Тренд на общественный широкополосный интернет набирает обороты на западе — разбираем ситуацию
Крупные провайдеры в США зачастую могут позволить себе не подключать целые городские районы на протяжении многих лет и зарабатывать на обслуживании уже имеющейся аудитории за счет достаточно высокой стоимости услуг связи.
Независимые общественные сети позволяют решить подобные проблемы, поэтому на них все чаще делают ставку местные власти. Такую инициативу запустили в Кливленде.
Фотография: DJ Johnson / Unsplash.com
Что там в Кливленде
На протяжении нескольких лет этот город в штате Огайо был одним из лидеров антирейтинга по условиям подключения к сети: на 2019 год у 30% домохозяйств Кливленда не было широкополосного доступа, а у 45% — проводного подключения.
Такая ситуация связана с высокими ценами, потому что на городском рынке доминируют всего два провайдера, которые к тому же не торопятся модернизировать инфраструктуру и тянуть оптоволокно. При этом за чертой бедности в Кливленде находится почти 32% горожан, и дорогое широкополосное подключение остается для них недоступным.
Чтобы решить проблему, местные власти совместно с некоммерческой организацией DigitalC разработали и в 2018 году предложили специальный тариф, который уже обеспечил несколько тысяч жителей фиксированным беспроводным подключением (fixed wireless access, FWA). В сентябре этого года федеральные власти выделили городу $20 млн на расширение покрытия и пропускной способности для данной услуги связи.
Также в октябре власти сообщили об официальном соглашении по строительству оптоволоконной сети с компанией SiFi Networks. Она обойдется в $500 млн — инвестиции провайдер планирует отбить за счет сдачи инфраструктуры в аренду небольшим локальным операторам, у которых нет ресурсов для самостоятельной укладки линий связи. Оператор проложит почти 4 тыс. км оптоволокна в течение семи лет, и в результате уже к 2030 году большая часть города получит широкополосное подключение.
Наконец, для обеспечения широкополосного доступа в сеть городские власти ещё в апреле этого года выделили $72 млн на развитие оптоволоконной инфраструктуры на основе местной электросети, которой управляет организация Cleveland Utilities. В сентябре ее пресс-служба отчиталась о ходе проекта и работах на местах.
Кто ещё так делает
Как заметили власти Кливленда, на совместные проекты с коммерческими провайдерами их вдохновил пример города Чаттануги. Там ещё в 2010 году местный поставщик электроэнергии и по совместительству телеком-компания построила собственную оптоволоконную сеть. В инфраструктуру вложили $220 млн, но инвестиции окупились, и компания получила прибыль. Вложения в муниципальную сеть также позволили создать около 40% от новых рабочих мест в городе, которые появились за это время в городе.
В городе Баунтифул управление общественной сетью также передали в руки частной компании. В строительство оптоволоконных линий связи местные власти вложили $48 млн, а затем заключили контракт с провайдером UTOPIA Fiber, который уже в этом году начал сдавать в аренду сетевую инфраструктуру небольшим интернет-операторам.
Фотография: Compare Fibre / Unsplash.com
Еще один пример развития общественных сетей: в 2015 году регистратор доменов Tucows выкупил небольшого интернет-провайдера Blue Ridge InternetWorks и перезапустил его под названием Ting. С тех пор новый оператор начал обслуживать клиентов и строить новые сети в шести штатах. Он также сотрудничает с местными властями для запуска общественной инфраструктуры. В этом году Ting присоединился к проекту по прокладыванию оптоволоконной сети в городе Колорадо-Спрингс. Ответственность за реализацию возложили на местную электроэнергетическую компанию Colorado Springs Utilities. Ting стал якорным арендатором новой сети и ключевым игроком на локальном рынке. Благодаря новым линиям связи компания планирует подключить к широкополосному интернету 200 тыс. домохозяйств.
При такой схеме компании не пришлось строить собственную оптоволоконную сеть или конкурировать за старые мощности с местными монополистами. К проектированию инфраструктуры, в которую уже были инвестированы средства, городские власти сразу привлекли энергетическую компанию. При этом местное регулирование не даст Ting стать монополистом, что сохранит конкуренцию среди небольших провайдеров.
