«ua-hosting.company» или как стать хостинг-провайдером с нуля и сгенерировать трафика больше, чем вся Беларусь

Некоторое время назад на одном небезызвестном форуме было начато интересное обсуждение, человек из российской глубинки задал вполне здравый, на мой взгляд, вопрос:

ХолодныйСинтез:
«Доброго времени суток форумчане. Действительно не знал где создать тему, но для таких как я сделали целый раздел, за это и спасибо.
Вкратце, живу в далекой глуши, где отбирают бизнес и не дают ни чем спокойно заняться… и вот пришла ко мне идейка сделать сервер для услуг хостинга ну или чего то прочего.
Интересуют такие вопросы:
*Что надо для старта, какое оборудование, программы и т.д
*Что нужно купить для начала
*В какой бюджет можно влезть
Может найдутся «знавцы» это темы. чтоб мне поведать что и как? …»


И конечно же в лучших традициях «серча» начался срач:

pavellift:
«ХолодныйСинтез, может лучше переехать?»


voltamper:
«ТС, нестоит суваться, если вообще в этом не понимаете.
Брутанут и вообще без штанов останетесь».


sladkydze:
«Автор, я поддерживаю товарищей, которые не советуют соваться.

Что-то тут можно поймать:
1. Имея знания в области и опыт.
2. Имея как минимум от 10.000$ на первоначальные вложения. А лучше от 50.000$. Остальное — бултыхание в луже».


[umka]:
«Это как начать автопрокатную компанию, имея в качестве «первоначального оборудования» ушатанный ВАЗ 2106. Ну и плюс сайт, конечно же».


И таких советчиков было много. Да, конечно, это могло быть желание задавить нового конкурента, так как большинство отметившихся с такими советами — существующие хостинг-провайдеры. Если бы не одно но… Эти люди были напрочь убеждены, что организовать хостинг-проект не обладая специальными знаниями или большим бюджетом невозможно, только лишь несколько людей дали советы по делу.

Сразу вспомнилось, как начинал я и стало просто невыносимо грустно от таких советов, ведь люди заблуждались, все возможно и без бюджета и без начальных знаний. Потому что именно так возник «ua-hosting». И далее я поведаю небольшую историю успеха и разочарований…


Интернет для себя я открыл в 2001-м году, еще в эпоху dial-up, когда скорости доступа составляли всего лишь до 28 Кбит / с и приходилось платить за Интернет и телефон огромные счета — порядка половины доллара за час днем и 10-20 центов ночью. Доступ к информации был крайне дорог и я мог позволить себе разве что 10-20 часов «онлайна» в месяц и небольшую страничку на бесплатном narod.ru, как первый опыт размещения информации в сети.

В 2003-м году, ставши студентом первого курса кафедры астрономии и физики космоса физического факультета Киевского Национального Университета им. Тараса Шевченко, по сути никогда до этого не сталкивавшись с веб-дизайном и понятием хостинга (narod.ru не в счет), мне захотелось создать научный познавательный проект, точнее я осознал необходимость этого. Ведь те же книги, изданные несколько десятилетий назад, но информация в которых была концептуально важной и актуальной, было найти невероятно сложно, не все имели доступ к хорошей библиотеке, особенно вдалеке от научных центров. К примеру, издание 1969-го года, посвященное теории переноса излучения в частотах спектральных линий, актуально и по сей день. Ведь решение ряда задач прикладной математической физики на физическом уровне строгости, является, пожалуй, базой для тех, кто желает полноценно заниматься наукой.

Получая стипендию в размере порядка 7 долларов в месяц, я мог позволить себе разве что регистрацию доменного имени, что и сделал весной 2004-го. Сам проект я смог запустить значительно позднее — только в 2006-м. Обычный хостинг не подходил, только электронных книг за 2 года было собрано и создано несколько сотен, а большинство хостинг-провайдеров того времени запрещали файловые архивы при размещении на shared-хостинге.

В результате был арендован виртуальный сервер:

283f57981fd44643ac61155bbe765ab5.jpg

Причем начального тарифного плана не хватило, так как тот же squirrelmail, почтовик с веб-интерфейсом, тупил очень заметно. Забавно, что я даже не знал в какую директорию нужно было залить файлы сайта (public_html) и как назначить индексную страницу. Разобраться в этом мне помог мой друг-однокурсник Кирилл, который на тот момент уже создал сайт о бесплатных доменных именах, что также было очень актуальным для многих веб-мастеров того времени. Более того, он по сути стал первым клиентом «хостинга», так как ресурсов на VDS было значительно больше, чем требовал проект в то время и содержание виртуального севера надо было как-то окупать.

