Учиться, учиться и еще раз учиться преподавать. Почему надо изменить подход к обучению?
Немного о себе
Я долго пытался понять, почему многие предметы или отдельные темы преподаются сложно и скучно. Да, есть преподаватели, которые просто плохо делают свою работу, но есть и хорошие учителя, чей предмет все равно сложно воспринимать.
У меня была идея, как правильно выстроить процесс обучения, чтобы ученики эффективнее усваивали и потом применяли полученные знания. И, когда появилась возможность преподавать в университете, я решил проверить свою гипотезу.
Почему нужно менять преподавание?
Время от времени нам необходимо пересматривать подходы, которые мы используем, чтобы обучать молодое поколение. Это связано с тем, что появляются новые каналы для создания, потребления и обработки информации.
Текущий подход к образованию в большей степени базируется либо на изучении теорий, либо на получение практики. Такой подход стал неэффективен, так как у нового поколения очень сильно изменилось восприятие взаимодействия с информацией и формат коммуникации в целом.
Как было раньше:
Люди, которые провели свое детство до эпохи повсеместного интернета, были вынуждены хранить в себе большое количество знаний, чтобы в нужный момент можно было ими воспользоваться. Количество знаний в голове давало возможность достигать успехов в жизни.
Они имели следующие установки:
Информацию можно достать либо в специальном месте (библиотека, школа, университет и тд), либо у знающего человека (специалиста из конкретной сферы).
Эрудированность является признаком большого кол-ва изученной информации. Если ты знаешь много фактов, значит ты прочел много книг, следовательно, ты умный.
Чтобы в нужное время воспользоваться информацией, необходимо иметь ее в голове.
Чем больше информации в голове ты хранишь и больше умеешь делать, тем выше твоя ценность в обществе.
Как происходит сейчас:
У нынешнего поколения все иначе. У них с детства был доступ к огромной базе данных с информацией.
Их картина мира выглядит так:
Достать информацию очень легко.
Ее объем очень быстро растет, и также быстро теряется актуальность. Учить много теории становится бессмысленно.
Знания в голове остаются ценностью. Но ценнее становится навык понимания, какую информацию тебе нужно в моменте достать, и как ее использовать.
Именно поэтому нам необходимо пересобрать текущий подход к обучению. Нужно сместить фокус с изучения теории и практики, на работу над развитием мышления.
Эффективное преподавание — это…
Современный подход к обучению и преподаванию должен базироваться на нескольких факторах:
Погружение в обучение через вопрос «Зачем?».
Использование ассоциативных связей для усвоения сложной информации.
Упор на развитие мышления.
Развитие креативности.
Уход от преподавательства к менторству.
Давайте разберем каждый из пунктов, чтобы понять, о чем идет речь.
Погружение в обучение через вопрос «Зачем?»
У современного поколения происходит переизбыток информации, поэтому мозг привыкает сразу «отбрасывать» ее, если посчитает незначимой для существования. Это одна из причин, почему молодому поколению тяжело долго концентрироваться, изучая школьные предметы.
Почему в обучении очень сильно растет ценность объяснения вопроса «Зачем мы все это изучаем?». С него нужно начинать любую тему.
При этом надо не просто отвечать, а вовлекать ученика совместным поиском целей. Тогда мозг потратит усилие, а значит, вырастет ценности запоминания для чего нужно использовать эти знания.
Создание ассоциативных связей
Важно, чтобы в процессе обучения была опора на жизненные ситуации. С помощью связки «информация+реальная ситуация в нашей жизни», мы быстрее закрепляем знания у себя в памяти.
Приведу примеры из моей предыдущей статьи про обучение)
Они хорошо объясняют, почему мы часто считаем гуманитарные науки легче технических.
ПРИМЕР 1
Берем 2 учебника из школьного курса:
— Математика за 3 класс
— Алгебра за 11
В чем принципиальное различие?
В учебнике за 3 класс вы увидите задачи на подобии «У Пети есть 3 яблока, а у Маши 4 яблока…».
Вам моделируют ситуацию, с которой вы можете столкнуться в жизни. Ученик сразу видит связь между инструментом (сложением/вычитанием/делением и тд) и тем, где он это сможете применить.
Это понимание помогает быстрее и легче усвоить материал.
Берем учебник за 11 класс. Что вы в нем видим? Задача: «Найдите область определения функции…».
Что? Зачем? В какой ситуации я это применю?
Мы работаем с абстрактной задачей. Для мозга это совершенно неассоциативный опыт.
ПРИМЕР 2
Берем 2 учебника за 3 и 11 класс по литературе/чтению:
Что мы видим?
И там и там идет описание нашей реальности. Айболит лечит животных, ворона и лиса спорят за сыр, Татьяна и Онегин обсуждают свои чувства и тд.
Это все моделирование реальности, которую легко переложить на вашу жизнь. Поэтому нам кажется это легче для восприятия.
