Тренды цифровизации аэропортов
Привет, Хабр! Меня зовут Кирилл Малышев, я руковожу практикой по стратегии роста и продаж компании «Рексофт Консалтинг». Сегодня я поделюсь с вами наиболее перспективными мировыми трендами цифрового развития аэропортов, которые выявило наше исследование, а также их преломлением в сфере автоматизации российских аэропортов.
Ситуация в отрасли и задачи
Начнем со статистики. Несмотря на геополитические факторы, пассажиропоток российских аэропортов продолжает восстанавливаться. Согласно официальной статистике Росавиации с января по август 2023 года российские авиакомпании увеличили пассажиропоток на 13% год к году до 71 млн. чел. При этом доля пассажиров, перевезенных на рейсах в обход Москвы выросла до 42%.
Одновременно с этим в стране сейчас реализуется обширная программа по модернизации инфраструктуры аэропортов. В 2023 году будут модернизированы 14 объектов аэропортовой инфраструктуры, в 2024 году планируется построить или реконструировать 52 объекта. В 2025–2035 гг. планируется модернизировать более 110 объектов.
Приоритеты ИТ-стратегий аэропортов
Параллельно с программой модернизации инфраструктуры во всех аэропортах идет работа по созданию технологически независимых ИТ-систем. Ее задача — обеспечить бесперебойное функционирование транспортных узлов, относящихся к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) с одновременным совершенствованием ИТ-сервисов под современные задачи и вызовы. Государство активно включено в ИТ-повестку отрасли. В 2022 году запущен ИЦК «Аэропорты», который возглавляет аэропорт «Шереметьево». В ИЦК входят представители заказчиков и ИТ-поставщиков отрасли. ИЦК предполагает создание объединенных команд для обмена опытом и уникальной отраслевой экспертизой между аэропортами и ИТ-поставщиками. И как результат — создание продуктов, решающих задачи аэропортов. Уже сейчас идет работа по созданию систем с применением современных ИТ-технологий, которые способны поддерживать сложную экосистему аэропортов.
Также российские аэропорты следуют мировым трендам информатизации отрасли. Согласно международному обзору SITA (Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques) за 2022 год, инвестиционными приоритетами аэропортов до 2025 года являются инвестиции в кибербезопасность (88% аэропортов), инвестиции в цифровизацию процессов взаимодействия с клиентами самообслуживания (88%), технологии анализа данных (BI аналитика) (87%).
С точки зрения российских аэропортов важность развития кибербезопасности обусловлена все более объемным взаимодействием с государственными органами и персональными данными, а также стремительным ростом кибератак и иных угроз современного мира. Так, по данным «РТК-Солар», число кибератак в РФ в первом квартале 2023 года выросло в полтора раза в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, до 290 тыс. При этом злоумышленники стали чаще прибегать к киберразведке, а атаки становятся все более изощренными.
Стремительная цифровизация общества, привычка российских граждан к качеству цифровых услуг в области государственных, финансовых, ритейл и развлекательных сервисов, а также появление задач по глубинной трансформации всего ИТ-ландшафта из-за геополитики дают российским аэропортам возможность одновременно изменить свой подход к автоматизации процессов самообслуживания и цифровых сервисов по улучшению клиентского опыта.
Клиентский опыт, в свою очередь, является одним из ключевых драйверов роста доходов от неавиационной деятельности аэропортов: согласно исследованию Airport Service Quality, увеличение на 1% среднего показателя удовлетворенности пассажиров обеспечивает рост неавиационных доходов в среднем на 1,5%. Поскольку существенная доля пассажиров принимает решение о покупке услуги/товара в «последнюю минуту», важно обеспечить такой клиентский опыт, который будет способствовать принятию решения в последний момент. Например, по данным одного из международных аэропортов, если пассажир ожидает на паспортном контроле до 10 мин, продажи в магазинах зоны Duty Free выше на 30–50%, чем если бы ожидание в очереди длилось 30 мин.
Третий тренд — развитие систем BI-аналитики, которые помогают отслеживать операционную эффективность транспортного узла через ключевые показатели работы цифровых сервисов. Этот тренд уже развивается в ряде крупнейших российских аэропортов. Такие проекты на базе объединения данных из различных систем ведутся в Шереметьево, Домодедово, Пулково.
Аэропорты генерируют огромное количество данных. При этом, согласно мировой статистике, крупные аэропорты отслеживают до 500 ключевых показателей эффективности каждый день. Это дает серьезную базу для повышения эффективности работы комплексов. Внедрение продвинутых технологий позволит обеспечить координацию информационных потоков, процессов, связанных с пассажирами (включая регистрацию на рейс, прохождение контроля, проверку и погрузку багажа и др.), воздушными судами (контроль воздушного трафика, обслуживание судов и др.), а также взаимодействием с многочисленными подрядчиками.
Единая платформа с микросервесной архитектурой — как оптимальное решение для ИТ-развития
Аэропорт — сложная система, состоящая из большого числа элементов и участников (цифровые сервисы, пассажиры, партнеры, государственные службы, инфраструктура, воздушные суда и др.). Для обеспечения эффективной работы этого механизма необходимо обеспечить согласованную координацию всех элементов и процессов в режиме реального времени.
Учитывая рост пассажиропотока, рост числа ИТ-сервисов и кратное увеличение объема передаваемых данных, «монолитные» решения больше не смогут обеспечить стабильную и надежную работу. Поэтому оптимальным решением, апробированным в других отраслях экономики, являются платформы, использующие архитектуру микросервисов.
Микросервисный вариант ИТ-архитектуры наиболее эффективен в условиях непрерывного развития систем, вызванного оперативной реакцией на запросы потребителей. Модульная структура платформ позволит аэропортам различного масштаба постоянно дорабатывать свои цифровые сервисы для клиентов и партнеров, подключать новых участников в экосистему, а также быстро и бесшовно масштабировать реализованные решения.