Uber не всегда выигрывает
Greg Baker/AFP/Getty Images
Такси-сервис Uber вызывает противоречивые отзывы. Причем, подобные отзывы исходят, как со стороны пользователей, так и со стороны конкурентов. Бизнес-модель такого сервиса очень популярна в данный момент, а создание аналогичного проекта, казалось бы, не требует много затрат. Тем не менее, команда Uber продолжает работать над технологическими аспектами сервиса по сей день.
Самое сложное начинается, когда сервис выходит на рынок. Такие крупные компании, как Uber, могут «задавить» большинство своих конкурентов и даже вытеснить их с родного рынка. Однако конкуренты по-прежнему появляются и иногда добиваются неожиданных результатов. И в такой ситуации, когда все идет не по сценарию, Uber приходится делать «ход конем».
Пошли на мировую
Такси-сервис Uber планирует объединить свое китайское подразделение и сервис такси Didi Chuxing, который также работает в Китае. Владельцам Uber China, среди которых китайская корпорация Baidu Inc., достанется 20% объединенной компании.
Предполагается, что после объединения Uber прекратит операционную деятельность в Китае, но получит значительную долю в новой компании.
До этого Didi был главным конкурентом Uber в Китае.
Американская компания получит 5,89% в капитале Didi, что означает 17,7% экономического интереса.
Didi достанется бренд Uber, бизнес и клиентская база компании. Представители Didi также отметили, что планируют объединить управленческий и технологический опыт двух команд, а также их экспертизу. Нынешние акционеры Uber China получат 2,3% экономического интереса в объединенной компании. Сама Uber China будет и дальше работать под своим брендом в Китае. А глава Uber Трэвис Каланик станет членом совета директоров новой компании.
Помимо передачи Didi Chuxing китайского бизнеса Uber, есть еще одно условие сделки: китайская компания инвестирует в Uber $1 миллиард. Стоимость объединенной компании составит $35 миллиардов, сообщают источники Bloomberg.
Сначала общественность восприняла информацию о слиянии как очередные слухи, но сегодня, 1 августа, обе компании подтвердили свои намерения.
«Uber и Didi Chuxing инвестируют миллиарды долларов в Китай и обеим компаниям ещё только предстоит получить там прибыль. Выход на прибыльность является единственным способом построить устойчивый бизнес, который может удовлетворить потребности пассажиров, водителей и городов в долгосрочной перспективе», прокомментировал Трэвис Каланик, гендиректор Uber.
Соглашение с Uber поможет индустрии выйти на более устойчивый путь развития, заявил основатель Didi Chuxing Ченг Вей.
Договор вступает в силу с 1 ноября. Согласно договору с этого времени обеим компаниям запрещено предоставлять услуги ниже установленной цены.
Didi Chuxing является крупнейшим в Китае сервисом такси. Между тем, по мнению экспертов Bloomberg, альянс компаний может осложнить отношения Didi Chuxing с другими игроками рынка. Ранее китайский сервис договорился о сотрудничестве с американской Lyft Inc., индийской Ola, а также Grab, работающей в Юго-Восточной Азии, чтобы, объединив усилия, победить в конкурентной борьбе Uber.
Эксперты также не исключают, что сделка готовится в преддверии первого публичного размещения Uber ценных бумаг.
Для компании Didi Chuxing подобная сделка не первая — год назад она уже объединилась с аналогичным китайским сервисом Kuaidi. Инвесторами сервиса выступают основатели китайских интернет-гигантов Alibaba и Tencent, а также Apple.
В 2015 году на презентации для инвесторов представители Didi заявляли, что к 2020 году ежегодный объем китайского рынка сервисов по вызову такси будет составлять $50 миллиардов.В 2016 году Didi Chuxing получила $1 миллиард инвестиций от корпорации Apple. В общей сложности китайская компания привлекла $7,23 миллиарда. Сейчас, по данным компании, пользователями Didi Chuxing являются около 300 миллионов человек, которые совершают 14 миллионов поездок в день.
33-летний основатель компании Чен Вей входит в глобальный список богатейших бизнесменов Forbes с состоянием $1 миллиард.
Примечательно, что новости о сделке предшествовала другая новость — несколько дней назад китайское правительство легализовало сервисы по вызову водителей.
В середине июня Каланик заявлял, что Китай стал самым большим рынком для Uber. Его объем превысил даже американский рынок. Однако выход в Китай обошелся компании недешево: источники Bloomberg полагают, что на запуске в Китае Uber потерял $2 миллиарда. На китайском рынке компания проявила большую щедрость, предоставив большие скидки пассажирам и бонусы водителям.
