Тренды тестирования 2020-2021: правда и мифы

?v=1

Всем привет! Недавно я наткнулся на World Quality Report (ссылку поставил в конце, чтобы не пугать вас сразу отчетом на 50 страниц) — большой обзор трендов в тестировании 2020–2021 годов. А поскольку мы в Qameta Software сами постоянно сталкиваемся с командами тестирования, которые стараются как-то поправить свои процессы и наладить работу тестирования, я решил оценить, насколько они актуальны в России.

Обзор базируется на результатах 1750 получасовых телефонных интервью с CIO или руководителями технологических подразделений, которые посчитали качество ПО и тестирование критично важным для развития бизнеса.

В этой статье я взял основные тренды из отчета и постарался оценить их с точки зрения того, что происходит в компаниях, с которыми мы сталкиваемся.

1. DevOps и Agile приходит в тестирование

Правда.

Больше релизов — больше тестирования. Все больше компаний пытаются вплести тестирование в цикл разработки, построенный на принципах DevOps: нет времени прогонять сотни ручных тестов, приходится думать об автоматизации, инфраструктуре и процессах, которые обеспечат и скорость, и качество, и гибкость.

Именно поэтому в последнее время инструменты для автоматизации тестирования находятся на подъеме: Cypress, Playwright, Pupperteer и многие другие. Тестировщикам тоже приходится меняться и учиться подходам разработчиков: автоматизации, масштабированию и работе по спринтам.

2. Искусственный интеллект и машинное обучение

Пока нет.

Мы ждем прихода ИИ уже давно. Что же, все еще ждем — теперь в управлении качеством. Появляются стартапы, фокус которых лежит в области подготовки, генерации и анализа тестовых данных или тестирования сервисов с помощью ИИ. Не верите? Посмотрите на Applitools, Functionize, Synthesized, TestIM или ReportPortal.

Под удар в первую очередь попадает ручное тестирование — 90% участников опроса ищут ИИ-решения, ориентированные именно на замену ручного труда в тестировании. Пока мы такого тренда не наблюдаем, вполне вероятно, он придет к нам позже.

3. Оптимизация бюджетов на тестирование

Похоже на правду.

Расходы на тестирование сократились в среднем на 13%. Авторы обзора списывают тягу к оптимизации расходов на COVID-19 и развитие трендов цифровой трансформации, что бы это не значило.

Я бы не винил пандемию. Кажется, что двух предыдущих разделов достаточно, чтобы объяснить оптимизацию количества людей, задействованных в ручном тестировании. А тем, кто остался, в руки попадут инструменты, помогающие работать быстрее и эффективнее: и окружения в облаках, и автоматизация тестов, и пайплайны для их прогонов. В итоге, тестирование должно вернуться в цикл разработки DevOps/Agile.

4. Фокус на автоматизацию тестирования

Правда.

Этот пункт не про автотесты, как можно было подумать. Он про автоматизацию процессов тестирования в целом: от создания тест-кейсов до репортинга. Я писал об этом раньше, этот тренд мы видим как один из самых явных. Меньше людей — больше автоматизации.

Этот тренд подтверждается нашими наблюдениями — все больше пользователей Allure Report двигаются в сторону автоматизации и инструментов, которые позволяют эту автоматизацию аккуратно вплести в процессы (это мы видим по спросу на TestOps).

Из нюансов — только треть респондентов чувствует, что деньги, вложенные в тулинг для тестирования, отбиваются. Непонятно, как они это считали, поэтому нельзя сказать, в чем проблема. Может быть, в неправильно выбранных инструментах. Или в том, что команды не успели к ним привыкнуть. Или в том, что их полезность не сумели продемонстрировать руководству.

5. Управление тестовыми окружениями (ТО) и тестовыми данными (ТД)

Похоже на правду.

Управлять тестовыми данными и тестовыми окружениями сложно, хорошо, что под эту задачу тоже появляются инструменты. Участники исследования смотрят на это развитие с оптимизмом: ТО и ТД уходит в облака; внедряются тулы для управления тестовыми данными (пока преимущественно для маскирования); все чаще используются инструменты виртуализации серверов и данных.

Забавно, что в этой области вопросов больше с юридической точки зрения, чем с технологической.

6. COVID-19 помог компаниям трансформироваться

Неправда.

Было бы странно, если бы менеджеры все вместе заявили о том, что провалили задачу перехода в удаленный режим. Однако мы знаем, что в процессе пострадали многие: сотрудники, инструменты, процессы и т.д.

Хотя в этом разделе есть отдельные интересные наблюдения: например, возрастание требований к тестированию безопасности связывают с пандемией и необходимостью обеспечивать удаленный и безопасный доступ к большему количеству инструментов.

Вместо итогов

В общем, World Quality Report получился скорее интересный, чем нет. Да, где-то есть призывы в духе «нормально делай — нормально будет», но в целом — рекомендую к ознакомлению. В отчете несколько десятков страниц, из которых я постарался сделать выжимку, так что каждый при внимательном изучении сможет найти интересные детали.

Остается только спросить, какие тренды ощущаете вы? Что происходит в вашем тестировании, и насколько все это совпадает с наблюдениями из отчета.

© Habrahabr.ru