Тренды-2016 в аналитических системах
Системы аналитики приложений, а уж тем более, игр — рынок интересный и бурно развивающийся. Поговорив с клиентами и коллегами по индустрии, мы хотели бы представить вашему вниманию тренды в развитии аналитических систем, как видим их мы в devtodev.
Тренд #1. Предиктивная аналитика
Предиктивная аналитика — достаточно широкое понятие, и мы вкладываем в него следующие смыслы:
- Предсказание значения метрик. Аналитические системы многое знают об основных аналитических показателях и связях между ними. Показывая значение метрики (скажем, ARPU) на графике, аналитическая система должна уметь предсказать, как изменится этот показатель в ближайшем будущем, хотя бы в краткосрочном периоде. Такие подсказки помогут клиенту ориентироваться в ситуации и планировать дальнейшие действия.
- Предсказание поведения пользователей. Система аналитики — это не только метрики и их значения. Это ещё и различные методы анализа: пользовательские сегменты, события и воронки, продвинутые отчёты и так далее. Опять же, система аналитики, если она правильно интегрирована, знает очень многое о поведении пользователей, о том, что влияет на их удержание и монетизацию, а что способствует их уходу. Поэтому хорошая аналитика должна сигнализировать клиенту о том, что пользователь скоро уйдёт из приложения.
Тренд #2. Коммуникация с игроком
Логичный этап в развитии аналитических систем — это объединение продвинутого аналитического функционала с сервисом для рассылки push-уведомлений. Идеальная схема выглядит так:
- выделяем пользовательский сегмент, отслеживаем его показатели;
- если значения показателей нас не устраивают или начинают заваливаться, рассылаем этим пользователям уведомления и поднимаем значения показателей;
- производим повторный замер.
Скажем, система аналитики предсказала (см. тренд #1), что пользователь стал попадать под паттерн «скоро уйдёт» — давно не заходил / снизил регулярность входов / застрял на уровне. Разработчик приложения тут же формирует push-уведомления и рассылает их пользователям из группы риска. При этом не обязательно отправлять сообщение в стиле «Вернись, я все прощу» — можно предложить игроку бонус на следующую покупку или удвоенный ежедневный подарок.
Скриншот взят из системы devtodev.
Тренд #3. Кроссплатформенная аналитика
Здесь аналитические системы просто догоняют игровую индустрию, в которой кроссплатформенность уже называется одним из трендов будущего года.
Всё больше игр становятся выходит разом на нескольких платформах. Для нас нет ничего странного в том, что в проектах вроде WarThunder или Minecraft встречаются консольный игрок, ПК-игрок и пользователь, играющий с мобильного устройства. Подобные игры требуют особого подхода к анализу, ведь важно замечать отклонения в работе каждой из платформ и приводить их к балансу. К тому же, кроссплатформенная аналитика помогает делать выводы об эффективности каждой из платформ: сколько стоит привлечение, каковы ROI по платформам и так далее.
Тренд #4. Сопоставление с рынком (бенчмаркинг)
ARPU = $0,15 — это хорошо или плохо? Сколько процентов игр в этом жанре имеют показатели выше, чем у моего проекта?
Аналитическая система должна уметь отвечать на такие вопросы. Как правило, к сервисам аналитики подключены сотни и тысячи игр со всего света, и сравнить какой-либо проект со средними показателями для его жанра нетрудно. Эта информация будет очень полезна разработчику — он сможет обнаружить в проекте узкие места и вовремя их исправить. Поэтому мы считаем, что в 2016 функционал бенчмаркинга станет трендом в аналитике.
Пример отчёта по бенчмаркингу, которые мы в devtodev делаем по заказу клиента.
Тренд #5. Простота и обучение.
Инди-разработчиков становится всё больше, интересные и успешные игры от маленьких студий (в составе от одного до десяти разработчиков) появляются всё чаще. Надо понимать, что у этих ребят нет времени на то, чтобы долго интегрировать аналитику и разбираться, чем отличается 1-day retention от 1-day rolling retention.
Аналитические системы должны быть максимально простыми в интеграции и максимально понятными при использовании. Промежуток времени между поступлением данных и принятием решения на их основе должен быть сведён к минимуму. Поэтому мы видим в развитии аналитики явный запрос на простоту интерфейса, на развитие системы сигналов и рекомендаций («Друг! У тебя падает retention! Последний апдейт туториала значительно ухудшил его эффективность!»).
Обучение — тоже тренд следующего года. Становясь проще и ближе к пользователю, аналитический сервис должен давать ему новые знания, рассказывать о подходящих методах и помогать принять верное решение. Например, мы для этого проводим вебинары и создали свой Образовательный центр.
Тренд #6, он же вывод. Аналитика с человеческим лицом.
Тренды, которые перечислены выше, меняют само понятие аналитической системы. Мы верим, что системы аналитики станут не просто непонятным сборником таблиц и графиков, а другом и советчиком каждого, кто создает игры. Ведь, в конце концов, аналитика существует только для того, чтобы делать жизнь разработчика проще и помогать ему принимать решения о развитии проекта.
Насколько всё это возможно прямо сейчас — открытый вопрос. Но мы считаем, что улучшение коммуникации между системой аналитики и ее пользователями, взаимодействие живых аналитиков с разработчиками на уровне советов и рекомендаций точно станет реальностью и закономерным этапом в развитии аналитики.
© Megamozg