Я был полным нулем в администрировании, но тем не менее уже тогда осознал, что значительно дешевле обратится к администратору с конкретной задачей (в то время цены на постоянное сопровождение были космические — от 100 долларов), чем подключать сопровождение на постоянно, ведь правильно настроенный сервер может работать долгое время без сбоев. Конечно я обучался и улучшал свои навыки. До сих пор помню фразу Валентина, администратора и владельца «HostBizUA», как оказалось:

— Если бы я поставил Вам FreeBSD, Вы бы уже застрелились, потому как что бы поставить какой то пакет в FreeBSD нужно знать его от а до я, я поставил Вам CentOS потому как любой пакет можно поставить командой:
yum install ЧТО*
-----------------


И он был прав, работать с CentOS было совсем не сложно.

А еще тогда я понял, что качественный саппорт возможен даже когда услуги предоставляет один человек, главное — вдохновение и правильное отношение к делу, ведь Валентину как-то чудом удавалось практически в любое время суток отвечать на тикет в течении 5-10 минут. Человек буквально жил в Интернете несмотря на то, что являлся владельцем довольно крупного дата-центра. Вскоре он продал свое детище, которое, к сожалению, не стало сколь-либо успешным без своего владельца-вдохновителя. Забавно, что до сих пор тарифные планы на сайте не изменились и даже стали во многом хуже по цене:

a1612d2199fa43be95fa5948a2954f4b


С началом эпохи выделенных линий и более высоких скоростей доступа к сети Интернет в Украине и России VDS стало по-просту не хватать, тот же медиа-архив требовал большего пространства и самое главное — канала более высокой пропускной способности. Назрела необходимость покупки выделенного сервера, а вместе с тем — поиска клиентов со стороны, так как проект некоммерческий и не имел достаточной прибыли с рекламы и продажи SEO-ссылок (тогда была очень популярная тема).

На то время я уже начал кое-что понимать и мог предоставить качественную услугу не только друзьям, но и посетителям сайта, ведь многим интересно было создать в Интернете собственную страничку:

39993cb3495b4b2c9e68107b101393c1.jpg

Да, я знал не очень много, но я знал людей к которым можно было обратится за помощью для решения той или иной задачи при необходимости и мог правильно сформулировать суть проблемы, что в большинстве случаев уже являлось большей частью решения.

Вскоре, несмотря на то, что посещаемость сайта была невысока — до 300 человек в день, был найден первый десяток клиентов среди пользователей ресурса и со временем клиентская база только росла, так как посетители сайта доверяли мне, ведь их размещали там же, где и проект. В конце 2006-го года я смог позволить себе покупку выделенного сервера и размещение его на collocation в том же дата-центре, где арендовал виртуальный.

Тем более, что предложение на то время было очень выгодным, за 76,5 долларов в месяц обещали канал 100 Мбит / с без учета трафика, причем не только в украинский сегмент сети UA-IX, но и в зарубежный:

2e44281a7cd64f61831593689d6ca5ac.jpg

Был куплен E2160 c четырьмя жесткими дисками по 250 ГБ и 4 ГБ оперативной памяти, сервер обошелся почти в 1000 долларов, но зато не только окупал свое размещение, но и начал приносить хорошую прибыль (порядка 70 долларов в месяц). Однако счастье длилось не долго… Как только я добавил большой медиа-архив на веб-сайт и забил канал в полку, мне ограничили канал в мир до 5 мегабит и оставили всего 10 мегабит в Украину… Одновременно с этим Валентин изменил тарифную сетку на веб-сайте, мотивировав это тем, что рассчитывал на «честное» потребление и канал стоит дороже:

8095d6aefdc649dbaa3c9a1b13210021.jpg

Медиа-архив пришлось очень лимитировать, а выделенный сервер потерял свою целесообразность в этом дата-центре. В тоже время переносить сервер куда-либо было по-просту не выгодно, так как та же «Воля», один из крупнейших дата-центров Киева, начала предлагать выделенные серверы в аренду по цене размещения. Наконец-то в Украине начинала работать западная бизнес-модель, когда сервер предоставлялся в аренду фактически бесплатно, а оплачивался только канал.

