Удаленка ― круто. Может, остаться навсегда?

В марте 2020 года многие компании перевели своих сотрудников на режим дистанционной работы, и Pixonic не стала исключением. По итогам первых двух месяцев можно сделать вывод, что переезд из офиса по домам просадкой в работе не обернулся, и все дедлайны соблюдаются исправно. Отсюда возникает резонный вопрос: самоизоляция когда-нибудь закончится, но раз все так хорошо, может, отказаться от офиса совсем и продолжить работать дистанционно? Тенденция к такому переходу уже существует: например, руководство Twitter разрешило желающим среди своих сотрудников навсегда остаться на удаленке.

До недавнего времени доктрина Pixonic основывалась на том, что все штатные сотрудники работают в офисе. Мы собрали мнения глав отделов и компании об идее продолжения практики удаленной работы после окончания пандемии, и вот что из этого вышло.

sexf4yozb3a8nxupcungwgf0vgs.png

Георгий Егоров, CEO Pixonic


Удаленка давно стала стандартом для ряда компаний. Причины на то разные: кто-то хочет от этого сэкономить, кто-то ― расширить географию поиска специалистов. Есть и такие компании, рабочие процессы которых изначально были заточены под удаленку. Когда-то мы тоже рассматривали формат частичной удаленки и пробовали ввести ее для некоторых сотрудников, однако по большей части такие эксперименты заканчивались ничем.

В первую очередь наши неудачи с удаленкой были связаны с недостатком опыта в построении процессов и стихийным подходом к их развитию: условно говоря, поезд приближается ― мы подкладываем рельсы.

Конечно, пандемия вынудила нас пересмотреть отношение к этому формату работы.

Решение перевести весь офис на удаленку пусть и было для нас спонтанным, но далось довольно быстро и безболезненно, без каких-либо серьезных накладок. Но тут стоит заметить, что это не совсем честная удаленка, и консистентное перемещение из обычного офиса в хоум-офис по факту воспринимается как работа в «другом офисе», потому что условия остались одинаковыми для всех, и сотрудники уже успели сплотиться за время работы в одном помещении.

По опыту могу сказать, что удаленка хорошо подходит для специалистов, которым нужно долгое время работать сфокусированными, с минимумом отвлекающих факторов. Или тем, кто занимается рутинной работой. Или тем, кто просто не очень любит находиться в обществе людей.

Офис же абсолютно прекрасен для специалистов, которые формируют и ставят задачи: лидов, менеджеров, топ-менеджеров, коммуникаторов. Все это можно делать издалека, но опосредованная коммуникация через мессенджеры, звонки и почтовых голубей ― все равно что использование dial-up против оптоволокна. Я убежден, что личное общение в разы продуктивнее как для передачи информации, так и для ее получения. Оно быстрее, нагляднее, точнее. Ну, и веселее, конечно.

Раньше мы проповедовали только работу в офисе. Когда пандемия закончится, возможно, мы частично пересмотрим наше отношение к распределенным командам, но полностью переезжать на такой формат точно не будем. Все-таки в том, что увлеченные люди собираются под одной крышей, чтобы делать отличные игры, есть что-то очень крутое и вдохновляющее.

ogijoup3vcxzhws3grz6wqlh7ro.jpeg

Татьяна Белоусова, Head of HR Department


Каждые две недели с момента перехода на удаленку мы проводили опросы сотрудников внутри компании.

Первым вопросом было: «Как ты себя чувствуешь?» В первую неделю 60% сотрудников отвечали, что у них все в порядке, 20% — что чувствуют себя не очень комфортно. Во время последнего опроса выяснилось, что те, кто раньше испытывали стресс из-за перемены условий, успокоились, привыкли и сейчас ощущают себя лучше. Также сотрудники говорили о том, что есть нюансы касательно комфорта, на что компания готова была оказать помощь с обустройством домашних рабочих мест и предоставить необходимое оборудование.

