Учеба в Studienkolleg в Германии. Сравнение математики в РФ и Германии

Дисклеймер

Всё описанное здесь является лишь моей точкой зрения, основанной на проживании лишь в одной достаточно небольшой области восточной Германии.

Большую часть текста я хочу посвятить такому немецкому явлению как Studienkolleg, который принес мне больше негативных моментов, чем положительных. Также я затрону бытовые аспекты жизни в Германии, которые возможно будут вам интересны.

Studienkolleg -, а по нашему Штудиенколлег

Что же такое Штудиенколлег?

Здесь я рекомендую прочесть самим, ибо инфы на эту тему в инете предостаточно, но все-таки дам очень краткое описание. В силу того, что обучение в российских школах (и насколько я знаю — в других странах СНГ тоже плюс-минус также) длится 11 лет, а в Германии 12 или 13, ребятам из стран СНГ надо проходить дополнительную школу в виде штудиенколлега.

В штудиенколлеге обычно 4 направления — T-Kurs (для поступления на технические специальности),  W-Kurs (для экономических специальностей), G-Kurs (для гуманитариев), M-Kurs (в основном для медицинщиков и биологов). Учитесь год, у вас обычно 4–6 предметов, контрольные и так далее как обычно. В конце года сдаете главный экзамен. И на основании него поступаете в универ.

В моем штудиенколлеге был примерно такой же контингентВ моем штудиенколлеге был примерно такой же контингент

Почему штудиенколлег?

Как же я оказался в Штудиенколлеге?

Если кратко, то родители подталкивали меня к высшему образованию в Германии из-за потенциальной студенческой миграции в страну с лучшем уровнем жизни и возможности искать работу после Вуза в Германии на протяжении года. Я склонялся к образованию в России по причине хорошей технической и математической подготовки,  на МИЭФе или Экономе Мгу, хотя также уже начинал думать,  что программирование подойдет мне больше (ВМК МГУ или ИУ9 в бауманке). Но в итоге поехал в Германию. Перед поездкой сдал языковой экзамен и тест на способности (хотя я его таковым не считаю)(если интересно — TestDaF на 4544 и TestAS на (119/130)/(115/130) (инженерная часть)).

Дальше после ЕГЭ по профильной математике и русскому (практически не готовился, поэтому сдал на 86 и 91 соответственно), я с родителями поехал в Германию сдавать экзамены в выбранные Штудиенколлеги (Nordhausen, TU Berlin,  Hannover,  Muenchen,  и тот, в котором в итоге учился (не называю, чтобы обойтись без имен)).

Поступил в итоге во все кроме Ганновера,  где попал в лист ожидания из-за огромного количества абитуриентов.

Экзамены в Штудиенколлеги

Я сдавал экзамены на W-курс — математику и немецкий во всех штудиенколлегах кроме Мюнхена (там только немецкий). Немецкий был простой, в целом ничего интересного и сложного для знающего на уровень В2 язык человека.

А вот математика была интересной. Простейшие задания на уровень знания очень среднего российского школьника. Задания затрагивают немного пределы и интегралы,  но на простейшем уровне. Во общем после экзаменов у меня сложилось неприятное подозрение насчет будущей учебы. Но в целом задания построены так, чтобы решить максимальное количество очень простых задач по планиметрии и алгебре 8 — 10 класса российской школы за ограниченное время. До сих пор не очень понимаю такую систему тестирования. Так что, если вы спокойно пишете пробники ЕГЭ даже на небольшие 80 баллов, вы уверенно сдадите эти тесты.

Да, я знаю, что есть штудиенколлеги,  где дают более сложные задания (например Karlsruhe), но это все равно и близко не уровень сильного российского школьника с хорошей физмат базой.

Вот пример экзамена по математике в один из технических штудиенколлегов.

Первое впечатление

Большим плюсом оказалось наличие очень разных этносов. В моем классе учились ребята из Украины, Казахстана, Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Китая, Вьетнама, Бразилии. Сразу стало заметно, что многие ребята из Латинской Америки даже не умеют решать квадратные или обычные линейные уравнения,  что оказалось для меня сюрпризом. Но в целом группа была достаточно ровной, где лишь я и несколько ребят из стран СНГ достаточно сильно выделялись. Сразу скажу, это не бахвальство и я прекрасно знаю,  что в России, Украине и Казахстане невероятно много студентов и школьников гораздо более умных, чем я. Но на контрасте с латиносами мы выглядели, как призеры Всероса по сравнению с обычными школьниками.

Люди

В целом ребята были очень дружелюбные и добрые, хоть и любящие выпить и весело отдохнуть. В целом никто не старался дополнительно учиться и в силу слабого материала большую часть времени люди либо ничего не делали, либо пили и отдыхали. По моему впечатлению,  латиносы очень открыто относятся ко всем нациям и русские на самом деле на них достаточно похожи. Ребята из Китая и других Азиатских стран,  наоборот, показались мне более закрытыми и не так легко идущими на контакт.