Тем не менее что-либо подходящее на «Воле» стоило денег значительно больших, чем приносили клиенты и сайт, подходил лишь максимальный их тарифный план за 1399 гривен в месяц (порядка 280 долларов), так как нужен был гарантированный исходящий канал на скорости минимум 100 мегабит без учета трафика:

84d07aff300e4cbfb1f67ce28a0926f2.jpg

И для того, чтоб иметь возможность позволить себе это, нужно было увеличить прибыль в 4 раза, еще больше увеличить клиентскую базу, перенести клиентов временно на надежный виртуальный сервер и продать текущий физический. План действий прост и понятен, достаточно было только работать.

С сервером повезло, через пол года работы его посчастливилось продать за деньги большие, чем были отданы за него при покупке, но дешевле, чем он в среднем стоил на рынке. Так что довольны оказались все.

А вот с выбором нового хостинг-провайдера и скоростью роста клиентской базы повезло меньше.


В мае 2007-го вышел на рынок такой провайдер, как «vds64», специализирующийся на виртуальных серверах за вполне адекватные на то время деньги. Размещалось оборудование в дата-центре «DataGroup Incom» — весьма качественной киевской площадке, что было весьма кстати и я решил попробовать их услуги. Собственно, проанализировал потребление ресурсов, я пришел к выводу, что все мои клиенты могли всецело уместится на виртуальном сервере «Start» за 20 долларов в месяц:

76512464eba540719fdb5e7e70b45f9d.jpg

Но я не привык экономить и решил взять «Optima» (ресурсы с резервом), за довольно не малые, как для виртуального сервера, деньги — 35 долларов в месяц. И каково же было мое удивление, когда клиенты в какой-то момент начали жаловаться, что их сайты тормозят… Проверил процессор и память, не используем и половины…

К слову, многие из провайдеров сегодня продолжают разводить marketing bullshit на тему малых ресурсов, убеждая клиентов, что виртуальный сервер с оперативной памятью менее 1 ГБ и ресурсами менее 1 ГГц — очень плохо и мало и недостаточно, ведь нужно продавать больше серверов. А тогда на этом виртуальном сервере весьма успешно работало порядка 30 сайтов и ресурсов хватало с запасом. Но сейчас речь не об этом.

Причина торможения сайтов заключалась не в нехватке ресурсов процессора или оперативной памяти, а в том, что дисковый массив стал перегружен. Это сейчас мне хорошо известно, что SATA-диск обеспечивает всего лишь порядка 70 операций ввода / вывода или чтения / записи в секунду (IOPS) в лучшем случае, а в то время для меня это было открытием, наверное, как и для создателей «vds64» ибо отзывы про торможение сайтов на их виртуальных серверах стали носить глобальный характер. RAID-массив не спасал ситуации. Хранилище, которое было не занято и на половину — было перегружено.

Осознав это, «попросил» перенести меня на другую ноду, менее нагруженную по IOPS, перейдя на еще более дорогой тарифный план «Portal» за 50 долларов в месяц, чтоб провайдеру было не так обидно. Помогло, на какое-то время. В то время, к сожалению, SSD накопителей, обеспечивающих десятки тысяч IOPS, в отличии от жестких дисков, за адекватные деньги попросту не существовало и разумеется, что «vds64» не решил бы проблему раз и навсегда. Это было более чем очевидно и я начал поиски выделенного сервера в аренду, ведь я не хотел разочаровать клиентов, которые мне доверяли, а проблемы и жалобы возникали все чаще.

Я хотел «Волю», ужасно хотел, так как это был наиболее оптимальный дата-центр для моих задач. Вот только 280 долларов не было… Можно конечно было бы протянуть 3-4 месяца на средства вырученные с продажи сервера, но что делать потом, если проект не достигнет окупаемости? Так рисковать было нельзя.


В феврале 2008-го года нашелся выход. Оказалось, что уже почти год с «Волей» успешно сотрудничает их партнер — компания «Дата-Хата», размещая там, как собственное оборудование, так и предлагая серверы дата-центра в аренду. И они являются одним из самых крупных их клиентов, плюс обладают куда большей гибкостью… К примеру, исходящий трафик неограничен даже для минимального тарифного плана, а не только для тарифа за 280 долларов (1399 грн) и предоставляется базовая настройка, сопровождение:

63808d59ee324a4c8c089e8aba2f364a.jpg

Размещение своего сервера стоит дешевле, нежели аренда сервера в дата-центре. Помимо этого предлагается уникальное решение — аренда сервера с выкупом, по истечению 12 месяцев сервер выкупается всего лишь за гривну и остается платить только за размещение и трафик:

53d2efe998cc4c3eb6bc5d0806e631f3.jpg

В целом конечно эта схема неэффективна в долгосрочной перспективе — клиенты забывают о том, что оборудование устаревает и иногда выходит из строя. Но греет душу тем, кто хочет иметь оборудование в собственности и возможность мигрировать сервер между дата-центрами оперативно. Ребята наладили сервис настолько, что смогли обеспечить волшебную логистику с миграцией в течении часа (отключили сервер, погрузили, перевезли, подключили), при этом сотрудничали сразу с несколькими лучшими дата-центрами Киева.