Чем больше будет связи между реальными ситуациями и обучением техническим наукам, тем больше появится образованных в этой теме людей.
Свяжите геометрию с темой постройки домов и квартир. Уверен, что через поколение у нас индустрия строительства покажет невероятный прогресс как в качестве, так и в количестве кадров.
Упор на развитие мышления
Важной частью является формирование определенных навыков в мышлении, которые помогут нам эффективнее работать с информацией.
Навык реализовывать идеи. Это про понимание поэтапной структуры, которая включает в себя путь от постановки цели до рефлексии от проделанной работы. Цепочка выглядит так:
Структура мышления
Проходя через каждый этап ученик понимает разную форму обработки информации и ее значимость.
Навык мышления более одного шага. Он помогает развивать стратегическое мышление решать задачи с фокусом на будущее. Чтобы его сформировать необходимо дискутировать с учеником, как может развиваться та или иная ситуация, где ему нужно использовать изучаемую информацию.
Навык критического мышления. Этот навык развивает аргументацию. В ученике необходимо воспитывать умение объяснять свои решения самому себе и другим людям, а также не верить любой информации.
Навык проводить ретроспективу. Это финальный этап в структуре, который позволяет проводить анализ собственных действий. Осознание проведенной работы позволяет закрепить полученный опыт и сделать выводы для дальнейшего саморазвития.
Навык переходить от теории к практике. Этот навык дает сразу два преимущества:
Это в дальнейшем позволит больше проявлять инициативу и не бояться проверять свои гипотезы.
Ученик не просто изучает теорию, но и создает результат на выходе (создание продукта, оказание услуги и тд). Это повышает ценность полученных знаний для нашего мозга, а значит он больше мотивируется сохранить полученную информацию.
Когда мы делаем упор на развитие этих навыков, ученик формирует гибкое мышление, которое позволит ему развиваться в разных сферах жизни.
Развитие креативности
Ученика надо научить отходить от шаблонов. И это работает тогда, когда он эти шаблоны уже знает.
Здесь нам необходимо дать понимание, что есть условия, когда они становятся неэффективны можно «нарушать правила» и искать новые пути решения задачи.
От преподавательства к менторству
Основная сложность смены подхода к образованию в том, что изменение восприятия информации произошло очень быстро. Из-за этого мы получили учителей, с одними установками, а учеников с абсолютно другими.
Поэтому так важно перейти от коммуникации «надо делать так» к «давай поймем, как вам учиться эффективнее». Учитель должен перестать быть тем, кто задает строгие правила, а начать вместе с учеником разобраться, как лучше преподносить ему материал.
От теории к практике
Понимая факторы, на которые надо опираться для эффективного преподавания, можно построить план урока для правильного взаимодействия с учеником.
Здесь преподавателю помогут разные методы и подходы для подачи информации.
Методы и подходы
Учебные материалы
Наличие учебников, презентаций, статей и других ресурсов, где хранится информация, остается обязательным фактором. Для ученика, они остаются способом получения теоретических знаний.
Однако они должны стать хранилищем, где эти знания можно достать, а не инструментом для зубрежки.
Кейсы
Описанные кейсы помогают на этапе погружения в тему связать теорию с практическими результатами.
Очень важно описывать кейс по структуре:
Какая ситуация возникла.
Как применили изучаемые знания.
Какой вышел итог.
Такой подход помогает нашему мозгу увидеть выгоду от полученной информации и повысить ценность знаний.
Диалог с учениками
Один из самых важных инструментов преподавателя, так как он влияет сразу на несколько факторов:
Ученики больше вовлекаются, так как происходит двусторонняя коммуникация.
В диалоге происходит упор на использование знаний, что позволяет больше их закрепить.
Происходит прокачка навыков аргументации и формулирования мыслей.
Ассоциативное мышление
По ассоциации мы уже говорили с вами ранее. Они помогают нам лучше запоминать информацию и создавать триггеры для того, чтобы легче к ней вернуться.
Геймификация
Играть в игры — это естественно для нашего мозга. Наш мозг с детства привык осваивать различные навыки через геймификацию. Так вы можете увидеть, как ребенок, играя в куклы, воспроизводит реальные отношения в его семье. Геймификация позволяет нашему мозгу гораздо легче и быстрее обработать и запомнить информацию.
Презентации
Этот инструмент очень важен как со стороны преподавателя, так и учеников.
Обучающий через презентацию создает новый учебный материал и визуально подкрепляет подаваемую информацию.
Для ученика это прокачка навыка публичных выступлений, аргументации и и формулирования мыслей.
Дебаты
Это также один из важнейших инструментов в образовании, так как он позволяет прокачать множество навыков:
Навык публичных выступлений.
Аргументации.
Формулирования мыслей.
Взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Использование изученных знаний.
Также он сильно влияет на вовлечение ученика в процесс, так как ему дается возможность проявиться и высказать мнение по изученной теме.
Командная работа
Данный инструмент позволяет прокачать социальное взаимодействие.
