Убьёт ли введение 15%-го налога зарубежную интернет-торговлю
Неделю назад АКИТ предложила обложить все покупки россиян в иностранных интернет-магазинах дополнительным налогом 15%. Её можно понять. Несмотря на отважную борьбу этой организации, ФТС и других служб, объемы зарубежной торговли продолжают расти. В 2018-м они побили очередные рекорды: повышение достигло 24% за год, по итогам россияне потратили больше $10 млрд! Всё это в основном — без уплаты пошлин и НДС. Выгодно для покупателей, но не выгодно для крупных магазинов, налоговой и госбюджета.
Раз предыдущие меры оказались недостаточными, и иностранные покупки продолжают идти на повышение, пора принять что-то еще. Ранее правительство уже не раз прислушивалось к предложениям АКИТ. Не видим причины не послушаться и в этот раз.
Никаких приятных слов у нас по этому поводу нет. Очевидно, это может сильно ударить по отечественным покупателям, у которых станет меньше привлекательных опций. Но нам стало интересно, а на что реально повлияют эти 15% налога? Есть ли смысл у этой цифры, и на сколько реально нужно ввести налог, чтобы отбить у покупателей интерес к зарубежным площадкам?
Конечно, у покупок за рубежом есть много факторов. Не все гонятся за ценой. Многие заказывают и доставляют с нами новые модели, самые свежие коллекции или вещи, которые просто не продаются в России. Но, естественно, цена — важнее всего. Именно поэтому на неё так давят в АКИТ. Так давайте посмотрим, что на самом деле происходит в плане цен, и насколько сильно такой новый налог на товары может ударить по нашему бизнесу и по кошелькам россиян.
Эксперты говорят, что «драйверами роста трансграничной торговли являются такие категории, как электроника, одежда и обувь» (это из той же статьи РБК). У нас еще в последнее время хорошо идут всякие сладости и брендовая косметика, но давайте пройдемся по самым популярным сегментам.
С Amazon, Walmart, eBay и другими гигантами всё понятно. Они могут давать низкие цены просто за счет своих объемов и конкуренции продавцов внутри площадки. Пока проект «Яндекса» и «Сбербанка» не разовьется, сравнивать в РФ их не с чем. Поэтому, для чистоты эксперимента, давайте посмотрим на два максимально похожих магазина. Просто один продает для россиян, а другой — для американцев. Таких на самом деле немало.
Например, Adidas.ru и Adidas.com. Один и тот же бизнес, одни и те же владельцы, один и тот же веб-сайт (только с разными баннерами для новых предложений). Сравнивать здесь проще, чем у многих других магазинов, потому что компания на русском сайте оставляет английские названия моделей своей одежды и обуви.
Итак, берем товары в российском магазине, забиваем в поиск американского. Находим совпадения. Через несколько часов получаем простую табличку — небольшое сравнение цен Adidas. Что в ней видно? В среднем, в России та же обувь и та же одежда продается на 45% дороже. Есть особенно серьезные случаи, когда разница составляет 176% (скидка в Америке), есть и те самые заветные для АКИТ 15% (скидка в России).
Тут же заметно несколько простых вещей. Американцы очень любят свои скидки. В России к ним относятся более настороженно. Значительная часть товаров на Adidas.com продается со скидкой, в то время как в России на них выставлена оригинальная цена. Свой фактор играет и то, что большинство продающихся в РФ товаров — предыдущие коллекции, которые уже полгода не выпускаются за рубежом, и там пытаются распродать их остатки. Многие вещи, существующие в российской версии сайта, в американской уже давно discontinued.
Еще раз: компанию никто не подозревает в специальном завышении своих цен для россиян, да и зачем бы ей это. Но всё равно за счет объемов продаж и логистики все без исключения товары за рубежом получаются намного дешевле, плюс в американской версии сайта их на порядок больше. Всё-таки США для Adidas (и для многих других) — главный рынок, а Россия, к сожалению, — второстепенный.
Самым забавным, на наш взгляд, примером стала футболка сборной России к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Казалось бы, форма России, правильно? Но в США она стоит почти в два раза дешевле! Неужели там на неё больше спрос?
Мы, кстати, проверяли её во время ЧМ по футболу — тогда в России она стоила еще дороже, 8990 рублей. И наверняка десятки тысяч людей её покупали, даже не подозревая, что она может стоить ровно в три раза дешевле у *.com версии того же сайта.
Хорошо, может, Adidas чем-то особенный, а все другие повышают цены на искомые 15%? Смотрим сайт другого порядка. Donna Karan New York — модный дом, продающий популярную среди женщин одежду и разные аксессуары. Плюс для нас в том, что есть DKNY.com и DKNY.ru, абсолютно аналогичные сайты. Минус — на российском почему-то не указываются названия моделей (просто пишут «Блузка», «Штаны»), что делает поиск и сравнение моделей чуть более затруднительным.