Но самое важное — предлагали индивидуальный подход. Минимальный сервер стоил от 100 долларов в месяц (499 гривен) и к сожалению не удовлетворял моим требованиям, но было ясно указано, что в «Дата-Хате» готовы подобрать приемлемый вариант. Мне нужны были минимум 4 диска и 4 ГБ оперативной памяти, причем стоимость сервера не должна была превышать 90 долларов, именно столько средств приносил проект в тот момент. И я решил обсудить такую возможность, отправив заявку и объяснив подробно почему и что нужно.

Александр, директор «Дата-Хата», сделал так необходимую мне в то время скидку и пошел на встречу — временно уменьшил количество входящего зарубежного трафика с 30 до 20 ГБ, оставив при этом неограниченным исходящий, обеспечил необходимые параметры, помог с настройкой и даже переносом клиентов. А когда я из-за своей неопытности чуть не потерял данные (сервер настроили с RAID5 c целью экономии дискового пространства и я не заметил, как диск вышел из строя и массив начал работать в критическом режиме, в результате чего вышел из строя и второй диск), провел бессонную ночь в попытках спасти хоть что-то. И ему это удалось. Базы данных, к сожалению, было не спасти из бинарных логов — данные перемешались, файловая система была повреждена. Но вот файлы и скрипты спасти удалось, по большей части. К счастью большинство клиентов делали бэкапы баз данных, так как резервную копию было просто скачать из-за небольшого объема, а вот файлы из-за низкой пропускной способности домашнего Интернета резервировали не все. Некоторые хранили копии на том же сервере, а некоторые во все не делали бэкапы, полагаясь на RAID, так что люди были рады хоть такому исходу.

Этот случай научил меня и моих клиентов важному правилу: бывают люди, которые не делают бэкапы и те, которые уже делают.

Я был очень благодарен Александру и был настолько поражен такой заботе, что в тот же день оставил ему отзыв:

«Спасибо. Я просто поражен, в хорошем смысле этого слова, отношением Вашей компании и Вас, как руководителя, ко мне, как клиенту. + качество услуг у Вас действительно на высоте! Жалею только, что не наткнулся на Ваш сайт раньше…»


Этот отзыв размещен среди отзывов его клиентов и по сей день, с указанием на то, что я владелец такого-то портала, несмотря на то, что этот портал, к сожалению, прекратил развитие еще в 2009-м году, мне пришлось всецело посвятить себя хостингу, времени работать над порталом впоследствии не было.
Но тогда, осенью 2008-го, хостинг-проект совместно с научным ресурсом, был по сути хобби и далеко не основным направлением в работе. Окончив обучение я работал на кафедре и занимался распределением озона в атмосфере, исследованием циркум-полярного вихря и его влиянием на климат в Антарктиде. Появилась перспектива отправиться зимовать на украинскую станцию «Академик Вернадский» на пол года или даже год для проведения более подробных научных изысканий. Единственное, на нашей станции напрочь отсутствовал Интернет, а имея проект в сети и довольно много живых клиентов (на тот момент порядка сотни) — я не мог позволить себе такой роскоши, даже ради научных исследований и вполне неплохой перспективной заработной платы — до 2000 долларов в месяц. Правда в том, что наверное все-же больше я не любил холод и изоляцию и слишком любил своих клиентов и уже не мог жить без своего небольшого хобби.

За 2008-й год, не смотря на то, что работал один, я довел уровень сервиса до совершенства. Нет, проблемы конечно были, но они решались очень оперативно и к клиентам был максимально индивидуальный подход. Давались консультации даже за пределами заказанных услуг. Результатом этих усилий стали первые отзывы:

«Техподдержка на высшем уровне, устойчивость также, в комфорте небольшие недостатки с оплатой, но это терпимо».


«Отличная (оперативная!) служба поддержки.
+
хорошее сочетание цена/качество».


«Пользуюсь хостингом с июня 2008. За все время не было никаких к ним серьезных претензий. Уже и того сайта нет, с которым я тогда прихостился. Из позитивных сторон могу назвать хороший тарифный план, по низким ценам. Лучше я нигде не видел. Плюс ко всему хорошая служба поддержки, если что не ясно — все разложат по полочкам и помогут. Сервера действительно хорошие и скорость на высоте. Существенных недостатков в работе хостинга не заметил».

