Учиться, учиться и еще раз учиться преподавать. Почему надо изменить подход к обучению?

Немного о себе

Я долго пытался понять, почему многие предметы или отдельные темы преподаются сложно и скучно. Да, есть преподаватели, которые просто плохо делают свою работу, но есть и хорошие учителя, чей предмет все равно сложно воспринимать.

У меня была идея, как правильно выстроить процесс обучения, чтобы ученики эффективнее усваивали и потом применяли полученные знания. И, когда появилась возможность преподавать в университете, я решил проверить свою гипотезу. 

Почему нужно менять преподавание?

Время от времени нам необходимо пересматривать подходы, которые мы используем, чтобы обучать молодое поколение. Это связано с тем, что появляются новые каналы для создания, потребления и обработки информации. 

Текущий подход к образованию в большей степени базируется либо на изучении теорий, либо на получение практики. Такой подход стал неэффективен, так как у нового поколения очень сильно изменилось восприятие взаимодействия с информацией и формат коммуникации в целом. 

Как было раньше:

Люди, которые провели свое детство до эпохи повсеместного интернета, были вынуждены хранить в себе большое количество знаний, чтобы в нужный момент можно было ими воспользоваться. Количество знаний в голове давало возможность достигать успехов в жизни. 

Они имели следующие установки:

  • Информацию можно достать либо в специальном месте (библиотека, школа, университет и тд), либо у знающего человека (специалиста из конкретной сферы).

  • Эрудированность является признаком большого кол-ва изученной информации. Если ты знаешь много фактов, значит ты прочел много книг, следовательно, ты умный.

  • Чтобы в нужное время воспользоваться информацией, необходимо иметь ее в голове.

  • Чем больше информации в голове ты хранишь и больше умеешь делать, тем выше твоя ценность в обществе.

Как происходит сейчас:

У нынешнего поколения все иначе. У них с детства был доступ к огромной базе данных с информацией. 

Их картина мира выглядит так:

  • Достать информацию очень легко. 

  • Ее объем очень быстро растет, и также быстро теряется актуальность. Учить много теории становится бессмысленно. 

  • Знания в голове остаются ценностью. Но ценнее становится навык понимания, какую информацию тебе нужно в моменте достать, и как ее использовать. 

Именно поэтому нам необходимо пересобрать текущий подход к обучению. Нужно сместить фокус с изучения теории и практики, на работу над развитием мышления.

Эффективное преподавание — это…

Современный подход к обучению и преподаванию должен базироваться на нескольких факторах:

  • Погружение в обучение через вопрос «Зачем?».

  • Использование ассоциативных связей для усвоения сложной информации.

  • Упор на развитие мышления.

  • Развитие креативности.

  • Уход от преподавательства к менторству. 

Давайте разберем каждый из пунктов, чтобы понять, о чем идет речь.

Погружение в обучение через вопрос «Зачем?»

У современного поколения происходит переизбыток информации, поэтому мозг привыкает сразу «отбрасывать» ее, если посчитает незначимой для существования. Это одна из причин, почему молодому поколению тяжело долго концентрироваться, изучая школьные предметы.

Почему в обучении очень сильно растет ценность объяснения вопроса «Зачем мы все это изучаем?». С него нужно начинать любую тему. 

При этом надо не просто отвечать, а вовлекать ученика совместным поиском целей. Тогда мозг потратит усилие, а значит, вырастет ценности запоминания для чего нужно использовать эти знания.

Создание ассоциативных связей

Важно, чтобы в процессе обучения была опора на жизненные ситуации. С помощью связки «информация+реальная ситуация в нашей жизни», мы быстрее закрепляем знания у себя в памяти.

Приведу примеры из моей предыдущей статьи про обучение) 

Они хорошо объясняют, почему мы часто считаем гуманитарные науки легче технических. 

