Ученые Оксфордского института опровергли существование «игрового расстройства»

imageФото: ulricaloeb/Flickr

Сотрудники Оксфордского интернет-института провели исследование, которое доказало, что игровые привычки как правило являются результатом внешнего давления и более глубоких психологических проблем.

Согласно выводам ученых, люди с «игровой зависимостью» использовали хобби как убежище, но не подвергались негативному воздействию именно со стороны самих игр. Это увлечение не приводит к существенным эмоциональным или поведенческим проблемам, а также не затрудняет взаимоотношения со сверстниками, отметили они. «Вместо этого вариации в игровом опыте гораздо чаще связаны с тем, удовлетворяются ли основные психологические потребности подростков в компетентности, автономии и социальной принадлежности, и если они уже испытывают более глубокие проблемы», — выяснили авторы доклада.

Соавтор проекта профессор Андрей Пшибыльский подчеркнул, что до этого момента исследователи не изучали более широкий контекст происходящих в жизни игроманов событий. «Впервые мы применяем мотивационную теорию и принципы открытой науки, чтобы выяснить, связано ли психологическое удовлетворение потребностей и разочарование в повседневной жизни подростков с нерегулируемым — или одержимым — игровым взаимодействием», — заявил он.

Также выяснилось, что большинство подростков ежедневно играют по крайней мере в одну онлайн-игру; играющие регулярно проводят в среднем три часа в день за этим хобби; при этом менее половины онлайн-геймеров, играющих регулярно, сообщали о симптомах злоупотребления.

Вывод авторов следующий: пока не существует достаточного количества доказательств, «чтобы оправдать мысль об играх как о клиническом расстройстве как таковом».

Анализ был проведен на основе данных, полученных более чем от одной тысячи подростков и их семей.

Предыдущие исследования, Пшибыльским и его командой, широко изучали потенциально аддиктивный характер игр и проверяли их влияние на психическое здоровье.

В мае этого года на 72-й Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве была официально принята новая версия Международной классификации болезней МКБ-11. Ее дополнили новым психическим расстройством gaming disorder («игровое расстройство»). Согласно официальному описанию, это состояние характеризуется «стойким или повторяющимся игровым поведением», которое вызывает «значительное нарушение в личных, семейных, социальных, образовательных, профессиональных или других важных областях функционирования».

По определению ВОЗ игровое расстройство может быть «онлайновым», «офлайновым», а также «неопределённого типа». Во всех случаях «шаблон игрового поведения может быть непрерывным или эпизодическим и рецидивным».

В октябре в Лондоне открылась первая в Великобритании государственная клиника для лечения игровой и интернет-зависимости. С ноября психиатры и психологи лондонского центра будут принимать пациентов в возрасте от 13 до 25 лет, у которых обнаружены серьезные поведенческие проблемы, связанные неконтролируемым увлечением компьютерными играми и социальными сетями.

© Habrahabr.ru