Люди реально думали, что работает целая команда. На деле же до 2009-го года кроме меня более никто не общался с клиентами. Впрочем, иногда случались и проколы:

«Три сайта у этого провайдера. Сегодня с утра обнаружил что сайты не работают. Страничка апача.(This page is used to test the proper operation of the Apache HTTP server after it has been installed. If you can read this page it means that the Apache HTTP server installed at this site is working properly.) Поддержка на мыло не отвечает, молчит и отдел продаж в аське, телефонов не нашел. Хостинг похоже поддерживается одним человеком и он же отдел продаж».


Забавно, что этот отзыв уже от 2010-го года, когда сервер хостинга был на мониторинге у администраторов и по сути хостинг уже поддерживался не только мной. А вот когда действительно приходилось заниматься всем одному — таких ситуаций удавалось избежать, хоть и дорогой ценой — иногда приходилось уделять работе свыше 18 часов в сутки, что было немного некомфортно.

В общем в Антарктику как-то не тянуло, там конечно стоит побывать хотя бы раз в жизни и исследования — интересно и круто, но в наших реалиях подразумевают наличие определенного уровня фанатизма, который у меня проявился совсем в иной сфере, отличной от исследований озона.

Я реально получал огромное удовольствие от своего хобби — предоставления хостинг-услуг и привлечения новых клиентов. Порой просто начинал консультировать людей на форумах в вопросах, в которых уже был хорошо осведомлен и чувствовал себя уверено, даже без мысли продать что-то, а порой и с мыслью :). Иногда вступал в интересные дискуссии с целью узнать что-то новое и проверить себя, либо просто разжечь метание … между участниками. Ведь только тогда можно видеть истинное лицо и уровень профессионализма, нужно разозлить…

Я не очень уж смышленый в физике и мне нужно прилагать больше усилий для решения тех или иных задач. Несмотря на то, что в программировании полный ноль, в свое время мне удалось сэкономить пол года работы коллег, автоматизировав обработку данных по озону. Так что я не был полностью бесполезным в науке, однако дальше так было нельзя. Я четко осознавал, что наука давно отошла на второй план и серьезно я ею заниматься не буду, так как я не могу уделять ей ни времени, ни средств. Да, крайне печально осознавать, но для того, чтоб заниматься наукой в Украине, нужны средства. И последнее можно реализовать двумя способами — уехать зарубеж и сделать там карьеру ученого, что занимает довольно много времени и сил (к тому же, не всегда есть смыл), либо построить успешный бизнес, что наверное было многим интересно, но не мне. Нужно осознавать, что строить и для чего… А строить что-то ради денег — мне скучно.

Оба варианта не подходили. Нас научили в университете самому главному, как мне казалось тогда — думать и обучаться самостоятельно. Нам так и сказали 31 августа 2003-го года, после зачисления на 1-й курс:

«Мы не научим Вас физике, мы научим Вас мыслить и уметь самообучаться. Физики — универсальные люди и осознав суть Вы сможете работать где-угодно».


Но осознанности не было. Я так и не нашел себя после получения диплома в 2008-м и работа на кафедре за 150 долларов в месяц, да еще с сомнительными перспективами загреметь в Антарктиду или пройти долгий путь ученого заграницей — явно не прельщала. Тем более я утратил фанатичность к науке еще за пару лет до этого, когда на семинаре профессора Шульмана нам 1,5 часа записывали уравнение движения пылинки в одноименной диффузионной моделе плазменных хвостов комет. Да, невероятно круто, что человек всю жизнь посвятил науке, такие люди заслуживают глубокого уважения, но я не такой, я не мог просто сидеть и плыть по течению и тратить кучу сил на пылинки. Нужно было найти себя, а для этого поместить себя в неблагоприятную среду, ибо только тогда возможно побороть лень, заставить себя что-то делать и стать лучше. Правда, но факт, что люди меняются только тогда, когда страдания, причиняемые выходом из зоны комфорта, превышают страдания от изменений. Именно это я захотел сделать с собой.
Я улетел практически без средств на возврат в случае неудачи. В начале был Египет, затем Индонезия, Англия. В теплых странах я пытался найти себя в дайвинге, как мне тогда казалось — райской профессии. Помню, проходя курс дайвмастера-гида, я обижался на своего инструктора за то, что она сваливала на меня всю самую «грязную» работу, а ведь таким образом мне она показывала тяжелые реалии и издержки профессии. Прикольно прилететь и понырять недельку, а вот когда ты гид для группы сертифицированных дайверов разного уровня, не всегда прошедших качественное обучение, но многие из которых считают, что все умеют (особенно выпить накануне) — совсем другое дело. Нужно собрать всех, подай-принеси, провести 3-4 погружения за день, а иногда и более, в весьма разных локациях и условиях и уследить за всеми. И так каждый день, практически без выходных и на протяжении многих недель, и чтоб все выжили…