ПРИМЕР 1

Берем 2 учебника из школьного курса:
— Математика за 3 класс
— Алгебра за 11

В чем принципиальное различие?
В учебнике за 3 класс вы увидите задачи на подобии «У Пети есть 3 яблока, а у Маши 4 яблока…».
Вам моделируют ситуацию, с которой вы можете столкнуться в жизни. Ученик сразу видит связь между инструментом (сложением/вычитанием/делением и тд) и тем, где он это сможете применить.

Это понимание помогает быстрее и легче усвоить материал.

Берем учебник за 11 класс. Что вы в нем видим? Задача: «Найдите область определения функции…».
Что? Зачем? В какой ситуации я это применю?

Мы работаем с абстрактной задачей. Для мозга это совершенно неассоциативный опыт.

ПРИМЕР 2

Берем 2 учебника за 3 и 11 класс по литературе/чтению:

Что мы видим?

И там и там идет описание нашей реальности. Айболит лечит животных, ворона и лиса спорят за сыр, Татьяна и Онегин обсуждают свои чувства и тд.

Это все моделирование реальности, которую легко переложить на вашу жизнь. Поэтому нам кажется это легче для восприятия.

Чем больше будет связи между реальными ситуациями и обучением техническим наукам, тем больше появится образованных в этой теме людей.

Свяжите геометрию с темой постройки домов и квартир. Уверен, что через поколение у нас индустрия строительства покажет невероятный прогресс как в качестве, так и в количестве кадров.

Упор на развитие мышления

Важной частью является формирование определенных навыков в мышлении, которые помогут нам эффективнее работать с информацией.

Навык реализовывать идеи. Это про понимание поэтапной структуры, которая включает в себя путь от постановки цели до рефлексии от проделанной работы. Цепочка выглядит так:

Структура мышления

Структура мышления

Проходя через каждый этап ученик понимает разную форму обработки информации и ее значимость. 

3db4c0c14b65b44e73f2e369ccdc37a8.png

Навык мышления более одного шага. Он помогает развивать стратегическое мышление решать задачи с фокусом на будущее. Чтобы его сформировать необходимо дискутировать с учеником, как может развиваться та или иная ситуация, где ему нужно использовать изучаемую информацию. 

Навык критического мышления. Этот навык развивает аргументацию. В ученике необходимо воспитывать умение объяснять свои решения самому себе и другим людям, а также не верить любой информации. 

Навык проводить ретроспективу. Это финальный этап в структуре, который позволяет проводить анализ собственных действий. Осознание проведенной работы позволяет закрепить полученный опыт и сделать выводы для дальнейшего саморазвития.

Навык переходить от теории к практике. Этот навык дает сразу два преимущества:  

  1. Это в дальнейшем позволит больше проявлять инициативу и не бояться проверять свои гипотезы. 

  2. Ученик не просто изучает теорию, но и создает результат на выходе (создание продукта, оказание услуги и тд). Это повышает ценность полученных знаний для нашего мозга, а значит он больше мотивируется сохранить полученную информацию. 

Когда мы делаем упор на развитие этих навыков, ученик формирует гибкое мышление, которое позволит ему развиваться в разных сферах жизни. 

Развитие креативности

Ученика надо научить отходить от шаблонов. И это работает тогда, когда он эти шаблоны уже знает. 

Здесь нам необходимо дать понимание, что есть условия, когда они становятся неэффективны можно «нарушать правила» и искать новые пути решения задачи.

От преподавательства к менторству

Основная сложность смены подхода к образованию в том, что изменение восприятия информации произошло очень быстро. Из-за этого мы получили учителей, с одними установками, а учеников с абсолютно другими. 

Поэтому так важно перейти от коммуникации «надо делать так» к «давай поймем, как вам учиться эффективнее». Учитель должен перестать быть тем, кто задает строгие правила, а начать вместе с учеником разобраться, как лучше преподносить ему материал.

От теории к практике

Понимая факторы, на которые надо опираться для эффективного преподавания, можно построить план урока для правильного взаимодействия с учеником. 

