Тренды спортивных программ лояльности: от купонов к рефералу

b55f6f61eb7e3a5453795c27473625b2.png

Спортивные программы лояльности за время своего существования неизбежно эволюционировали. Если изначально клубы ориентировались на дисконтную систему — «скидку в лоб», то сейчас большое развитие получает индивидуальный подход к каждому участнику. В этой статье расскажу о том, как изменились тренды спортивных программ и в какую сторону им нужно двигаться в будущем. 

Ориентир на ритейл

Кардинального отличия программ лояльности в спортивной среде от других сфер нет. Клубы в первую очередь думают о том, как повысить чек и лояльность — одно влияет на другое, и вдохновение черпают прежде всего в ритейле. Как в нём раньше строились программы лояльности?  

В конце нулевых — начале десятых в России начала набирать популярность купонная система: тебе дают купон на определенную сумму, на которую можно совершать покупки. На этом раньше в основном работали все системы лояльности, в том числе и в спорте — многие хоккейные клубы разыгрывали купоны на продажу билетов за 1 рубль. 

Затем появилась дисконтная система: когда ты что-то накопил, и тебе даётся скидка на товар. Но проблема в том, что всё это больше не про лояльность, а про экономию денег. Например, клиент получил купон, просто чтобы купить что-то дешевле. 

Тогда ритейлеры начали задумываться, в чём заключается лояльность. И появилась другая идея: если клиент и так покупает у них товар, почему бы не дать ему бонусы? Так появилась накопительная система. У неё есть много разновидностей: могут возвращаться бонусы, рубли, могут давать бесплатные товары при покупке чего-либо. Лояльность развилась — человек получает преференции за то, что постоянно покупает у них, и у него укрепляется уверенность продолжать это делать. В этом и есть разница: дисконтная система базируется на том, чтобы получать скидку «в лоб», лояльность же — то, что формируется с годами. 

Системы лояльности продолжили эволюционировать, и в них начали закладывать дополнительные бонусы: бесплатную замену товара, доставку, членство на месяц, повышенный кешбэк на день — список можно продолжать. Так появились и классические привилегированные статусы: «Бронза», «Серебро», «Золото». В спорте у этих статусов могут быть свои названия: например, в бонусной программе ХК «Салават Юлаев» можно пройти путь от «Новичка» до «Легенды», просто посещая матчи. 

Пример статусов бонусной программы ХК «Салават Юлаев»

Пример статусов бонусной программы ХК «Салават Юлаев»

Особенности спортивных программ

Как всё это работает в спортивной сфере? Раньше был дисконт: например, первые зарегистрировавшиеся в программе лояльности получают купон на покупку шарфа со скидкой 90%. Это, как уже говорилось выше, вообще не лояльность, а скидка «в лоб». 

Другой пример — кешбэк за покупку билетов и атрибутики (например, шарфов). И третий — начисление бонусов, а также внимание к определённым особенностям. Болельщик покупает шарфик для ребёнка? Можно добавить в подарок ещё какой-то товар, которого в магазине и так в избытке. От этого появляется дополнительная сплочённость. 

В ритейле три магазина, стоящие рядом, конкурируют за покупателя. Он пойдёт туда, где, по его мнению, лучше всего соотношение цены и качество. В спорте не так, два клуба КХЛ из одного города явление очень редкое. Поэтому программы лояльности спортивных клубов эволюционировали от одного человека к группе людей. Например, купил билет для ребёнка — получил больше баллов. Идёте семьёй — большая скидка на билет, места на специальном семейном секторе, развлекательные программы для детей. Идёте парой — бесплатный обед, либо удобные места, либо ещё какая-то активность на стадионе. 

Пример ориентирования лояльности на семью от ХК «Авангард»

Пример ориентирования лояльности на семью от ХК «Авангард»

Клубы ориентируются на это, потому что понимают — важно, чтобы лояльность цепляла других людей. Например, очень популярная вещь «Поделись промокодом с другом»: клиент отправляет пригласительный промокод своему другу, оба получают за это деньги. А клубу выгодно, когда клиент рад — в таком случае он будет приводить друзей чаще. 

Таким образом, лояльность эволюционировала от простой скидки «в лоб» до вовлечения большего количества людей в программу, от дисконтной к реферальной. 

Революционные спортивные кейсы

Очень импонирует система лояльности в НХЛ — она единая на всю лигу. Там очень развит фэнтези-спорт — не только в хоккее, но и в других видах спорта. Сделать свой состав и посмотреть, как он совпадает с составами других — это прикольная тема, вовлекающая в онлайн. Представьте себе условного болельщика «Спартака», который знает наизусть все составы команды за последние 20 лет, не пропустил ни один матч и на опыте ощущает себя чуть ли не генеральным менеджером, точно уверенным, кого нужно поставить в состав сегодня. Если у этого болельщика будет реальная возможность самому выбрать состав, пусть и в формате игры, он первым побежит это делать!  

