Три шага в ШАД: как пройти вступительные и не сойти с дистанции
Автор: Лыков А., к.ф.-м.н., академический руководитель Школы Высшей Математики и ШАДХелпера.
В статье мы опишем этапы вступительного экзамена в ШАД, прошедшего в 2024 году. Сформулируем рекомендации по подготовке к каждому этапу и в конце разберём интересную задачу с письменного экзамена.
Вступительный экзамен состоял из трёх этапов: онлайн-тестирования, письменного экзамена и собеседования. Все этапы можно было проходить онлайн. Отличившимся на онлайн-тестировании студентам предлагали написать олимпиаду. Её нужно было писать очно, и в случае успеха этап с письменным экзаменом отменялся.
На всех этапах проверялись знания по математике, алгоритмам и программированию. На этапе собеседования дополнительно обсуждалась мотивация студента (подробнее — чуть ниже). Время на всех этапах, кроме собеседования, составляло 5 часов.
В таблице ниже мы собрали данные по задачам и проходным баллам.
Математика | Алгоритмы/Программирование | Проходной балл* | |
Онлайн-тестирование | 9 | 3 | 7–8 задач |
Письменный экзамен | 6 | 2 | 26–29 баллов — основной трек, ~20 баллов — альтернативный трек. одна задача максимум 10 баллов |
Олимпиада | 6 | 2 | 3 задачи |
*Это неофициальная информация, полученная из различных источников, в частности, из канала абитуриентов ШАДа. Настоящие критерии, по всей видимости, сложнее указанных и могут включать в себя дополнительные факторы, например, данные из анкеты абитуриента.
Онлайн-тестирование. Особенность этого этапа состоит в том, что нужно абсолютно правильно решить большинство задач. Задачи не очень сложные, но ошибаться нельзя. Решения и обоснования не проверялись — учитывался только ответ.
Один мой знакомый сдавал экзамен на мехмате МГУ по случайным процессам в течение пяти часов (вместо обычных двух). Дело было в том, что он решал все задачи, но постоянно совершал арифметические ошибки, что приводило к неверному ответу, и экзаменатор никак не мог решить, какую оценку поставить. Такой стиль решения задач не позволил бы ему пройти онлайн-тестирование в ШАД.
При подготовке к этому этапу выбирайте несложные задачи, но стремитесь получать правильный ответ. Учитесь проверять себя.
Письменный экзамен. На письменном экзамене необходимо продемонстрировать умение решать непростые, нестандартные задачи и обосновывать доказательства.
Некоторые математики выделяют два стиля мышления: шизофренический и олимпиадный. Первый отличается упорной, долгой и настойчивой проработкой одного подхода к решению задачи. Второй предполагает неглубокую проработку большого количества разных подходов. Решая нестандартные задачи на письменном экзамене, важно балансировать между двумя стилями и осознавать, в каком стиле вы находитесь в данный момент.
При подготовке к письменному экзамену рекомендуем решать большое количество задач и не злоупотреблять разборами. Понимать решение задачи — не то же самое, что придумать его самостоятельно. Прибегайте к разборам в крайнем случае. Старайтесь смотреть разбор лишь после того, как решили или, по крайней мере, попытались. Если у вас задача не получилась или решение оказалось неверным, поймите почему и сделайте выводы на будущее: одно дело, если вы не догадались до какой-то идеи, другое — если чего-то не знали из теории.
Удобный инструмент для подготовки — сборник задач со вступительных экзаменов в ШАД от ШАДХелпера (Решения вступительных испытаний в ШАД). Также уделяйте время тому, чтобы научиться правильно обосновывать свои решения в письменном виде. Все логические переходы должны быть обоснованы.
Полезным инструментом может служить воспроизведение доказательств теорем на бумаге без подглядывания в учебник. Иногда встречаются студенты, которые хорошо и оригинально мыслят, но испытывают сложности с выражением своих мыслей, даже в письменном виде. Это важный навык, который мы отрабатываем в нашей школе.
Собеседование. Собеседование состоит из трёх частей по 30 минут каждая: математика, алгоритмы, мотивация.
На математической секции первые 15 минут — блиц на 15 вопросов, затем 3 задачи на оставшиеся 15 минут. Важно не только решать задачи, но и демонстрировать владение математическим языком:
• уметь выражать свои мысли о решении или подходе к решению;
• знать точные формулировки математических определений и теорем.
Некоторые учёные называют математику языком. Чтобы освоить язык, нужно на нём писать, читать книги, слушать носителей и говорить (!). При подготовке к собеседованию рекомендуем проговаривать формулировки и доказательства теорем вслух, стараясь не подглядывать в учебник.
Очень хорошо, если вы будете обсуждать с товарищами математические сюжеты. В школе ШАДХелпер (https://shadhelper.com/) для тренировки разговорной математической речи практикуют формат «Спикинг».