Здесь преподавателю помогут разные методы и подходы для подачи информации.

Методы и подходы

Учебные материалы

Наличие учебников, презентаций, статей и других ресурсов, где хранится информация, остается обязательным фактором. Для ученика, они остаются способом получения теоретических знаний. 

Однако они должны стать хранилищем, где эти знания можно достать, а не инструментом для зубрежки. 

Кейсы

Описанные кейсы помогают на этапе погружения в тему связать теорию с практическими результатами. 

Очень важно описывать кейс по структуре:  

  1. Какая ситуация возникла.

  2. Как применили изучаемые знания. 

  3. Какой вышел итог.

Такой подход помогает нашему мозгу увидеть выгоду от полученной информации и повысить ценность знаний. 

Диалог с учениками

Один из самых важных инструментов преподавателя, так как он влияет сразу на несколько факторов:

  • Ученики больше вовлекаются, так как происходит двусторонняя коммуникация.

  • В диалоге происходит упор на использование знаний, что позволяет больше их закрепить. 

  • Происходит прокачка навыков аргументации и формулирования мыслей.

Ассоциативное мышление

По ассоциации мы уже говорили с вами ранее. Они помогают нам лучше запоминать информацию и создавать триггеры для того, чтобы легче к ней вернуться.

Геймификация

Играть в игры — это естественно для нашего мозга. Наш мозг с детства привык осваивать различные навыки через геймификацию. Так вы можете увидеть, как ребенок, играя в куклы, воспроизводит реальные отношения в его семье. Геймификация позволяет нашему мозгу гораздо легче и быстрее обработать и запомнить информацию. 

Презентации

Этот инструмент очень важен как со стороны преподавателя, так и учеников. 

Обучающий через презентацию создает новый учебный материал и визуально подкрепляет подаваемую информацию. 

Для ученика это прокачка навыка публичных выступлений, аргументации и и формулирования мыслей.

Дебаты

Это также один из важнейших инструментов в образовании, так как он позволяет прокачать множество навыков:  

  • Навык публичных выступлений.

  • Аргументации.

  • Формулирования мыслей.

  • Взаимодействия в конфликтных ситуациях.

  • Использование изученных знаний.

Также он сильно влияет на вовлечение ученика в процесс, так как ему дается возможность проявиться и высказать мнение по изученной теме.

Командная работа

Данный инструмент позволяет прокачать социальное взаимодействие. 

Развиваются навыки совместной работы и выбора конкретной социальной роли в обществе (лидер, исполнитель, организатор и тд).

Юмор

Изучение новой информации и получение нового опыта — это очень сложный процесс для нас, так как мозг тратит очень много энергии. 

При ведении урока надо время от времени делать паузы и точки расслабления, чтобы в конце вы получили умных людей, а не кучу зомби с дымом из ушей. 

Юмор помогает разрядить обстановку и создать приятную атмосферу на уроке. 

Как подавать информацию?

Для того чтобы информация усваивалась, нужно оформить ее в следующую структуру:

9034fcb45d9c9cf2768a4bb78ce77f37.png

 Ее можно применять в разных случаях (преподавание студентам, выступление на конференции и тд). 

Формирование цели через моделирование реальной ситуации. 

Как это сделать:

  • Задать подводящий по теме вопрос на рассуждение.

  • Задать социальную роль и попросить выяснить потребности.

  • Попросить найти решение конкретной боли.

Какие подходы использовать:

Объяснение теоретической части

Как это сделать:

  • Презентация с простым объяснением теории.

  • В слайдах отвечаем на вопросы ЗАЧЕМ? ЧТО? КАК?

  • Приводим аналогии для закрепления через ассоциативное мышление

Какие подходы использовать:

Практическая часть. Получение опыта.

Как это сделать:

  • Решение теоретических кейсов.

  • Объединение в команды для выявления и решения проблемы.

