановки, а предпочитают ехать на нём до самого конца маршрута.
Наверное, изначально дешёвые таксосервисы не планировали конкурировать с общественным транспортом, а хотели дополнять его — главным образом на таких маршрутах, по которым не ходит метро и другой ОТ. Выходит наоборот. Сервисы такси де-факто всё больше конкурируют с общественным транспортом. Забавно, что как раз недавно Uber запустил услугу дешёвого райдшаринга Express Pool, где пассажиры, которые следуют по примерно одинаковому маршруту, подсаживаются в одну и ту же машину на остановках. Тут аналогия с общественным транспортом становится совершенно очевидной.
Что самое удивительное, операторам типа Uber выгодно ухудшение дорожного трафика, потому что в таких условиях они повышают коэффициент тарифа.
Очевидно, это совсем не то будущее, которое обещал основатель компании Uber Трэвис Каланик. В 2015 году году он говорил: «Мы представляем себе мир, где в Бостоне больше не будет дорожных пробок через пять лет». Реальность оаказалась совершенно иной.
Другое исследование от декабря 2017 года выявило, что замедление дорожного трафика на Манхэттене частично вызвано увеличением количества автомобилей такси и сервисов ride-hailing. Авторы рекомендовали властям принять меры, чтобы не допустить дальнейшего увеличения на дорогах количества автомобилей с пустым салоном и одним водителем за рулём.
Июньское исследование в Сан-Франциско выявило, что в типичный рабочий день сервисы онлайн-такси совершают около 170 000 поездок. Это примерно в 12 раз больше, чем обычные таксомоторы — причём эти поездки сконцентрированы в самых плотных и загруженных трафиком районах города.
Наконец, ещё один опрос жителей Бостона, Чикаго, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, пригородов Сан-Франциско, Вашингтона и Сиэтла показал, что от 49% до 61% поездок могло вообще не состояться, если бы не было опции вызова дешёвого и удобного такси со смартфона. Все эти пассажиры поехали бы на общественном транспорте, на велосипедах или пошли пешком.
Другие результаты опросов пассажиров статьи высветили очевидные причины, почему люди выбирают такси, даже если оно стоит дороже общественного транспорта. Конечно же, главная причина — это экономия времени. Не нужно останавливаться на остановках и пересаживаться на другие маршруты. Некоторые по этой причине вызывают такси даже если живут прямо рядом со станцией метро.
Учёные выдвигают разные предложения, как бороться с засильем автомобилей в городах и с пробками. Один из вариантов — сужать дороги и уменьшать количество полос, вместо этого увеличивая количество платных парковок, высаживая деревья и прокладывая велодорожки в освободившемся пространстве.