А еще собственная несознательность и раздолбайство могут оказывать огромное негативное влияние, можно не выжить самому, убраться, сделав череду ошибок. Боже, спасибо моим инструкторам за то, что они мне встретились в моей жизни и вправили мне мозг. Большинству так не везет. Дайвинг поглотила коммерция и многие давно забыли о его предназначении, правильной философии. Я учился у Евгении Песковой (курс дайвмастера) и Андрея Чистякова (технический дайвинг, от начальных курсов до Trimix и пещерного дайвинга), делаю им рекламу :). Благодаря им я осознал многое и выжил, выработал правильное отношение ко многим вещам, научился строить логистику. Ведь в техническом дайвинге — погружениях с применением специального оборудования с целью расширения пределов любительского дайвинга, в том числе глубоких погружениях, что увеличивает риски, неправильное отношение может стоить жизни. Принципы и логистика, применяемая в дайвинге, справедливы и полезны в том числе и в повседневной жизни.

Да, нелегко было обучаться техническому дайвингу, в том числе финансово. Начальные курсы обошлись в пару тысяч евро, а далее просто нырять и обучаться мне было уже не за что. Но Андрей применил тот же индивидуальный подход, как и Александр из «Дата-Хаты», дал возможность выполнять дополнительные погружения по себестоимости — 50 евро за погружение в режиме декопроцедур. Да, это невероятно дешево, но для меня это были огромные деньги и я мог позволить себе нырять не чаще, чем раз в 1-2 недели. Все средства с хостинг-клиентов я тратил на обучение и совершенствование навыков, порой даже было проблематично купить еду.

Я понял, что нужно что-то менять и работать еще больше и эффективнее, когда в один из дней занес Андрею оплату за обучение (несколько сот евро) и Андрей сказал Але:

«Что мы с этими деньгами сделаем? Правильно, пропьем! :)»


Доходы в школе технического дайвинга измерялись десятками тысяч евро в месяц и, понятное дело, что они могли себе это позволить, заслужено позволить. Андрей прекрасно осознавал, что мое положение носило бедствующий характер и эта фраза послужила жутким стимулятором к изменениям. Нет, не потому, что я хотел пропить 400 евро, хотя порой и это тоже — не откажусь от хорошего вина :), а просто, чтоб иметь возможность заниматься любимым делом, в том числе и дайвингом. И как только доход с моих веб-проектов стал больше, нежели потенциальный доход дайвинг-гида, я с большим усердием принялся за IT-cферу, решив оставить дайвингу место хобби, во всяком случае пока.

Я решился предлагать услуги публично, не будучи по сути хостинг-провайдером и не обладая штатом сотрудников, а имея лишь страничку на научном познавательном ресурсе. Консультировал людей на форумах и старался всегда подбирать индивидуальные решения, причем очень часто рекомендовал даже конкурентов, что вводило людей в прямой ступор. Ведь цель была не сколько в продаже, сколько в том, чтоб стать лучше, получить опыт.

Затем к проекту подключился мой друг, Дмитрий, сооснователь будущего «ua-hosting» и дело еще больше начало набирать оборот.


Понимание того, что проект вышел за рамки хобби, появилось тогда, когда мы не смогли обеспечить запросы клиента с повышенными требованиями к аппаратным ресурсам. Инфраструктура должна была стать более отказоустойчивой и производительной, нужен был второй сервер.

Клиентка, написавшая запрос на форуме, не хотела чего-либо сверхъестественного, у нее был проект, посвященный латиноамериканским сериалам, рассчитанный на домохозяек. Средства с рекламы пока не позволяли оплачивать адекватные с запросом по ресурсах деньги. По-хорошему там нужен был выделенный сервер, ибо только дисковой квоты требовалось 700 ГБ, а канала — порядка 50-70 Мбит / с. Но проект нам показался перспективным и мы решили оказать помощь.