По результатам тех же опросов выяснилось, что у 57% сотрудников с переходом на удаленку эффективность работы не изменилась, у 30% — повысилась, и только у 13% — снизилась. Как правило, снижалась работоспособность у сотрудников с семьями, поскольку дети и домашние дела пагубно влияют на концентрацию. У кого-то, однако, понизилась мотивация из-за отсутствия единого рабочего потока.

На последний вопрос ― готовы ли они продолжить работать удаленно ― 50% сотрудников ответили положительно.

Плюсы в том, чтобы остаться работать удаленно, ― мы быстро научились делать это эффективно (при том, что раньше удаленные работники в Pixonic были редким исключением). В будущем мы можем рассмотреть и предпринять действия по переводу сотрудников на удаленную работу, если у них есть на то желание. Можно даже скомбинировать работу в офисе и дома ― кому как удобнее. Что касается юридических аспектов, все оформлено грамотно и правильно, так что никаких рисков нет, и при выходе в офис проблем не предвидится. При переходе на удаленную работу у нас просто оформляется приказ о переходе на дистанционную работу, ― в этом и все отличие в документообороте.

Антон Григорьев, заместитель технического директора


Прежде, чем перейти к разбору, насколько хороша для нас удаленка, стоит оговориться, что речь идет конкретно о нашей компании: мы понимаем, что где-то схожих проблем может не возникать вовсе.

Из очевидных минусов удаленки ― трудности коммуникации между людьми, привыкшими все вопросы решать очно. При общении в сети многое теряется: мимика, жесты, интонации, взгляд. Бывает непонятно, что человек имеет в виду, приходится переспрашивать, из-за чего коммуникации усложняются. Часто люди не пишут подробностей или контекста, и очень много времени тратится на выяснение деталей. Возникают трудности с обсуждением каких-то сложных идей, поскольку даже шаринг экрана не всегда дает нужный опыт. В офисе всегда можно подозвать человека к монитору и тут же все показать или же быстро набросать и объяснить на листочке.

Возникают трудности с созвонами: сотрудников может быть плохо слышно либо из-за собственной аппаратуры (плохой интернет, хрипы динамиков), либо из-за того, что не все выключают микрофоны, и голос говорившего перекрывается различными посторонними звуками.

Бывают проблемы с самоменеджментом, которые на месте лучше контролируются. Чувствуется социальная депривация, не хватает легких чит-чатов с коллегами.

Другой аспект, с которым возникают трудности, ― оборудование рабочего места. По-хорошему, для работы нужна отдельная комната с ограниченным доступом туда других проживающих дома или в квартире. Но не у всех есть возможность отгородиться от домашних ― например, если в двухкомнатной квартире живет пятеро человек, выгнать всех из комнаты на целый день может быть трудновато. Моим «рабочим местом» первое время был диван на кухне. В случае кухни особенно мешает то, что это общественное место: все ломятся поесть, попить водички, а при условии наличия детей последние еще и вечно тянут то поиграть с ними, то помочь им что-то сделать. Ну и да: в офисе тюленчиком на диване работать уже не устроишься.

Нет доступа к офисной технике. В частности, что особенно критично для разработчиков и QA, ― нет доступа к тестовым девайсам. Если раньше у нас каждому разработчику для работы полагалось выдавать по одному смартфону на iOS и Android, а если одного из таковых не было в наличии, по случаю можно было взять его из общего пула, то теперь приходится добавлять еще девайсы для постоянного использования. Нередко для конкретных задач/багов приходится организовывать доставку девайса от одного сотрудника (у которого он есть) к другому (которому он понадобился). Очевидно, это может сильно тормозить рабочий процесс.

Размывается понятие рабочего и свободного времени ― ведь если обстановка не меняется, кажется, что можно посидеть над задачами подольше. Первое время я долго не мог вовремя «уйти с работы»: начинал работать в 10–11, а иногда и в 9 утра, при этом заканчивал ближе к 11–12 ночи. И так весь первый месяц. Затем худо-бедно удалось отладить свой график, и переработки уменьшились.