Не Uber«ом единым
Генеральный директор Grab Taxi Энтони Тэн прокомментировал ситуацию:
«Компании активно соперничали больше года. Наш инвестор и глобальный партнер Didi стал победителем в этой борьбе за лидерство на рынке Китая».
Он верит, что и в других странах местные игроки могут успешно конкурировать c Uber:
«Мы живем в разнообразном мире, и здесь нет универсальных рецептов. Местные решения лучше справляются с локальными проблемами. Так же, как получилось у Didi в Китае, так и в Сингапуре или Джакарте, или в Маниле у пользователей есть свои болевые точки…»
Сингапурский стартап GrabTaxi Holdings уже работает в 30 городах шести стран Юго-Восточной Азии — это в 2 раза больше числа городов региона, где присутствует Uber, — и, по данным аналитической компании App Annie, обходит Uber по числу пользователей своего мобильного приложения в этом регионе.Сингапурская компания GrabTaxi существует с 2012 года и предлагает услуги, ориентированные на специфику местного рынка: пользователи Grab могут вызвать мототакси, очень популярное в запруженных автомобилями азиатских городах, заказать доставку мелких грузов и оплатить услуги наличными.
Тем не менее, борьба в регионах продолжается. Одним из важных рынков является Африка. В Кении с Uber пытаются конкурировать стартапы, а также такие гиганты, как Safaricom — крупнейшая в стране телеком- и финтехкомпания. Последняя запустила райдшеринговый сервис Little Cab.
Сервис доступен пользователям устройств на базе iOS, Android и Windows. В ближайшее время им смогут пользоваться и те, у кого нет смартфонов. Приложение позволяет рассчитываться наличными, картой и, конечно, мобильными деньгами Safaricom M-Pesa. Сервис также поддерживает карты с GPS и предоставляет пассажирам бесплатный Wi-Fi.
Uber запустился в Кении в 2015 году.
Среди других сервисов этого региона можно выделить MondoRide, Taxify, Dandia и Maramoja.
«Little Cab намерен достичь показателя в 1 миллион поездок в течение следующих 6 месяцев», заявил генеральный директор компании Craft Silicon Камаль Будхабхати, которая является партнером Safaricom.
Технические моменты
Смена СУБД
26 июля Uber объявила о смене СУБД. «Ранняя» архитектура слоя работы с данными представляла собой монолитное backend-приложение, написанное на языке Python, которое использовало СУБД Postgres. С тех пор архитектура изменилась: со временем разработчики перешли на модель микросервисов.
И вместо Postgres во многих случаях стал использоваться слой Schemaless — надстройка над MySQL. Другой причиной для полного отказа от Postgres является наличие проблем при выполнении различных операций и, как следствие, угроза потери ценной информации.
Разработка собственного картографического сервисаКак сообщало издание Financial Times, Uber планирует разработать собственный картографический сервис. Цель компании — избавиться от зависимости от Google Maps. На этот проект компания готова выделить $500 миллионов.
В данный момент Uber собирает информацию и изображения для карт в США и Мексике. Речь идет о схемах движения транспорта, расположении входов в здание и других деталях. Для этого компания использует машины с картографическим оборудованием. В других странах сбор данных начнется в ближайшее время.
В 2015 году Uber приняла на работу специалиста в области цифровой картографии Брайана Макклендона (Brian McClendon), который управлял Google Maps и отвечал за создание Google Earth. По его словам, Google Maps были для Uber «хорошей отправной точкой», но теперь эти карты не обеспечивают необходимый уровень детализации местности.
«Мы увеличили инвестирование в картографию из-за необходимости в картах, разработанных с учетом опыта Uber», — сказал Макклендон. Он добавил, что в развивающихся странах Google Maps недостаточны точны, из-за чего водителям Uber приходится уточнять дорогу у пассажиров.
Несмотря на то, что Google ранее инвестировала в Uber, обе компании стараются избегать тесного сотрудничества, поскольку сейчас параллельно разрабатывают конкурирующие технологии, например, беспилотные автомобили, отмечает Financial Times.
В июне 2015 года Uber приобрела у Microsoft долю в картографическом сервисе Bing Maps. В рамках сделки такси-сервис получил около 100 сотрудников, которые занимались сбором и обработкой изображений в Bing Maps. В марте 2015 года Uber выкупила картографический сервис deCarta.
*******
Тренда консолидации райдшеринговых сервисов не смогла избежать даже компания Uber. Но раньше эти сервисы, по большей части, объединялись против нее. А теперь ситуация изменилась.
Как оказалось, у Uber множество проблем не только в плане бизнеса, но и в технологическом плане. Uber не всегда выигрывает. Но компания продолжает всесторонне развиваться и пока остается самым дорогим стартапом в мире.