«Удивительный звук»: Как то, что мы слышим, может изменить наше восприятие
Звук уже давно превратился в целую империю: это не только музыка, это огромный пласт в мире развлечений, быта и даже медицины. В XXI веке появились совершенно сумасшедшие изобретения, которые меняют представление о звуках.
Например устройство Quintron, которое работает на основе метеочувствительных датчиков, буквально преобразует погоду в звуки, а затем транслирует их в медитативные мелодии, которые помогают людям с нарушениями сна. Или AudioOrb, шар, который позволяет абстрагироваться от внешнего мира и закрыться от него музыкой.
Но как звуки влияют на наше восприятие? В сегодняшнем материале расскажем о некоторых любопытных исследованиях и феноменах, связанных с этой темой.
Фото Kreatif Benua / CC
Формат MP3 «убивает» хорошие эмоции
Небольшая группа исследователей из Гонконгского университета науки и технологии TechXplore обнаружила, что сжатие музыки в формат MP3 приводит к потере ее эмоциональной окрашенности. Учёные описали своё исследование в журнале Audio Engineering Society. Эксперимент затронул те музыкальные инструменты, которые больше всего страдают от такой эмоциональной деградации.
Все мы знаем, что треки в формате MP3 звучат гораздо хуже, чем, например, виниловая пластинка или музыка в формате FLAC, но что конкретно теряется в звучании — до сих пор никто не изучал. В фокус-группу эксперимента вошли 20 аспирантов, им предложили прослушать записи разных музыкальных инструментов — саксофона, скрипки, кларнета и фагота.
Затем реципиентов просили рассказать, какие эмоции они почувствовали от услышанного: романтические настроения, ощущение таинственности, прилив героизма, застенчивость, гнев, печаль или веселье. Затем эти записи сжали до формата MP3 и вновь попросили оценить результат.
В итоге выяснилось, что при сжатии в MP3 реципиенты ощутили в основном неприятные или нейтральные эмоции — например веселье, печаль или гнев. Также выяснилось, что некоторые музыкальные инструменты теряют в эмоциях ощутимее, чем другие. Теперь у требовательных к форматам меломанов есть еще один довод в пользу их нежелания слушать музыку в MP3.
Почему Бах звучит как Бах
Иоганн Себастьян Бах оставил после себя музыкальное наследие, красота которого до сих пор остаётся загадкой для многих композиторов. В стремлении разрешить загадку Баха, группа исследователей из Вашингтонского университета разработала датасет с классической музыкой. Этот набор данных позволяет «разобрать» музыку буквально по нотам.
База данных MusicNet — это первая в истории открытая база, в которой содержится около 330 классических композиций, описанных до мельчайших деталей. Этот метод позволяет, например, делать рекомендации по прослушиванию музыки не на основе общих тегов, а на основе особенностей звучания мелодии, которая играет в данный момент.
«Теперь мы можем понять, что делает музыку «приятной для ушей». Почему Бах звучит как Бах», — рассказал Шам Какадэ (Sham Kakade), доцент кафедры информатики и статистики. Добиться этого исследователи смогли с помощью методики, которая называется «алгоритм динамической трансформации временной шкалы» (dynamic time warping).
Она позволяет синхронизировать живое исполнение струнным квартетом, например, «Serioso» Бетховена с синтезированной версией этого же отрывка, который уже содержит нужные музыкальные обозначения в цифровом виде.
Мелодия спорта
Ли Дак Хи, 18-летний теннисист из Южной Кореи занимает 143 строчку одиночного рейтинга ATP (ассоциация теннисистов-профессионалов). Дак — лучший юниор в своей стране, но он глухой от рождения. История спорта не помнит другого подобного случая, ведь теннис — это тот вид спорта, в котором очень важно не только видеть, но и слышать мяч.
«В теннисе столько видов закручиваний, что я могу на слух определить многие из них, как только мяч стучит об ракетку, — рассказывает Кэти Мансебо, тренер-волонтёр сборной США глухих теннисистов. — Но глухому игроку эти звуки не знакомы, а значит, он должен фокусироваться на особенностях движения своего оппонента и том, как летит мяч над сеткой».
Согласно данным исследований, люди быстрее реагируют на звуковые раздражители, чем на визуальные. В Национальном институте здравоохранения США в прошлом году пришли к выводу, что время реакции на визуальные раздражители составляет 180–200 миллисекунд, а на звуковые — 140–160.
Теннисист Энди Роддик в 2013 году на Уимблдоне отмечал, что во время игры сначала обращает внимание на звуки ударов соперника, а только потом дополняет свое восприятие картинкой. По его словам, очень важно распознавать, какой удар наносит соперник сразу же после того, как мяч касается ракетки.
Важность звуков в теннисе также отмечал британский теннисист Энди Маррей, который жаловался на дождь, барабанящий по крыше на US Open. А Тобиас Бурс, игрок с таким же недугом, как у Дага, провёл эксперимент. Сначала он сыграл против теннисиста с высоким рейтингом и уступил ему. После этого его соперник сыграл вторую партию в наушниках, и в этот раз проиграл Тобиасу.
Ли надеется стать первой ракеткой мира, при этом главным своем недостатком он считает не отсутствие слуха, а маленький рост.
Феномен BRAAAM
Вспомните свой последний поход в кинотеатр. Вы садитесь в кресло, гаснет свет, а вместе с изображением на экране из динамиков доносится звук, похожий на рычащий бас. Схема этого звука всегда одна в разных вариациях — простой основной мотив, который прерывается внезапными немузыкальными звуковыми «вспышками».
В интернете его прозвали BRAAAM (потому что именно так он и звучит). Многие думают, что это электронный звук, но на самом деле его исполняют на духовых инструментах. Своими корнями он уходит в творчество Ханса Циммера в ранних нулевых. Но впервые как феномен его отметили в «Начале» Кристофера Нолана.
Обычно мы ждём от фильма красивой картинки, но мало внимания уделяем тому, как кино звучит. Лучше всего бывает, когда звучание фильма как бы ненавязчиво закрадывается в наше сознание. Например, мы можем не замечать BRAAAM-эффекта в самом фильме и вряд ли скажем, чем такие эффекты отличаются друг от друга в разных фильмах. Феномен заставляет нас задуматься о том, как саундреки с музыкой Рихарда Вагнера за несколько поколений стали просто BRAAAM.
Конечно, никто не выходит из кинотеатров, насвистывая этот резкий мотив, но зритель как минимум им заряжается. Это такой экстремальный способ озвучания фильма, при котором используются только зачатки мелодии. Пожалуй, главная опасность данного феномена в том, что в последнее время он стал чересчур популярен.