Нам нужен был второй сервер, но не нужно было сразу столько ресурсов. Мы предложили Лене индивидуальное решение, с нужными ей ресурсами, причем за смешные деньги, в себестоимость, а то и ниже, объяснив наш план.

В результате нами был арендован второй сервер, организованы отказоустойчивые DNS, и самое главное — открыт веб-сайт для предоставления исключительно хостинг-услуг, а уже через некоторое время мы заслужили хороший отзыв:

Достоинства: по мне так один из самых лучших хостингов. Наиболее выгодные тарифы, постоянные акции и скидки, возможность подобрать хостинг под свои нужды, и если форс-мажор договориться по условиям оплаты. А самое главное, ниже цен я не видела нигде, при том, что сервера все мощные и аптайм у них более, чем идеальный.

Недостатки: долго искала, но пока найти не могу. Хостинг более, чем лучший. Ну разве что, техподдержка изредка отвечает с небольшим опозданием (не мгновенно).

Автор отзыва: Елена — любительница латиноамериканских сериалов. По профессии экономист, по призванию — вебмастер. Хостюсь одновременно у трёх провайдеров: best-hoster.ru, kinghosting.net и вот у этих ребят. Так что сравнивать могу. По соотношению цена-услуги — ua-hosting — лучшие.


«Дата-Хата», компания, через которую мы арендовали серверы в дата-центре «Воля», в тот момент обладала всем: собственными администраторами, железом и была крупным партнером дата-центра. Мы же умели общаться с клиентами и продавать. По сути являлись весьма хорошими менеджерами, с собственным хостинг-проектом.

Нам не хватало опыта и желания для того, чтоб работать с дата-центром напрямую. Да и это было лишено смысла, регистрироваться юридически не хотелось — обороты были не те, а работая напрямую мы имели бы меньший уровень скидок, ведь мы были бы совсем незначительным клиентом для ЦОДа. Но самое важное — поддержка, вместе с «Дата-Хатой» мы были крупнее и дата-центр более оперативно и с большим энтузиазмом решал наши вопросы, а в случае задержки по оплате наш партнер всегда нам мог дать разумную отсрочку. Окончательный выбор в пользу совместной работы был сделан тогда, когда Александр предложил нам по сути тот же уровень скидок, что может предоставить дата-центр напрямую, оставив всю бюрократию и поддержку на себя. И он не ошибся.

В ноябре 2009-го у нас было уже 6 серверов в аренде, абонплата составляла около 6000 гривен в месяц (750 долларов) и мы достигли 10% уровня скидок от цен дата-центра. Причем 2 сервера уже успешно арендовала Елена, любительница латиноамериканских сериалов, которой мы пол года назад помогли, предоставив большую часть ресурсов из второй хостинг-ноды.

По сути мы начали использовать бизнес-модель выращивания клиентов. Ведь их успех — наш успех. Мы делали все для этого. Даже те клиенты, которым выделенный сервер был без надобности, уже всерьез думали об аренде:

Iv@nhoe: Прикупил один из максимальных пакетов виртуального хостинга. Радует работа сайта, работа техподдержки и отношение к безопасности у данного провайдера. Особую благодарность хочу выразить ТС за оказанную максимальную помощь в решении вопросов. Да при этом еще и в свое личное время. Хоть и не являюсь пока полным сторонником приобретения для себя сервера, но все больше и больше склоняюсь к этой мысли. И именно у этого провайдера. С такой техподдержкой должен справиться.


Нет, это не было попыткой продать людям то, что им не нужно, наоборот, это было стимулом к развитию их проектов, ведь когда выделенный сервер не используется полноценно — есть необходимость роста, хотя бы для того, чтоб окупать затраты, люди выходят из зоны комфорта… А после уже привыкаешь работать в таком темпе и проект становится успешным, ведь успех — это не там, где повезло, а где ты регулярно трудишься и в правильном направлении. Та же Елена впоследствии арендовала сервер с 10-гигабитным подключением под свой проект и её проект принес ей десятки тысяч долларов дохода, при этом человек занимался любимым делом, искреннее и для души, и впрямь — веб-мастер по призванию.

Впоследствии в дата-центре «Воля» мы смогли позволить себе уже собственные включения и просто добавляли серверы новых клиентов в стойки. Мы никогда не ограничивали канал клиентам, пытаясь сэкономить, а наоборот давали больше положенного. К тому же бизнес-модель с использованием общего включения была более эффективной, ведь в реальности неограниченный трафик — marketing bullshit. Людям удобно арендовать сервер и не думать о трафике, а вот используют клиенты зачастую далеко не всё, что не только позволяет повысить маржинальность, но и предложить услугу за меньшую стоимость, сделать её более доступной и увеличить спрос. Хотя с этим нужно быть предельно осторожным, порой бывают исключения, но об этом позднее.


