Тренды угасания деятельности телеком-операторов
Данная статья является результатом подготовки тезисов для разговора с аналитиком, который консультирует крупного телеком-оператора по стратегии на 2024–2025 года. Так как оплату получит аналитик, а я просто делюсь своим виденьем, то не стал себя утруждать поиском ссылок на исходные материалы, которые подтверждают все изложенные факты. Я их просто перечислю. В начале статьи я перечислю всё что тянет телефонию на дно, а в конце то, что её туда скинет.
Ключевой фактор
Ключевой фактор, который позволяет как то цепляться за жизнь и удерживать от неминуемого падения телеком-операторов в аналы истории на одну полку с пейджинговыми компаниями и дисковыми стационарными телефонами — это удобство для спец служб, когда телефонные номера привязаны к конкретной личности.
Поэтому все вынуждены регистрировать на себя телефонные номера, чтобы пользоваться мессенджерами, социальными сетями и прочими благами цивилизации. Эта ниточка обрубится, как только будет придуман другой способ — например через Гос услуги для авторизованных пользователей.
Существенный фактор
Второй фактор поддержки — это сила привычки звонить по телефонному номеру. Я за последние несколько месяцев расширял круг своих знакомств, общался с клиентами и партнёрами и ни разу не использовал телефонный канал связи. Это были мессенджеры и сервисы связи, которые становятся все более удобными. Парочка уже в автоматическом режиме ведет запись в текстовом виде какой участник что сказал и выдаёт в виде транскрипции беседы. Кстати сам аналитик тоже не собирается мне звонить, а пришлёт ссылку на сервис встречи в онлайне.
ИИ для спама.
Появление кучи сервисов конструкторов диалогов привело к создании множества тупых ботов обзвонщиков которые просто кошмарят население спам звонками. Любой человек без технического и лингвистического образования сможет за несколько дней разобраться и сам создать такого робота. Отсутствие навыков построения диалогов между человеком и машиной, плюс нежелание вникать в тонкости в результате выдаёт на выходе очень тупых ботов, чем вызвало огромный негатив у населения к голосовым роботам и раздражениям на входящие звонки с неизвестных номеров.
Концепция белого списка
Внесение номеров в чёрный список не работает. Спамеры покупают пулы номеров и через некоторое время избавляются от них. Так как многие перестали отвечать на звонки с неизвестных номеров, стали появляться сервисы от Яндекса и некоторых крупных операторов которые создают единую базу номеров, чтобы показывать пользователям кому принадлежит номер звонящего.
ИИ для борьбы со спамерами
Буквально вчера сдали заказчику персонального цифрового секретаря перед которым стоит задача переключать все белые номера в период доступности на человека, а со всеми неизвестными номерами общаться на предмет выявления цели звонка с автоматическим определением полезных и спам звонков. Нечто подобное начинает набирать обороты на рынке.
ChatGPT
Генеративные нейросети показывают потрясающие результаты, на прошлой неделе заговорила собака из бостон динамик, скоро будет разговаривать даже чайник с холодильником. Народ начал серьёзно относится к цифровым помощникам, убрался негатив, созданный тупыми роботами спамерами.
Голосовые ассистенты — серьёзно?
Да серьёзно. В 2019 году компания Nike провела потрясающую рекламную кампанию. В матче по баскетболу во время перерыва показали ролик с кроссовками, которые используют звёзды баскетбола и передали следующее сообщение — «Хочешь такие же? попроси Гугл ассистента — купить кроссовки Nike» и за 15 минут 5 миллионов пользователей выбрали себе цвет, размер и поставили в резерв. Вы вдумайтесь: ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ индивидуальных бесед и готовая продажа. Какой колл центр выдержит такую нагрузку?
Аудитория Яндекс Алисы постоянно растёт и недавно она составляла 55 миллионов пользователей в месяц, а возможности недооценены. Для примера с нашей голосовой игрой в Яндекс Алисе поиграло более 90 000 человек и поставили более 1000 оценок.
Сейчас мы разрабатываем голосовую игру, которая индивидуально сможет общаться одновременно с тысячами пользователей, показать им пример того как можно решить проблему и если человек согласен, то передать его как лид далее по воронке. Также получено согласие на пилотирование рекламных кампаний у трех заказчиков.
Цитата из национально технической инициативы «Нейронет»
В дорожной карте развития ключевого сегмента рынка — «НейроАссистент» в национально технической инициативе «Нейронет», утверждённой 21.02.2021 г. сказано: «К 2035 году рынок виртуальных ассистентов будет представлять собой многоуровневую сеть взаимодействующих интеллектуальных сервисов. Все вместе электронные ассистенты будут входить в «глобальный секретариат», минимизирующий все транзакционные издержки по поиску услуг, товаров, персонала, согласованию интересов и личных расписаний сотрудников и бизнес-партнеров».
Ссылку на документ прилагаю: https://clck.ru/3353w7
Цитата из аналитического исследования
В аналитическом исследовании компании «Just AI» сказано: «Малый бизнес будет захватывать рынок разговорного ИИ последним, полагаясь на коробочные, требующие минимальной адаптации решения». https://clck.ru/332bSH
Выводы
По моему мнению операторы связи уже находятся в аналах истории. Их удерживает несколько моментов которые немного отодвигают неизбежное. Доля их рынка будет истощаться как озеро без ручейков и рек в пустыне.
Персональные цифровые ассистенты — уже реальность и очень скоро они будут у каждого из нас. Скоро мы будем просыпаться и действовать согласно личного расписания которое нам они подготовят, планировать бизнес встречи будут цифровые ассистенты уточняя удобное время для каждого.
Технологии развиваются взрывообразно, мир меняется уже не годами и даже не месяцами. Появление ChatGPT разделило мир на ДО и ПОСЛЕ. И таких примеров станет появляться больше и чаще.