Трудности «перевода»
Возможно, кто-то из вас слышал на днях о том, что уже некоторое время абоненты «Билайн» не могут дозвониться до клиентов Yota, вызовы просто не проходят. Причем исходящие с Yota на «Билайн» проходят в 100% случаев. Пользователи сообщают о недозвоне со стороны «Билайна» в соцсетях и массово жалуются в службы поддержки обоих операторов.
Вкратце ситуацию можно обрисовать следующим образом: «Вымпелком» не провёл своевременное масштабирование собственной сети, недооценив динамику роста нашей абонентской базы. Сегодня мобильной связью Yota пользуются более миллиона человек, не считая клиентов нашего модемного продукта. Как заявлял в прошлом году экс-генеральный директор Yota Анатолий Сморгонский, наша цель в ближайшие пять лет — набрать около 10 миллионов клиентов.
Как устроена сеть, почему возникла такая ситуация и какие существуют способы ее решения, читайте ниже.
Немного теории
Являясь полноценным MVNO-оператором, Yota получает у своей материнской компании «МегаФон» возможность использования существующей радиосети и коммутационного оборудования. В каждом регионе Российской Федерации мы имеем свои так называемые сигнальные точки. С них мы производим настройки и организуем голосовые присоединения по различным направлениям. Основных направлений — три:
- Зоновая телефония, в рамках которой обеспечивается связь между нашими клиентами и клиентами с фиксированной связью (стационарными телефонами).
- Вызовы внутри сети Yota и вызовы на номера абонентов «МегаФона». Поскольку мы с нашей материнской компанией используем одну радиоинфраструктуру и системы коммутации, фактически это наши внутренние каналы, находящиеся под постоянным мониторингом.
- Междугородние (МГ) и международные (МН) вызовы. Именно с этим направлением и связана ситуация, ставшая поводом для написания этой публикации.
У подавляющего большинства операторов МГ/МН-направление — это межрегиональные вызовы и вызовы на международные номера. Когда внутри сети Yota совершается вызов, к примеру, из Москвы в Санкт-Петербург, он попадает в транк (trunk, магистраль) междугородней связи.
В стандартной схеме организации связи используются:
- ТМгУС — телефонные междугородные узлы связи.
- прямые транки СПС-СПС (сеть подвижной связи). Их также называют прямым присоединением.
Обычно операторы используют ряд прямых соединений с сетями других операторов. То есть СПС оператора А—СПС оператора Б, СПС оператора А—СПС оператора В и т.д. Однако в схеме организации связи Yota прямых присоединений нет, поскольку мы являемся MVNO-оператором.
Нам это не требуется, потому что наш основной партнёр организовал все наши присоединения в смежные сети по всей стране. По этой причине весь наш трафик в сторону СПС-операторов (и от них) идёт через МГ-присоединение.
У каждого оператора есть свои МГ-узлы. Когда абонент «ВымпелКома» вызывает клиента Yota, то исходящий трафик сначала поступает на МГ-узел «ВымпелКома», а затем либо передаётся на МГ-узел «МегаФона» и далее нам, либо идёт через альтернативных транзитных операторов. Каждый оператор вправе самостоятельно выбирать сценарии доставки вызовов своих абонентов на внешние сети, исходя из коммерческих приоритетов, качества и надежности доступных маршрутов, а также множества других критериев.
Эта модель пропуска трафика, с теми или иными особенностями, организовывается в каждом субъекте РФ. Каждому оператору в каждом регионе приходится адаптировать свою схему организации связи в зависимости от структуры сети, количества своих абонентов и абонентов других операторов, соотношения количества входящих, исходящих вызовов.
Проблема недозвона
Как было отмечено выше, в схеме организации связи Yota не используются прямые присоединения к сетям других операторов. Весь трафик Yota, как входящий, так и исходящий, с момента запуска мобильного оператора Yota в эксплуатацию шёл и идёт через МГ-узел «МегаФона». При этом мы несём полную ответственность за обеспечение исходящих вызовов наших абонентов. И то же самое относится к любому другому оператору, вне зависимости от наличия прямых подключений. Отсутствие прямых соединений с другими операторами никак не влияет на качество обслуживания, мы можем на своё усмотрение организовывать транзит трафика.
При создании схемы организации связи любого нового оператора в обязательном порядке заключаются межоператорские договорённости об обмене трафиком между МГ-узлами каждого из операторов. Это в полной мере относится и к Yota: всем операторам во всех субъектах РФ своевременно были разосланы оповещения о том, нумерация Yota запущена на базе сети «МегаФона», что нужно маршрутизировать определенные диапазоны в определенные транки. От всех операторов, включая «ВымпелКом», были получены подтверждения. Это стандартная и обязательная процедура, определяемая регулятором вот уже несколько лет. Дополнительно с основными операторами в каждом субъекте РФ были проведены тестирования обмена трафиком.
Как следует из описанного выше, говорить, что недозвон некоторых абонентов «ВымпелКома» на нашу нумерацию связан с существующей схемой организации связи, некорректно. Если бы это было так, у клиентов Yota с самого начала не было бы связи ни с «Билайном», ни с другими операторами. Проблема заключается в другом.
Важно понимать, что на МГ-направлении присоединения у операторов зачастую однонаправленные. То есть трафик от абонента оператора А к абоненту оператора Б идёт одним маршрутом, а обратный трафик — другим. И каждый оператор самостоятельно отвечает за организацию исходящего трафика своих абонентов на все остальные нумерации. Применительно к сложившейся ситуации — «ВымпелКом» обеспечивает возможность совершения вызовов от их абонентов на нумерацию Yota, а мы обеспечиваем вызовы от наших клиентов на нумерацию «ВымпелКома».
Нюанс в том, что каждому оператору регулярно приходится расширять присоединения к МГ-узлам других операторов. Делается это увеличением либо числа потоков Е1 (каждый обеспечивает одновременно до 32 голосовых соединений), либо SIP-транков. Когда у оператора растёт клиентская база, это приводит к росту исходящих звонков на нумерацию этого оператора. Если расширение не проводить, то рано или поздно пропускной способности имеющихся потоков станет недостаточно. И тогда клиенты начнут испытывать затруднения с дозвоном на номера оператора, присоединение к которому не было расширено. Конечно, ночью и рано утром, когда нагрузка на сеть низкая, этой проблемы может и вовсе не быть или она может не носить массовый характер. Но в остальное время, когда люди начинают активно пользоваться связью, из-за перегрузки каналов будет проходить один вызов из 5-10-15, кому как повезёт.
Именно это и стало причиной того, что некоторые абоненты «ВымпелКома» не могут дозвониться до клиентов Yota: присоединение не было своевременно расширено. На текущий момент наибольшие затруднения с дозвоном из сети «ВымпелКома» на нумерацию Yota отмечены в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах-миллионниках.
Описывая в данном посте возникшие у участников телеком-рынка сложности, не можем не упомянуть и аналогичную проблему, которая в конце сентября этого года имела место быть во взаимодействии с другим крупным оператором МТС. Люди начали возвращаться из отпусков, и поскольку наша абонентская база за лето увеличилась, число вызовов на нумерацию Yota стало резко расти. В результате возникли массовые затруднения с дозвоном из сети МТС в нашу. После совместного обсуждения ситуации МТС оперативно реализовал изменения в сценариях пропуска голосового трафика в ряде регионов, и жалобы на недозвоны с МТС на Yota прекратились.
Что касается текущей ситуации, в данный момент ведутся переговоры о расширении присоединений на стороне «ВымпелКома». Мы надеемся, что в ближайшее время можно ожидать успешного решения вопроса.