Учёные Библиотеки Конгресса США объяснили, почему «выпекание» старых магнитных плёнок помогает их спасти
Специалисты из Библиотеки Конгресса США объяснили, как работает метод «выпекания» — тепловой обработки магнитных плёнок. Они определили идеальную температуру обработки и способ хранения плёнок, который предотвращает повторное разрушение.
Многие аудиолюбители по-прежнему интересуются магнитными плёнками. Такие плёнки подвержены деградации, и исследователи годами пытаются найти способ остановить её. Ранее учёные выяснили, что восстановить магнитные ленты можно с помощью термической обработки. Обычно плёнки для этого «выпекаются» в духовке в течение некоторого времени. Учёные из Библиотеки Конгресса США определили, почему этот метод работает, и представили свои результаты в начале этого месяца на онлайн-платформе SciMeetings Американского химического общества.
Руководитель проекта, химик Эндрю Дэвис, который работает в отделе исследований и испытаний по сохранению материалов Библиотеки Конгресса, отмечает, что обширная коллекция аудиозаписей Библиотеки постоянно оцифровывается. Однако в архивах по-прежнему остаётся множество магнитных лент. Даже когда записи оцифрованы, важно сохранять оригиналы, указывает Дэвис в комментарии для ArsTechnica.
«Не исключено, что оцифрованная версия может исчезнуть, испортиться, возможно, её нельзя будет воспроизвести по каким-либо причинам. Если у вас есть физический объект — плёнка — вы можете вернуться и прослушать её или повторно обработать, если возникнет такая необходимость».
Основным виновником деградации плёнки считается явление, известное как «синдром липкости-осыпания», вызванное разрушением связующего вещества, удерживающего магнитный порошок гамма-окиси железа на полимерной основе или тонкослойное защитное покрытие на нерабочей стороне ленты. «Выпекание» лент устраняет первые признаки их разрушения. Однако, как указывает Дэвис, у кураторов аудиораздела Библиотеки Конгресса нет единого метода термообработки плёнок. Кроме того, обработанные ленты быстро начинают разрушаться вновь.
«Совершенно ясно, что никто на самом деле не понимает механизмов, лежащих в основе этой термической обработки, — указывает Дэвис.
В ходе своих исследований Дэвис для начала «запёк» образцы. Он также подверг плёнки другим методам анализа, включая сканирующую калориметрию, которая позволила зафиксировать изменения температуры, и тепловой микроскопии, в процессе которой образец помещается под микроскоп и нагревается. Этот метод позволяет контролировать самые незначительные изменения в материале по мере его нагрева. Он также искусственно состарил некоторые образцы в специальной камере с контролируемой окружающей средой, увеличив температуру и влажность.
«Многие процессы деградации происходят в течение десятилетий или столетий. Мы можем имитировать их и предсказать, что случится с плёнкой», — отметил Дэвис.
Его эксперименты показали, что, когда поврежденная лента нагревается, липкие следы связующего вещества тают, что делает ленту пригодной для повторного воспроизведения. Он указывает, что температура в 54,4°C идеальна для «выпекания» повреждённых плёнок; это точка плавления липких следов.
«При более низкой температуре ничего не произойдёт», — сказал Дэвис.
Он также выяснил, почему восстановленные ленты разрушаются снова.
«Это исследование также подтвердило, что состояние термически обработанных лент, которые были вновь намотаны на катушки, заметно ухудшается в течение нескольких недель. Удивительно, но мы обнаружили, что, когда наши термические обработанные тестовые образцы ленты оставались размотанными, визуально их состояние было отличным даже через несколько недель. Очевидно, что намотка влияет на ленты».
Прояснить этот вопрос Дэвис планирует на следующем этапе исследований. Помимо этого, он надеется провести эксперименты с закрытыми магнитными носителями, включая аудиокассеты и кассеты VHS.