А пока все шло волшебно, работала лучшая реклама — рекомендации. Мы заслужили самое главное — доверие, обрели репутацию. Порой приходилось общаться с клиентами на отвлеченные темы и просто давать советы в тех или иных ситуациях. Результатом работы стали отзывы в сети о нас:

Mantius: Начал пользоваться данным хостингом, прошло меньше суток, но уже отдано более 100 гигабайт и полёт пока нормальный, буду брать вариант за 127$. Отдельно хочу выделить автора, как отзывчивого человека, который несколько раз очень оперативно помог решить многие проблемы, которые, в общем-то, решать вовсе и не обязан. В общем, готов платить 127$ в месяц только за такую техподдержку, а сервер это так, можно сказать, в подарок =) .


Marts: Взял один из акционных серверов. Работает на ура, пользователи не жалуются, что долго грузится (раньше писали постоянно). Хостинг летает как пуля! Особенно радует, что сайты размещаются в ДЦ «Воля». Когда-то пробовал с ними работать — соединение по FTP открывается как на локальном компьютере. Скачивание или закачивание такое быстрое, что я не успеваю увидеть какой файл сейчас заливается + отличная поддержка. Я сервер никогда не пробовал в деле. Только ВДС. К тому же здесь шикарный канал. На ВДС то меня давили соседи, то я их. Здесь же такой канал, что всем хватит. Спасибо! Надеюсь, что так будет долго.


Количество арендованных серверов росло в геометрической прогрессии. Конечно были и негативные отзывы, но в основном от клиентов хостинга, когда возникало недопонимание в потреблении ресурсов и тарификации, что мы смогли разрешить лишь сравнительно недавно, предложив понятную схему учета — оплату только за просмотры сайта, трафик. Тем не менее мы пытались сгладить такие конфликты, объясняя свою позицию и в чем именно заблуждался клиент.

В начале 2010-го уровень услуг, оказываемый нами, еще более повысился. Теперь стала возможной установка нового сервера практически моментально. Мы всегда держали серверы в резерве. Что очень пригодилось, когда в марте 2010-го сгорел одесский Дата Центр «hosting.ua», в тот день мы получили сразу 3 новых крупных клиента, включая сеть аптек «Фетида» (piluli.ua) с посещаемостью до 100 000 уникальных пользователей в сутки, предоставив оперативно им сервер с моментальной активацией еще до того, как что-либо сумели предложить другие. Но самое главное — отношение, мы предложили помощь людям даже без оплаты. В результате они работают с нами и по сей день и уверены в нашей надежности, как их партнера, который никогда не оставит в беде.


Наш партнер еще год назад нам сказал, что поддерживать технически наших клиентов ему невыгодно — разовая оплата в 10-20 долларов в час не окупает зарплат, потому по услугам аутсорсинга мы сотрудничали в основном с фриланс-администраторами, передавая им запросы клиентов и решая проблемы с ними.

Но в мае 2010-го мы нашли лучшее решение — команду молодых специалистов из Винницы, которая как раз занималась поддержкой хостинг-провайдеров и, в частности, предоставляла выделенные серверы в аренду в том же дата-центре, что и мы. Нашли мы их случайно, благодаря инциденту с новой поставкой серверов, застрявших на границе. Нашему клиенту срочно потребовались серверы, а свободных серверов в дата-центре «Воля» не оказалось, нужные конфигурации закончились. Тогда коллеги из «KirHost», работающие с «Волей» через «SeCom», любезно согласились передать уже арендованные ими серверы нам в наш аккаунт, пошли на встречу. И мы подумали, почему бы не начать сотрудничать c «SeCom» более тесно. Они умели администрировать, а мы — продавать. К тому же их услугами уже успешно пользовались другие небольшие хостинг-провайдеры.

Так компания «SeCom» начала предоставлять услуги аутсорсинга для наших абонентов, а позднее, когда мы стали крупным их клиентом — вести непосредственное общение у нас в тикетнице. Вячеслав и Мирослав курируют деятельность тех. отдела и по сей день и мы очень благодарны им за столь тяжелый труд.


Обороты росли и летом 2010-го года назрела необходимость начать работать официально. Хотя мы большую часть года находились зарубежом (преимущества удаленной работы, можно работать откуда угодно), но вели деятельность

© Habrahabr.ru