Три жизни в ИТ и не только
Директор Академических программ Parallels Антон Дяйкин поделился мнением о том, как связано повышение пенсионного возраста с дополнительным образованием и чему точно стоит научиться в ближайшие несколько лет. Далее рассказ от первого лица.
Волею судеб я проживаю третью, а может быть четвертую полноценную профессиональную жизнь. Первая — это военная служба, которая завершилась зачислением в офицеры запаса и военной пенсией в расцвете лет. Следом настала пора самоопределения, профориентации и построения карьеры практически с нуля в новых для меня сферах. Преподавал в школе, пробовал себя в бизнесе, но надолго остался в Высшей школе экономики создавать и развивать Школу востоковедения. Я по первому базовому образованию переводчик-референт японского и английского языков. Погрузившись в эту достаточно специфическую тему, прошел путь от старшего преподавателя до замдекана факультета мировой экономики и мировой политики. Добившись определенных целей, понял, что настала пора двигаться дальше. После некоторого периода поиска направлений приложения своих сил и способностей, оказался в Parallels. Фактически в моей зоне ответственности здесь находится то же самое, что я делал в вузе, хоть и со своей спецификой: находить, отбирать наиболее одаренных студентов, организовывать процесс обучения талантливых ребят из ведущих технических университетов, участвовать в подготовке высококлассных специалистов — будущих инженеров для их плавной и эффективной интеграции в высокопрофессиональную международную команду нашей глобальной компании. Причем не только в России, но и на территории ЕС.
Про пенсионную реформу и старение
Всегда говорили, что «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». К этому можно добавить еще одно слово — «молодым». Действительно, когда ты молод и горяч, твоей энергией можно попутно обогревать Северный Полюс. Двери открыты, горизонты простираются на 360 градусов. Но только ли дело в самой молодости? На самом деле в том, что нет стереотипов и «шор», блокирующих поступление новой информации. Когда молод и не знаешь, как поступать правильно, просто пробуешь, набивая шишки, но получая при этом бесценный опыт. С возрастом многие теряют этот задор, который ведет вперед и вверх.
Что изменилось в XXI веке? Все верно и теперь, но другой стала средняя продолжительность жизни. Несмотря на все потрясения, даже в России мы стали жить дольше. Читали «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского? Так вот тамошней безвинно убиенной старухе-процентщице, героине романа, было всего 42 года.
Постепенно стала меняться и сама модель старения. Мы всё дольше способны сохранять физическое здоровье и, что самое главное, «подвижность» ума. Если раньше, после активного и насыщенного профессионального периода жизни предполагалась непродолжительная фаза угасания в достаточно молодом с современной точки зрения возрасте, то теперь время выхода на пенсию заметно ушло вверх. На это уже отреагировали власти, начав пенсионную реформу, которая предусматривает более поздний выход на пенсию. Учитывая общее ускорение жизненных темпов, волей-неволей приходится адаптироваться к изменениям, учиться, получать и быстро закреплять новые навыки и умения. В противном случае, качество жизни может непредсказуемо снизиться в самый неожиданный момент. Это справедливо для любых сфер и слоев населения. Даже пожилым людям приходится осваивать заказ такси через мобильное приложение или запись к врачу через интернет на сайте районной поликлиники.
Что более значимо — именно период трудовой деятельности становится более длинным. Плюс стремительно меняются требования к знаниям и умениям человека. Более нет возможности однажды освоив ремесло, оставаться с ним неизменно до гробовой доски. Во всяком случае, если речь идет о представителях интеллектуального труда. Каждый год появляются десятки, сотни новых проектов, которые создают новые рабочие места и меняют жизнь и быт людей. Они требуют к тому же новых навыков и умений от тех, кто их реализует. В основе всех изменений — стремление к комфорту и удовлетворению потребностей, что становится обязательным условием успешности. Сегодня очевидно выигрывает тот, кто образован, гибок, профессионален и способен эти нужды выявить и оперативно на них отреагировать. Сидеть на печи, жевать калачи, как Илья Муромец «до тридцати трех лет», а потом неожиданно добиться успеха не получится.
Как я изменился и чему я научился
С одной стороны, вся моя профессиональная карьера связана с личной организованностью и умением работать с людьми. Способность строить отношения на всех уровнях и в любых условиях — это основа основ, важнейшая надстройка над профессиональными навыками. Это было очевидно всегда. Однако, требования, которые ко мне предъявлялись и предъявляются, постоянно меняются. Если в армии устав, беспрекословное подчинение и ощущение себя частью большой команды — фундамент, то в бизнесе только от тебя лично ждут конкретных результатов в определенный срок. Даже работая в команде ты несешь исключительно личную ответственность за все, что делаешь.