На сайте НХЛ фэнтези-хоккею выделен целый раздел

На сайте НХЛ фэнтези-хоккею выделен целый раздел

Но пока в российских клубах всё-таки больше делают упор на офлайн, забывая о том, что люди смотрят трансляции дома, и надо выходить на этот рынок. И это грустно, потому что болельщикам не хватает именно такого! Нет связи между ними и хоккеистами, а ведь именно эта связь самая крепкая. 

В НХЛ делают героя из Александра Овечкина, в фэнтези-составы берут Никиту Кучерова, Артемия Панарина, Кирилла Капризова, Андрея Василевского. А где наши герои КХЛ? Ведь игры типа фэнтези-спорта очень вовлекающие, многим такой формат интересен. 

Собери состав, угадай лучшего игрока, угадай, кто откроет счёт — это лояльность, которая затягивает в происходящие события. Все вокруг угадывают счёт матчей, делают свои прогнозы. Это вообще самый первый вопрос: «Как сыграют? Как думаешь, с каким счётом выиграют?». Это очень простой элемент сближения — когда человек ощущает, что он в чём-то прав, чувствует себя экспертом. Это вовлекает гораздо лучше, и странно, что это у нас не используют. 

Второй кейс — мелкие активности с игроками, различные игры, угадайки, квизы и прочее. Это неплохая история для того, чтобы поддерживать лояльность. Например, очень популярны квизы по истории клуба, статистике игроков, интересным фактам о хоккеистах. Такие вещи тоже помогают болельщику ощутить свою экспертность.

Тематический кейс от ХК «Трактор»

Тематический кейс от ХК «Трактор»

Третий — это различные механики: вокруг личного кабинета, офлайн-активности, какие-то мелкие события. Это уже более стандартное и в целом применяется уже всеми клубами. 

Например, ХК СКА 14 февраля организовал розыгрыш ужина на двоих для участников программы лояльности. Для участия нужно было купить что-нибудь в фирменных магазинах клуба.

81ca1ebd13c4060f437add007e9f817a.png

За рубежом в этом плане разнообразия намного больше. В НХЛ тем, кто на протяжении нескольких лет покупает абонементы, предлагают именные кресла в ложе. «Анахайм Дакс» даёт участникам программы лояльности возможность выбирать лучшие места на домашней арене, получать скидки на билеты, еду и напитки, а также увидеть своё имя на своеобразной стене почёта стадиона. А новичок НХЛ «Сиэтл Кракен» предлагает премиальный доступ на все внехоккейные мероприятия, проходящие на арене, бесплатное пользование общественным транспортом во время матчей (до стадиона и обратно), а также доступ к эксклюзивным подаркам для членов клуба лояльности. 

Часто на матчах любят делать предложения девушкам, чтобы это транслировалось на кубе — такое тоже делается за баллы лояльности. Очень распространено в Америке и такое явление, как бесплатная подписка на клубное ТВ. 

Эксклюзивы тоже очень популярны — у нас в этом плане всё развито слабо, новости пускаются на все площадки. А ведь лояльная аудитория — те люди, которые заслуживают эксклюзивный контент. Пускай его будет немного, но он будет выходить только для определённой площадки — например, телеграма. У нас же почему-то в подкорке — если сделали контент, о нём должны узнать все. Это очень слабая тактика. 

Будущее спортивных программ лояльности

Если резюмировать, то первая революционная вещь для спортивных программ лояльности — наличие геймификации, которая будет подтверждать правоту и экспертность участников. Вторая — офлайн-активность: именные места, спонсорские мероприятия, развлечения на стадионе. Третья — квизы и другие мелкие активности в онлайне. 

В дальнейшем всё это будет развиваться в сторону геймификации, будет работать подписочная модель, как на онлайн-платформах. В «Яндексе» можно платить 300 рублей в месяц за подписку, и после этого на сервисах становится доступен тот контент, который не получить при бесплатном доступе: просмотр большего количества фильмов и сериалов, персональные подборки музыки, кешбэк баллами. От этого создаётся ощущение важности каждого подписчика.  

В спортивных клубах будет то же самое, поскольку вся лояльность направлена именно на то, чтобы каждый болельщик чувствовал себя важным для клуба. Поэтому и появляется активность на стадионе, атмосфера праздника — всё это делается в том числе для того, чтобы люди вечером среди других прочих развлечений выбрали провести время на матче.

© Habrahabr.ru