Плюс, исчезла одна полезная фича конкретно нашего офиса: еда сама не приезжает, обед приходится готовить своими силами, а времени на готовку тратится порядочно. В офисе такой проблемы не было в принципе: просто пришел на кухню и поел (при условии, что не всю еду разобрали). Иногда спасает доставка, но редко.

Тут стоит оговориться, что часть этих минусов может уйти с опытом, но пока ― имеем то, что имеем.

u__jkoejlkz6_eyrdxwx3wl_diq.jpeg

С минусами удаленки худо-бедно разобрались, теперь поговорим о плюсах.

На удаленке меньше отвлекающих раздражителей, легче контролировать режим работы в случае, если все-таки живешь один или есть возможность организовать отдельный кабинет. Иначе ― смотри выше.

Можно слушать музыку без наушников. Можно открывать и закрывать окно без вопросов в любой момент. Можно ходить в одних трусах, не бриться и не стричься. Никакие твои действия в реальном мире не раздражают и не возмущают коллег.

Дистанционный формат работы приучает к регулярным текстовым отчетам. Количество бесконтрольных обсуждений в коридорах снижается, больше информации фиксируется в письменном виде, расходится по команде и остается в истории. Впрочем, относить ли это к плюсам или минусам ― зависит от конкретной команды.

Не тратишь время на дорогу до работы. Я живу в Подмосковье, у меня лично туда-сюда от двери до двери уходило по три часа в день. Передаю слова коллеги:»Я обратил внимание, что, когда мы перешли на удаленку, через некоторое время прошло ощущение необходимости куда-то ехать утром и вечером. Это не про экономию времени, а больше про снятие одного ежедневного обязательства».

Больше высыпаешься. И, поскольку никуда спешить не надо, вечером можно и задержаться «на работе», и лечь спать попозже, затянув просмотр любимого сериала, чтение книги или прохождение игры. Еще комментарий от коллег:»Почти прошел нервный тик, исчезли мешки под глазами».

И напоследок:»Презы по проектам стали крутыми, вы только посмотрите, это же чудо».

Действительно, если раньше мы просто собирались в конференц-зале, чтобы послушать об итогах работы, то сейчас, бывает, записываем видео — и тут уже можно основательнее подойти к креативной стороне вопроса.

np7hmiyjegthm6d8lcks9aty0oy.png

Отвечая на то, нужна ли нам удаленка на постоянной основе: уверен, что есть те, кому работать дистанционно ну очень неудобно. Это в первую очередь сотрудники, у которых дома плохо оборудовано место для работы, есть семьи с детьми. А также те, кому нужно общение и непосредственный контакт с коллегами. Они с удовольствием вернутся в офис и будут вспоминать удаленку как страшный сон.

Но есть и те, кому работать из дома оказалось комфортнее, и в таком случае можно оставить им такую возможность в будущем. Если задачи выполняют, почему нет? Конечно, в таком случае имеет смысл оставлять всю команду либо в офисе, либо на удаленке. Или, как вариант, чтобы лиды были в офисе, а команда ― дома.

Есть мысль выделить один день в неделю, в который можно работать дистанционно. Когда-то давно на одном из проектов такое было.

О полной ликвидации офиса речи не идет, но все же совсем лишать людей возможности работать из дома, пожалуй, не имеет смысла.

Борис Тонконогов, Head of PM Department


Если рассматривать вопрос с позиции сотрудников компании, глобально есть четыре подхода к работе в офисе или удаленно:

  1. Все сотрудники работают удаленно. Другого варианта нет.
  2. Все сотрудники работают в офисе. Другого варианта нет ― может быть, за редким исключением. Например, ты работаешь в офисе, но никто не будет против, если денек в месяц поработаешь удаленно (текущий официальный формат Pixonic).
  3. Часть сотрудников работает из офиса, часть ― удаленно. Этот вопрос решается однозначно для каждого сотрудника: либо работодателем (например, разработчики ― все в офисе, художники ― все удаленно), либо сотрудником в момент устройства на работу (как бы вам было удобнее).
  4. Сотрудники часть времени могут работать из дома, остальную часть ― в офисе. Определять это может как сам сотрудник, так и компания.