Например, на службе субординация и приказ старшего по званию определяют порядок действий, в обычной же жизни ты ориентируешься только на человеческие отношения и мотивацию коллег и подчиненных или взаимодействующих сотрудников. Необходимо самому определять силы и средства для достижения поставленных целей, строить оптимальные алгоритмы. Важно понимать, чем можешь заинтересовать и подвигнуть на зачастую трудную работу нужного тебе человека, который не побежит выполнять любые приказы как в армии, но может свернуть горы при наличии мотивации, уважения к авторитету руководителя, после чего выстроить правильные деловые отношения, которые приведут к нужному результату.
С приходом в Parallels мне пришлось значительно прокачать навыки коммуникатора, которые наложились на детальное знание специфики организации вузовского учебного процесса и внутриуниверситетских коммуникаций. Иной раз коллеги удивляются, какими секретными методами удается достигать намеченных планов.
На самом деле, никаких секретов — все решают люди, а значит, нужно уметь строить коммуникацию с ними, быть целеустремленным, настойчивым, активным, иногда даже стремительным в выполнении обещаний, порядочным с партнерами и держать слово. Всегда и все начинается с поиска правильного для конкретного проекта профессионального человека и выстраивания с ним деловых отношений. Такой алгоритм работает в том случае, если ты сам профессионален, организован, понимаешь пути достижения целей. Мои партнеры — это неординарные люди, с прекрасным образованием, высоким интеллектом. Они мгновенно видят с кем имеют дело, быстро принимают решение, стоит ли начинать совместный проект. К счастью, такие их решения обычно для меня положительны.
Теперь о том, чему мне пришлось учиться. Учитывая, что до прихода в Parallels, я был слабо погружен в специфику работы программистов, предстояло освоить начальный понятийный уровень профессии, значительно расширить кругозор в части основных языков программирования, изучить профессиональный сленг, постараться уловить ключевые тренды в ИТ-разработке и смежных областях. Кроме того, так как я работаю в основном с молодежью, мне необходимо понимать их ценностный уровень. Работа в университете со студентами, социальные сети, тематические конференции и сообщества дали знания и позволили развить нужные умения.
Кстати, не думайте, что жизнь дарит вам бесполезные уроки. Любой опыт — это ценность.
Например, в детстве я закончил художественную школу. С тех пор, на вернисажах и выставках мои работы не выставлялись. Тем не менее, когда в Parallels нам пришлось задуматься над оформлением тематического образовательного пространства в МГТУ им. Баумана, мои художественные навыки пришлись как нельзя кстати. В результате на стенах нашей учебной лаборатории материализовались образы выдающихся деятелей науки и техники, нарисованные моими руками. Теперь не только студенты, но и гости вуза приходят в это помещение с экскурсиями, поработать на великолепной новой маковской технике и посмотреть на оформление ее помещения.
Чему учиться?
Сегодня можно прочесть миллионы статей про неизбежность быстрого развития искусственного интеллекта и, как следствие, массовую безработицу. Не исключено, что все так и будет. Однако там, где речь идет о взаимоотношениях между людьми, машине всегда будет справиться нелегко, а значит — это и есть ниша для применения человеческих возможностей.
О чем это говорит? О том, что люди творческих специальностей, эксперты в области человеческих отношений будут востребованы и в будущем. Особенно сочетающие в себе высококачественную техническую подготовку с гуманитарной. Даже технарям всё более необходимо развивать пресловутые soft skills. Все эти надпрофессиональные навыки, не связанные с должностными обязанностями, но необходимые для успешной работы в команде — must have. Кстати, эмоциональный интеллект также далеко не просто очередная блажь и дань моде. Умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач — все больше обретают ценность. Творческий подход к решению проблем в различных сферах и эффективный поиск нестандартных выходов, для чего нужно обладать большим количеством знаний, умений и навыков, широким кругозором — вот черты будущего успешного человека.
Такие способности даны не всем от рождения, но этому точно можно и нужно учиться. Быть может не каждый готов выступать перед людьми и, будучи «хардкорным» разработчиком, кто-то стремится растить профессионализм в горизонте своего рабочего монитора, но даже такие гики должны понимать, что если «кодить» лучше людей машины скорее всего научатся в обозримом будущем, то строить отношения между людьми еще очень долго не смогут.
Все, что направлено на развитие людей, что разнообразит их жизнь, добавляет красок, позволяет реализовывать творческий потенциал, приносит удовольствие от жизни, будь то удовольствие от вкуса, общения, интересной деятельности — все уже востребовано и будет востребовано пока существует человечество в его нынешнем виде.
А пока программисты-разработчики рулят, потому что все больше и больше человечество «переселяется» в виртуальное пространство, где и посредством чего получает все, о чем сказано выше.