Учителя и администрация

Учителя немцы в целом произвели неплохое впечатление, кроме учителя немецкого, которая оказалась достаточно ярким последователем радикального феминизма и чрезмерно толерантных течений западного мира. С ней было действительно сложно найти общий язык и прийти к взаимопониманию. В принципе насколько я заметил, движение феминизма в Германии активно развито, хоть и не встречается на каждом шагу. Администрация тоже оставила приятные впечатления, прислушиваясь ко всем проблемам и нестандартным ситуациям.

Учеба

Это пожалуй будет самая длинная часть поста, потому что здесь мне есть много чем поделиться и попытаться понять, в чем же отличие нашей учебы от немецкой. Маленький дисклеймер: я учился на W-курсе, так как планировал поступать на бизнес-информатику (к счастью, не поступил). Поэтому у меня не было предметов по типу физики и химии, но я много общался с людьми с T-курса и примерно понимаю уровень и материал, который там давали.

Немецкий

В целом про этот предмет наверное не будет интересно читать пользователям Хабра, так что скажу кратко. В целом выглядит как урок английского в школе, изучение грамматики и разной более сложной лексики. В целом достаточно не сложно.

Английский

Так же очень легко, всякие грамматические тесты на уровень примерно B2 и презентации.

Sozialkunde

Обсуждение разной нынешней западной повестки, по типу загрязнения природы, равноправия между мужчинами и женщинами и улучшения прав однополых семей. Я бы не сказал,  что нам навязывали какую то точку зрения, эти уроки скорее оставили впечатление жутко скучных занятий и непонимания, зачем это в принципе нужно.

Математика

Математика повторяла школьную программу 10–11 класса школы в РФ и немного затрагивала Вузовские темы. Немного затронули теорию множеств, но на очень поверхностном уровне. Дальше потратили много времени на изучение степеней, сокращения дробей и того, что такое логарифм (я серьезно). Дальше пошли уже многочлены и линейные уравнения (дали даже формулу бинома Ньютона, но не показали ее вывод и в целом не уделили ей практически никакого внимания). Дальше затронули немного системы уравнений и матрицы (в том числе формулу Крамера и RREF). Но поскольку не дали определения детерминанта, adjugate Matrix, инверсии,  транспозиции,  Вандермонда и много другого, оставалось немного странное впечатление. Дальше было немного пределов и интегралов, но на простом уровне (даже без Лопиталя).

Сразу скажу, что я спрашивал насчет математики другие курсы, и,  например, на T-курсе математика была ненамного сложнее чем у нас, а там, по идее, готовят к поступлению на будущих инженеров и программистов. В целом, математика оставила максимально неприятное впечатление и на контрасте со своими знакомыми с 1 курса из ВШЭ и Бауманки (ИУ7),  я чувствовал, что теряю время и потенциал изучать что-то полезное.

Примерно так выглядели задания на системы и матрицыПримерно так выглядели задания на системы и матрицы

Итоги

Могу уверенно сказать, что 1 курс сильного экономического или технического направления в РФ окажется для вас гораздо более полезным занятием, пожалуй лишь за исключением отсутствия немецкого языка. В силу того, насколько я был разочарован в немецкой учебе — пришлось даже пить антидепрессанты, в конце года я вернулся в РФ и учусь сейчас в очень сильном российском ВУЗе на ПМИ (прикладная математика и информатика) — (да, на платке, чем я не горжусь,  но даже так это выходит гораздо дешевле,  чем жизнь в Германии, в силу того,  что я москвич и мне не нужно платить здесь за квартиру).

Мой опыт обучения в штудиенколлеге оказался полезным с точки зрения понимания того, что экономика мне не интересна и я поступил на иную специальность уже в РФ, потеряв год в Германии (хотя он и дал мне очень многое). В момент учеба мне интересна и я с удовольствием учу C++,  разную математику и в целом наслаждаюсь своей учебой всегда за исключением сессии.

Я буду рад вычитать в комментариях (если кто-то прокомментирует) ваше мнение на тему обучения и почитать opinions на тему такой слабой математики в Штудиенколлеге. Также мне будет интересно почитать про математику в вузах Германии на IT — специальностях. Мое мнение таково — если у вас есть возможность отучиться на Физтехе, Вышке,  Бауманке,  МГУ, ИТМО, СПбГУ, рекомендую это сделать,  поскольку обучение в бакалавриате у вас будет длиться 4 года (а не 3,  как в Германии) и вы успеете затронуть больше тем и более глубоко погрузиться в детали программирования или математики, чем в Германии. Ну и в целом IT-образование в России лично мне!  больше нравится,  чем в Германии. Если вы учитесь в других странах на IT-направлении, также можете поделиться своими впечатлениями от учебы там.

Если хотя бы один человек напишет в комментариях, что ему было бы интересно послушать о плюсах и минусах Германии в бытовом плане, я напишу пост об этом. Рад был поделиться своими впечатлениями и в заключение хочу лишь сказать, чтобы вы принимали решение насчет обучения в Германии в Штудиенколлеге или России в Вузе на основании своей индивидуальной ситуации и рассматривали этот пост лишь как попытку рассказать о впечатлениях,  а не как четкое руководство к действию.

Живите и процветайте!

© Habrahabr.ru