У каждого из этих вариантов есть плюсы и минусы как для сотрудников, так и для компании.

Финансовая сторона


Сотрудник, работающий постоянно в удаленном формате, не требует со стороны работодателя оплаты его рабочего места в офисе. Соответственно, если все сотрудники работают удаленно, офис вообще теряет актуальность. А аренда удобного офиса, особенно в хорошем районе Москвы, обходится работодателю немало. Таким образом, полностью удаленный формат работы позволяет сэкономить студии на аренде.

Кадровый вопрос


Удаленный формат работы упрощает найм сотрудников в любой части страны и мира: нет необходимости перевозить людей из других городов или открывать множество офисов. За счет этого студия может позволить себе нанимать людей из регионов на более высокие зарплаты, чем могут предложить местные компании. Это сильно расширяет потенциальный круг интересных кандидатов, упрощает и ускоряет их поиск.

С другой стороны, стоит понимать, что более широкий круг кадров, интересных на конкретную вакансию, приведет к существенно большему количеству откликов. Это, в свою очередь, повысит нагрузку на отделы рекрутинга. Нужно будет изучать, анализировать и собеседовать большее количество кандидатов, чем когда вы ограничены поисками кадров только в своем городе. Можно оставить рекрутинговые мощности на прежнем уровне, но тогда преимущества удаленки в рассматриваемом вопросе будут актуальны только при найме специалистов самых редких специальностей (графические программисты, тех. артисты и так далее). Для всех остальных направлений преимущество будет упущено. Рынок кадров станет шире, но обрабатывать этот увеличившийся поток кадровый отдел просто не сможет, либо будет делать это плохо.

Социальная мотивация


Всегда хорошо, когда команда сотрудников ― дружный коллектив, который всегда друг друга поддерживает и работает слаженно не только благодаря хорошо выстроенным рабочим процессам, но и просто из внутренней мотивации делать «круто». А мотивация эта во многом берется из хорошего отношения к коллегам или начальству. Банальное «он крутой чувак, поэтому я постараюсь хорошо сделать задачу, о которой он попросил» на самом деле является очень сильной мотивацией работать лучше.

Позитивные отношения между работниками студии оказывают очень сильное влияние на общую продуктивность команд. А выстраивать такую обстановку значительно проще, когда команда ежедневно видит друг друга в офисе, вместе пьет кофе, вместе обедает, вместе отдыхает на рабочем месте или за его пределами по вечерам пятницы и одной толпой сидит в конференц-зале на общих презентациях. Никакие созвоны, удаленные презентации по видео-связи и «съезды» удаленных команд раз в полгода-год не заменят мотивации от коллективной офисной движни.

Нельзя не вспомнить, что в геймдеве преобладают сотрудники с интровертным мышлением, и им, казалось бы, все это и не особо нужно, но даже они заражаются позитивной энергией и мотивацией от более экстравертных коллег ― тех самых «зажигалочек» студии, вокруг которых всегда смешно, весело и движово.

Примечание: На примере студии Pixonic можно предположить, что видимое отсутствие падения вовлеченности сотрудников после перехода на удаленку опровергает написанное в этом пункте. Но нужно понимать, что большая часть сотрудников компании проработала полгода-год-два и больше в офисной обстановке и отлично знают друг друга вживую. Команда уже сплотилась. На сотрудниках, пришедших после перехода на удаленку или прямо перед ней, хорошо заметно, что втягиваться и заряжаться мотивацией им значительно сложнее, их активность в чатах и тредах по «нерабочим» вопросам ниже. Длительная же удаленка (полгода и больше) будет постепенно уменьшать социальную мотивацию даже у тех, кто много лет проработал в офисе студии.

