Трудности в эксплуатации пультовой охранной сигнализации

by9p1bes14xkr_5ytbaas_nx5a0.jpeg


Охранно-пожарные системы можно условно разделить на две категории. Первая категория — это охранная система, где пользователь самостоятельно ей управляет (например, через мобильное приложение) и реагирует на тревоги. Вторая — пультовая сигнализация, т.е. когда охранная фирма несет ответственность за охраняемый объект, ведет мониторинг и реагирует на тревоги, а клиент платит абонентскую плату. Как раз именно про вторую категорию здесь и пойдёт речь. Я расскажу о нескольких проблемных ситуациях во время эксплуатации, и чуть затрону разработку.
В России сейчас достаточно много компаний, которые занимаются разработкой охранных систем, да и вообще рынок охранных услуг активно развивается. Наверное, так исторически сложилось ещё в 90-е и 2000-е, да и тема не теряет актуальности и по сей день. Например, только у нас в Челябинске есть три достаточно крупных фирмы-разработчика и еще парочка совсем мелких. Что говорить, если даже некоторые крупные ЧОПы своими силами пытаются разрабатывать и производить для себя охранное оборудование. Вообще Российские производители занимают большую часть рынка пультовых охранных систем. При этом отрасль достаточно узкая, больших монополистов нет, и конкуренты друг про друга все прекрасно знают. Некоторые старые фирмы, отхватившие свою долю рынка еще лет эдак 15 назад, когда конкуренция была ниже, а спрос — выше, долго сидели на этой «игле» и не особо вкладывались в разработку. Еще до недавнего времени это все выглядело не очень современно, но в общем-то работало, что самое главное.

В ходе эксплуатации охранной системы нередко возникают разные казусы. Раньше, например, были особенно распространены охранные приборы, отправляющие сигналы на пульт через радиоканал. Обычно это диапазон около 150–170МГц и мощность передатчика ватт эдак 8. Типа такого:

hzap5xq17hodaqohpm_4hbafdtw.png


При неудачном стечении обстоятельств, когда такой передатчик «залипал», он мог заглушить и оставить без охраны чуть ли не целый район. И дальше у техников начиналась классическая «охота на лис». Но мало найти передатчик, нужно чтобы к нему был физический доступ, и как можно быстрее, что выходит далеко не всегда. На работу в этом диапазоне частот нужно разрешение, и по закону, данные передатчики нельзя продавать конечным клиентам, только давать в аренду. При расторжении договора, техники приезжают и забирают передатчик, но нередки случаи, когда клиент просто куда-то уезжал или переставал платить за охрану или еще по какой причине оборудование куда-то «уходило», ведь оно куплено клиентом за исключением передатчика, о котором клиент, конечно же, забывал. Приборам же, работающим в нерегистрируемом частотном диапазоне, тоже приходится нелегко. В городе этот диапазон очень зашумлен и чем только не забит, работа там имеет смысл только для очень небольших расстояний.

Сейчас же, в большинстве своем, передача данных с охранных приборов переложена на плечи сотовых операторов, но и здесь бывают инциденты. В 2013 году, например, когда над Челябинском жахнул метеорит, то практически все объекты, работающие через GPRS ушли в пропажу, это было мягко говоря достаточно волнительно для охранных предприятий.

На оператора надейся да сам не плошай…
А еще некоторые сотовые операторы любят закрывать интернет соединение в самый неподходящий момент, поэтому приходится все время что-то передавать, хотя и это не дает 100% гарантии. А еще могут временно забанить симку, если есть частые перерегистрации в сети.

Скорость реагирования на тревогу имеет большое значение, например, для тревожных кнопок, а быстрая реакция на пропажу сигналов с прибора — для банкоматов.


Но время идет и сотовая связь становится надежнее, а мобильный интернет — быстрее, поэтому большинство производителей используют GSM сеть в качестве основного канала доставки сообщений сервер и две сим-карты разных сотовых операторов. При этом, как правило, все сим-карты охраняемых объектов связаны с одним лицевым счётом и проблемы с ним, например, просрочка платежа, приводит к тому, что все объекты выпадают из охраны. При выборе, каким образом присылать смс о состоянии объекта клиенту, с самого прибора или централизованно с сервера, выбор однозначно в пользу второго (для пультовых приборов) — это дешевле и удобнее. Я помню случаи, когда старые, глючные приборы, которые сами рассылали смс, едва ли не сводили с ума престарелых клиентов, присылая сотни смс сообщений. Еще проблемы могут возникнуть, если нерадивые техники/монтажники/клиенты вытаскивают сим-карту из прибора и вставляют, скажем, в свой планшет, тратят в каком-нибудь ютубе гигабайты трафика. Сим карта является собственностью ЧОПа и выяснить кто ей пользуется (через сотового оператора и IMEI) вполне возможно. Главная опасность заключается даже не в том, что незаконно расходуются деньги, а в том, что превышение лимита трафика на лицевом счете опять же приводит к отключению интернета у всех сим карт, привязанных к счету. И этот лимит вполне реально превысить, так как охранный прибор в нормальном режиме работы расходует совсем немного трафика. Как одну из мер борьбы с данного рода проблемами используют ограничение максимальной скорости передачи данных. Некоторые охранные предприятия по договору с оператором сотовой связи вообще выделяют отдельную подсеть для своих приборов, запрещают доступ в глобальный интернет и работают только со своими серверами.

Тем не менее, часть государственных структур и предприятий все ещё предпочитает радиоканал, поэтому в тендерах и госзаказах прямо обозначено, что он должен быть основным каналом. Кстати о тендерах. Очень крупный бизнес, как и некоторые госструктуры, могут себе позволить выставить свои собственные требования к охранной системе, зачастую очень замысловатые. Производитель, фактически вынужден выпускать отдельную линейку приборов только для них. Поэтому разработчики стараются ограничиться только программными изменениями в сервере, пультовой программе или прошивке приборов. Если же тендер очень жирный и стоящий, то тогда плановое обновление аппаратной версии можно приурочить к этому событию и убить двух зайцев сразу.

Подытоживая, можно сказать, несмотря на все возможные минусы пультовая охрана это хорошее решение для тех кто хочет обеспечить безопасность при минимуме заморочек. Особенно, если предусмотрена материальная ответственность.

P.S.: и на всякий случай покажу одну занимательную табличку из книжки А.А. Торокина «Инженерно-техническая защита информации»

i-d3awtziugjlfwmefzapm3kqfo.jpeg


Ни что иное, как пример времени преодоления преград в помещениях квалифицированным злоумышленником, оснащенным техническими средствами)

© Habrahabr.ru