Развиваются навыки совместной работы и выбора конкретной социальной роли в обществе (лидер, исполнитель, организатор и тд).
Юмор
Изучение новой информации и получение нового опыта — это очень сложный процесс для нас, так как мозг тратит очень много энергии.
При ведении урока надо время от времени делать паузы и точки расслабления, чтобы в конце вы получили умных людей, а не кучу зомби с дымом из ушей.
Юмор помогает разрядить обстановку и создать приятную атмосферу на уроке.
Как подавать информацию?
Для того чтобы информация усваивалась, нужно оформить ее в следующую структуру:
Ее можно применять в разных случаях (преподавание студентам, выступление на конференции и тд).
Формирование цели через моделирование реальной ситуации.
Как это сделать:
Задать подводящий по теме вопрос на рассуждение.
Задать социальную роль и попросить выяснить потребности.
Попросить найти решение конкретной боли.
Какие подходы использовать:
Объяснение теоретической части
Как это сделать:
Презентация с простым объяснением теории.
В слайдах отвечаем на вопросы ЗАЧЕМ? ЧТО? КАК?
Приводим аналогии для закрепления через ассоциативное мышление
Какие подходы использовать:
Практическая часть. Получение опыта.
Как это сделать:
Решение теоретических кейсов.
Объединение в команды для выявления и решения проблемы.
Диалог со (между) студентами для обсуждения темы.
Какие подходы использовать:
Геймификация.
Презентации учеников.
Дебаты.
Командная работа.
Юмор.
Разбор реальных кейсов.
Как это сделать:
Поиск реальных кейсов для закрепления ассоциации с опытом реального мира
Кейсы должны идти по структуре ПРОБЛЕМА-РЕШЕНИЕ-РЕЗУЛЬТАТ.
Какие подходы использовать:
Кейсы.
Вывод. Краткий дайджест
Как это сделать:
Какие подходы использовать:
Презентация.
Преподавание для студентов
Построение урока
Верхнеуровневая схема ведения урока выглядит так:
Каждый из этапов создает основу для следующего и подкрепляет предыдущие:
Разминка мозга. Происходит небольшое общение со студентами, чтобы привлечь их внимание и активизировать умственную активность. Это особо важно, если урок/пара начинается рано утром. Я, в своей практике, начинал с того, что играл со студентами в ассоциации. Очень помогает разогнать мозг и включится и дальнейшее обсуждение.
Вводная часть. На этом этапе происходит вовлечение в тему. Задается контекст изучаемой темы и формирование ответа на вопрос «Зачем?», чтобы студент понял значимость дальнейшей информации.
Подача материала. На этом этапе мы углубляемся в тему. Происходит изучение теории, чтобы студент начал понимать, какая ему нужна информация для ответа на «Зачем?»
Изучение кейсов. Происходит появление связи знаний с реальным миром. Теория подкрепляется результатами применения знаний на практике.
Переход от изучения мира к появлению опыта. Начинаем применять знания на практике (при возможности это сделать на уроке). Происходит подтверждения изначального ответа на «Зачем?» и постепенное освоение навыков.
Выводы. Так как был подан большой объем информации. Необходимо сделать небольшой дайджест и подсветить ключевые моменты урока/пары.
Также, на каждом этапе важно правильно подавать информацию, с помощью инструментов.
Про домашнее задание
Домашнее задание также должно даваться с упором на использование знаний
в реальной или стимулированной среде.
Стоит соблюдать следующую структуру:
Задается условия мира.
Описываются цель и задачи.
В конце нужно просить развить тему.
Домашнее задание также может делиться на 2 типа:
Теоретическое. Когда ученик не имеет возможности получить практический получить.
Практическое. Когда все условия для этого существуют.
Как создать теоретическое домашнее задание?
Описываете студенту его соц роль.
Симулирование реальной ситуации.
Просите студента решить возникший кейс внутри симуляции.
Просите его написать размышления тему дальнейших шагов.
Как создать практическое домашнее задание?
Студент должен взаимодействовать с реальным миром и людьми в нем.
Описываете цель и задачи.
Просите его описать, как он пришел к решению.
Просите его написать размышления тему дальнейших шагов.
Дальнейшие планы
Пока данная концепция расписана только на ведение уроков/пар для студентов или учеников 10–11 классов. В дальнейшем я планирую развивать ее и добавить структуру ведения уроков и домашнего задания для средней и младшей школ, а также и дошкольного образования.
Также есть идея создания синергии между разными предметами, которые изучаются одновременно. Так они будут подкреплять друг друга и знания будут усваиваться эффективнее.
Буду делиться с вами об этом в будущих статьях.
Больше о коммуникации
Подход к образованию необходимо постоянно пересматривать, так как у разных поколений усваивается разный формат коммуникации и правил выживания в мире. Для меня тема коммуникации очень интересна, и поэтому я изучаю ее и делюсь своими рассуждениями у себя в канале. Присоединяйся и будем изучать ее вместе:)