Рабочие процессы


Организация работы внутри студии ― первоочередная задача менеджеров самого разного звена. В случае IT-компании нельзя однозначно сказать, что организация работы в удаленном формате принципиально сложнее офисного. Есть нюансы, есть различия. Их достаточно много, но в общем и целом и то, и другое вполне выполнимо на хорошем уровне.

При работе в офисе легче организовывать коммуникации между людьми, отделами и проектами. В то же время эта легкая коммуникация ведет к отвлекающим факторам для многих сотрудников: чаще теряется фокус при ответах на вопросы подошедших к тебе коллег и начальников, иные же задачи не получится отложить на 10–30 минут, заканчивая текущую, как это было бы возможно (и адекватно воспринято) на удаленке.

Другими словами, и у удаленного формата работы, и у офисного есть преимущества и недостатки с точки зрения выстраивания рабочих схем и процессов. Для каких-то сотрудников (в силу их характера и/или специализации) удаленный формат однозначно будет удобнее, для других ― наоборот. С организацией и тех, и других хороший менеджер всегда справится и сможет подтюнить рабочие процессы так, чтобы общая продуктивность не пострадала. Если, конечно, на тюнинг этих процессов выделять время.

Самым неудобным в плане организации для менеджера, вероятно, будет вариант, в котором каждый сотрудник в любое время сам определяет, работает он из дома или из офиса. Но и это далеко не такая уж невыполнимая задача.

Какой вариант финальной реализации подхода я вижу?


Я считаю офис прежде всего инструментом компании, в который компания инвестирует, чтобы повысить свою привлекательность в глазах сотрудников и повысить их вовлеченность в рабочий процесс. И этот инструмент важен и достоин инвестирования. В связи с этим в решении о формате работы я призываю отталкиваться от предпочтений сотрудников, оставаясь при этом в рамках разумного.

Все люди разные. Если уж принимать решение о переходе на какой-то новый формат работы, никогда не будет лишним провести грамотно организованный опрос, показывающий настрой студии в отношении удаленного или офисного формата работы. Но, какими бы ни были результаты опроса, скорее всего, единодушия можно не ждать. Сотрудникам в любом случае будет удобнее вариант, при котором они сами вольны выбирать, когда им приезжать в офис, а когда нет.

За каждым сотрудником можно оставить решение, в каком формате он будет работать:

  1. Сотрудник имеет личное рабочее место в офисе. Это требует от него посещения офиса минимум четыре полных дня в неделю.
  2. Сотрудник полностью работает удаленно. В таком случае место в офисе ему не нужно.
  3. Сотрудник работает в плавающем режиме с календарем посещения, который он сам ведет на неделю вперед минимум и уведомляет об этом начальство.


Таким образом сотрудники получают право выбора наиболее удобного для них формата, но в каждом из предложенных вариантов существуют ограничения. И все же это сделает посещение офиса контролируемым и прогнозируемым в любой момент времени.

Так что в итоге?


Удаленка? Не удаленка? Свободное посещение офиса? Работа из дома в выделенные дни?

Расставаться с офисом насовсем наша компания пока не планирует. Офис ― это атмосферно и удобно, он всегда был неотъемлемым атрибутом нашего рабочего процесса. Тем более, что существуют люди, личное присутствие которых в нем жизненно необходимо для быстрой коммуникации.

И все же условия пандемии показали нам, что наши сотрудники могут продолжать работать и вне офиса, не теряя при этом в продуктивности. Мы знаем, что часть их них была бы рада возвращению к привычному укладу жизни в офисе, однако есть и те, кому дистанционная работа пришлась по душе.

Пожалуй, лишать возможности выбора, где сотруднику было бы удобнее работать, не имеет смысла, если он ответственно относится к своим обязанностям и всегда на связи в рабочие часы. Поэтому, когда настанет время, мы можем пересмотреть свои принципы и подумать над тем, как скомбинировать условия работы, чтобы всем командам было комфортно. А пока собираем все возможные мнения по поводу того, для кого и в каком формате лучше оставить удаленку.

А как обстоят дела с планами по выходу из самоизоляции у вас?

© Habrahabr.ru