На мотивационной части собеседования абитуриенту нужно было показать, что:
1. у него будут время и силы на учёбу;
2. он пришёл не за очередным сертификатом;
3. учёба в ШАД даст ему сильный профессиональный (или творческий) толчок.
Важно продумать эти вопросы заранее и, в первую очередь, ответить на них честно для себя.
На алгоритмическом собеседовании был классический лайвкодинг.
Списывание. Во время вступительных экзаменов действовала система «ЧитерНах»* — абитуриентов, заподозренных в списывании, дисквалифицировали и прекращали с ними работу. Вероятно, такие абитуриенты попадают в чёрный список и больше не могут поступать в ШАД.
Вычислить списывателей несложно, когда один или два источника решения используются большим числом людей. Даже если абитуриент «переработает» решение, существуют методы выявления жульничества.
Приведём ещё один аргумент против списывания. Известно, что:
1. программа обучения в ШАД достаточно сложна;
2. сообщество студентов ШАДа состоит из креативных и самостоятельных людей.
Попав в эти условия нечестным образом, абитуриент рискует быть отторгнутым системой: ему будет сложно учиться, а полноценного взаимодействия с однокурсниками не сложится. Лучше потратить лишнее время на подготовку и поступить честно. Мы настоятельно рекомендуем сдавать экзамены самостоятельно.
**Название вымышленное.
В нашей ранней статье 2022 года (https://habr.com/ru/articles/648497/) мы обсуждали вопросы подготовки с содержательной точки зрения. Также рекомендуем ознакомиться с ней, если вы планируете поступить в ШАД.
В конце статьи приведём интересную задачу с письменного экзамена по теории вероятностей.
Рассмотрим случайный многомерный нормальный вектор в
с нулевым средним и единичной матрицей дисперсии. Артем и Леша играют в игру с нулевой суммой (число очков у одного игрока всегда равноминус числу очков у другого). Каждый игрок зафиксировал до начала игры по одному вектору
(Артем) и
(Леша) в
. В начале игры у каждого 0 очков. Леша получает очко в раунде
, если
и — стандартное скалярное произведение в
.
— реализации случайного вектора
, полученные независимо друг от друга. В каждом раунде
рассмотрим число очков у Артема, деленное на
. К чему оно стремится при
? В качестве ответа укажите искомую величину при
и
.
Число очков у Артёма после раундов, делённое на
:
где
По усиленному закону больших чисел величины стремятся к
при
с вероятностью единица, где
Приведём два способа подсчёта вероятности .
Способ 1. Алгебраический
Первый способ основан на использовании свойств гауссовских векторов.
Так как вектор нормальный, то случайные величины
и
также образуют нормальный вектор с нулевым средним и
По свойству нормальных векторов величину можно представить в виде
для некоторой константы и нормальной случайной величины
независимой с
. Константа
находится по формуле:
Дисперсия :
Продолжим вычисление :
где — независимые стандартные нормальные случайные величины. Хорошо известно***, что их отношение
имеет распределение Коши с плотностью
Получаем, что
где — угол между векторами
и
Продолжим вычисления
При значениях из условия получаем:
***Пишите в комментариях свои доказательства этого факта.
Способ 2. Геометрический
Второй способ вычисления вероятности основан на сведении задачи к геометрическим вероятностям.
Предположим вначале, что все вектора заданы на плоскости. Заметим, что вероятность зависит только от модулей
и
. Поэтому, без потери общности, можно считать, что концы этих векторов лежат на единичной окружности с центром в начале координат. Для определённости положим, что
совпадает с
. Заметим, что
где мы обозначили .
Несложно видеть, что случайная точка равномерно распределена на единичной окружности с центром в нуле. Таким образом, задача свелась к тому, что нам нужно найти вероятность того, что вектор
образует тупой угол с
и острый с
или наоборот.

На рисунке 1 мы закрасили сектора круга, опирающиеся на соответствующие дуги окружности, — угол между векторами
и
Жёлтая линия — перпендикуляр к вектору Артёма . Если точка
лежит на нижней закрашенной дуге, то
образует тупой угол с
и острый с
. Если на верхней, то наоборот. Длина закрашенных дуг равна
. Значит искомая вероятность
Наши построения работают для . Аналогичные рассуждения применимы и для
.
Теперь перейдем к общему случаю векторов в .
Выберем ортонормированный базис втаким образом, чтобы первые два вектора лежали в плоскости, натянутой на
. Обозначим
проекцию
на эту плоскость. Тогда легко видеть, что
является стандартным нормальным вектором на плоскости. Поэтому задача свелась к двумерном случаю, рассмотренному на предыдущем шаге.
Тем самым задача полностью решена.