  • Диалог со (между) студентами для обсуждения темы.

Какие подходы использовать:

  • Геймификация.

  • Презентации учеников.

  • Дебаты.

  • Командная работа.

  • Юмор.

Разбор реальных кейсов. 

Как это сделать:

  • Поиск реальных кейсов для закрепления ассоциации с опытом реального мира

  • Кейсы должны идти по структуре ПРОБЛЕМА-РЕШЕНИЕ-РЕЗУЛЬТАТ.

Какие подходы использовать:

  • Кейсы.

Вывод. Краткий дайджест

Как это сделать:

Какие подходы использовать:

  • Презентация.

Преподавание для студентов

Построение урока 

Верхнеуровневая схема ведения урока выглядит так:

65983e4bd704b0dcd871b8da535b70c8.png

Каждый из этапов создает основу для следующего и подкрепляет предыдущие:

  • Разминка мозга. Происходит небольшое общение со студентами, чтобы привлечь их внимание и активизировать умственную активность. Это особо важно, если урок/пара начинается рано утром. Я, в своей практике, начинал с того, что играл со студентами в ассоциации. Очень помогает разогнать мозг и включится и дальнейшее обсуждение.

  • Вводная часть. На этом этапе происходит вовлечение в тему. Задается контекст изучаемой темы и формирование ответа на вопрос «Зачем?», чтобы студент понял значимость дальнейшей информации.

  • Подача материала. На этом этапе мы углубляемся в тему. Происходит изучение теории, чтобы студент начал понимать, какая ему нужна информация для ответа на «Зачем?» 

  • Изучение кейсов. Происходит появление связи знаний с реальным миром. Теория подкрепляется результатами применения знаний на практике.

  • Переход от изучения мира к появлению опыта. Начинаем применять знания на практике (при возможности это сделать на уроке). Происходит подтверждения изначального ответа на «Зачем?» и постепенное освоение навыков.

  • Выводы. Так как был подан большой объем информации. Необходимо сделать небольшой дайджест и подсветить ключевые моменты урока/пары.

Также, на каждом этапе важно правильно подавать информацию, с помощью инструментов.

Про домашнее задание

Домашнее задание также должно даваться с упором на использование знаний

в реальной или стимулированной среде. 

Стоит соблюдать следующую структуру:

  • Задается условия мира.

  • Описываются цель и задачи.

  • В конце нужно просить развить тему.

Домашнее задание также может делиться на 2 типа:  

  • Теоретическое. Когда ученик не имеет возможности получить практический получить.   

  • Практическое. Когда все условия для этого существуют.

Как создать теоретическое домашнее задание?

  • Описываете студенту его соц роль.

  • Симулирование реальной ситуации.

  • Просите студента решить возникший кейс внутри симуляции.

  • Просите его написать размышления тему дальнейших шагов.

Как создать практическое домашнее задание?

  • Студент должен взаимодействовать с реальным миром и людьми в нем.

  • Описываете цель и задачи.

  • Просите его описать, как он пришел к решению.

  • Просите его написать размышления тему дальнейших шагов.

Дальнейшие планы

Пока данная концепция расписана только на ведение уроков/пар для студентов или учеников 10–11 классов. В дальнейшем я планирую развивать ее и добавить структуру ведения уроков и домашнего задания для средней и младшей школ, а также и дошкольного образования. 

Также есть идея создания синергии между разными предметами, которые изучаются одновременно. Так они будут подкреплять друг друга и знания будут усваиваться эффективнее. 

Буду делиться с вами об этом в будущих статьях.

Больше о коммуникации

Подход к образованию необходимо постоянно пересматривать, так как у разных поколений усваивается разный формат коммуникации и правил выживания в мире. Для меня тема коммуникации очень интересна, и поэтому я изучаю ее и делюсь своими рассуждениями у себя в канале. Присоединяйся и будем изучать ее вместе:)

© Habrahabr.ru