Не так много вещей соприкасается, так что таблица по DKNY получается еще скромнее. Зато разница в суммах потрясает. Средняя накрутка для российских покупателей составляет 149%. Есть два рекорда: за футболку, которая в США стоит эквивалент 2535 рублей, в России просят 9990 рублей (рост 294%). А за курточку, которая в Штатах продается за более-менее приемлемые 7735 рублей, в РФ тот же магазин хочет 21990 рубля (рост 14255 рублей, т.е. две тех же курточки).
Стоит ли говорить, что пока в России остаются люди, готовые отдать столько за «престижную» одежду, плюс-минус 15% здесь совершенно не сыграют роли. Пока у самого магазина не будет желания снижать цен для РФ, ничего не изменится. Модная одежда в России накручена до потолка, никакие старания АКИТ, хоть делай налог 100%, ситуацию здесь не исправят.
Ладно, может, большой рост цены характерен только для обуви и одежды (моль их бьет у нас на таможне, к примеру)? Что по электронике? Еще одно простое сравнение: Apple.com и Apple.ru. Здесь удобнее всего, даже искать ничего не надо, достаточно заменить ».com» на ».ru», и мы получаем страницу той же модели в другой версии магазина. Спасибо вам, Apple!
Что видим в таблице? Средняя разница в цене для Apple — 33,6%. Самая большая для iPhone, самая низкая для Apple Watch и iPad. Цифры в процентах не очень впечатляющие, но в действительности экономия огромная. Разница для MacBook Pro 256 Gb составляет 38 тысяч рублей — почти средняя зарплата в стране. Разница для iPhone XS и XS Max — 25–27 тысяч. Даже если в два раза снизить эту «прибыль», суммы остаются слишком большими. Очевидно, те, кто уже знает, что можно покупать Apple за рубежом, даже при введении нового налога продолжат это делать.
Еще одно сравнение: магазин «М.Видео», один из отцов-основателей АКИТ, — против Newegg/B&H, таких же магазинов электроники, только из США. Результат: в среднем, 47% накрутки. И новый рекордсмен — игровой ноутбук Acer, который «вырос», ни много ни мало, на 42 255 рублей (58%). Стараниями АКИТ, на часть из этих денег уже сейчас придется заплатить пошлину (она начинает идти, если цена товара выше €500), но экономия всё равно получается очень солидной. Вряд ли у кого-то пропадет желание знакомиться с зарубежными сайтами, если они понимают, что за час могут сэкономить больше денег, чем зарабатывают за несколько дней.
Ну и, конечно, стоит напомнить, что те же Adidas и DKNY — в Америке далеко не самые выгодные магазины. Сюда они взяты просто в качестве классического примера. Чтобы посмотреть, что будет, если не менять вообще ничего, кроме страны покупки. В действительности одежду и обувь в США намного выгоднее брать в дискаунтерах, вроде 6PM, где распродажи идут круглый день, или на Amazon/eBay, где у продавцов есть резон стараться предложить минимальную цену.
В общем, простите, АКИТ, но 15% тут явно будет недостаточно. Это не отсекает ни одной категории товаров. Покупки в Штатах всё равно останутся дешевле — кроме тех вещей, которые в РФ и США и так стоят одинаково, вроде китайских смартфонов. Чтобы те, кто уже покупает за рубежом, перешли обратно на российские магазины, минимальный налог на иностранные покупки должен составить хотя бы 30%. Тогда, возможно, более быстрая доставка и удобный возврат опять начнут перевешивать.
Так что не зря народ в АКИТ переживает. Бизнес-модель площадок, входящих в эту организацию, часто строится на том, чтобы самим заказать «за бугром», а потом продать вещи тем покупателям, которым было лень это сделать. Им приходится платить за склады, за труд сотрудников, за собственный маркетинг. И получать чистую прибыль, чтобы было что заносить чиновникам за нужные законы. В начале двухтысячных таких проблем не было: Amazon и Alibaba только начинали развиваться, пользователи в России о них в подавляющем большинстве не знали, да и покупки через интернет не были так распространены. Сейчас джин выскочил из бутылки, обратно его не загонишь (разве что «Чебурнетом»). Одна лишняя пошлина тут, как видим, не станет решающей.
И, конечно, у членов организации наверняка есть надежда на то, что уменьшение конкуренции позволит магазинам АКИТ свободнее повышать цены, внушив клиентам, что у них нет альтернативы. Эксперты, что забавно, называют ту же цифру повышения, 15%. А это со временем опять толкнет клиентов в сторону иностранных площадок.
Так что, с нашей точки зрения, они делают нам рекламу, показывая, что в прямой конкурентной борьбе они победить не способны. И в очередной раз заставляют тему светиться в новостях, напоминая покупателям о том, что в зарубежных магазинах все товары пока что дешевле. Даже если новый налог введут (мы оцениваем такую вероятность как средне-высокую), цены на Amazon, eBay, AliExpress и в магазинах производителей останутся намного ниже российских. Особенно после очередного ожидаемого повышения цен у российских ритейлеров (не зря же АКИТ всю эту чехарду затевала, правда?).