Благодаря таким инициативам на местном уровне восстанавливается конкуренция, что позволяет менять операторов без затруднений. Например, в городе Аммон в штате Айдахо жители могут переключаться между пятью провайдерами, арендующими муниципальную инфраструктуру, в поисках оптимального соотношения цены и качества. Тарифная вилка составляет от $5 до $109, а обслуживание инфраструктуры и подключение дома стоит в среднем около $45 для клиента того или иного провайдера.
Что дальше
Несмотря на сложности и противостояние со стороны крупных телекомов, тренд на построение общественных сетей и запуск региональных интернет-провайдеров в США набирает обороты. Особенно остро потребность существует в районах с низким доходом, где монополисты могут намеренно завышать цены на широкополосный доступ.
Модернизация линий связи в таких местах требует многолетних инвестиций, но ситуация с доходами населения не позволяет опереться на поддержку муниципальных бюджетов. Поэтому для минимизации рисков местные власти привлекают частные компании, а те зачастую заключают соглашения с инфраструктурными игроками, которые могут поддержать строительство и модернизацию общественных сетей.
Дополнительное чтение
Как дефицит чипов повилял на работу интернет-провайдеров. Объясняем, как связан кризис производства полупроводвников с перебоями в поставках сетевого железа: от пандемии до стихийных бедствий в районах производства и множества других проблем.
FCC, общественный интернет и 5G — что с сетевым нейтралитетом. Разбираем противостояние Федеральной комиссии по связи (FCC) и телеком-монополистов. Недавно в комиссии назначили нового председателя и проголосовали за возвращение правил сетевого нейтралитета. Удастся ли реализовать это, и в чем будет заключаться ответ телекомов? Следим за развитием событий и приводим различные мнения по теме.
FCC дорабатывает стандарты широкополосной связи [EN]. На днях Федеральная комиссия по связи заявила о намерении закрепить новые требования к широкополосному подключению — 100 Мбит/с для даунстрима и 20 Мбит/с для апстрима. Сейчас они составляют 25 и 3 Мбит/с соответственно и не обновлялись с 2015 года. Председатель комиссии также высказалась о планах повысить планку до 1 Гбита/с и 500 Мбит/с.
Кейс: как оператору уменьшить стоимость аплинков. Небольшая заметка в нашем корпоративном блоге по теме сокращения расходов на стороне интернет-провайдера.
Все говорят о переходе на IPv6 —, но есть сложности. Анализируем ход развития событий вокруг кризиса с нехваткой и ростом стоимости IPv4-адресов, а также медленным переходом на IPv6. Разбираемся, заключаются ли сложности в легаси-инфраструктуре или они связаны с другими причинами вроде затрат на поддержку двойного стека.
Горшочек, не вари — не пора ли прекратить прокладывать оптоволоконные сети. Выясняем, почему некоторые опасаются «пузыря» на рынке оптоволоконных сетей. Дело в том, что цены на сетевое оборудование растут, а платежеспособность абонентов снижается. С проблемой пытаются бороться на всех уровнях, в том числе законодательном. Например, в европейские власти предложили обязать крупнейшие интернет-сервисы вкладывать средства в развитие сетевой инфраструктуры.
От крупных ИТ-компаний требуют инвестиций в развитие сетевой инфраструктуры [EN]. Не утихают споры о том, должны ли крупные платформы платить провайдерам за использование линий связи и вместе заниматься развитием сетевой инфраструктуры. Может ли такой подход дать телеком-монополистам дополнительный рычаг давления для повышения цен на свои услуги? Редакция Ars Technica разбирается в ситуации.
Как энтузиасты разворачивают широкополосные сети в Нью-Йорке [EN]. Автор рассказывает о проекте NYC Mesh, участники которого на добровольных началах разворачивают доступную и иногда бесплатную инфраструктуру широкополосной связи. Команда сотрудничает с Жилищным управлением города Нью-Йорка (NYCHA), чтобы принимать заявки от жителей на подключение к своей сети.
За красной чертой — в чем причина цифрового неравенства [EN]. Журналист CNET изучила проблему доступа к широкополосному интернету в бедных районах и выяснила, что интернет-провайдеры завышают цены и снижают пропускную способность. Она рассказывает о цифровом redlining’е в работе американских операторов связи.