Траектория субъекта и борьба с курицами

Схема Карты гипотез
Схема Карты гипотез

Для того, чтобы стратегия получилась рабочая, нужно точно понимать роль Субъекта в общей схеме срабатывания. Субъект в Карте гипотез обладает самодвижением. Это значит, что его нельзя как объект напрямую толкнуть в нужную нам сторону. Например, клиентам нельзя приказать покупать у нас больше продукции, потенциальному жениху нельзя приказать сделать предложение и менеджеру по продажам нельзя приказать продавать в два раза больше.

При этом хочется, чтобы клиенты покупали больше, женихи делали предложение, а менеджеры продавали в два раза больше. Получается, что у вас есть свои цели и для их достижения нужно понять как действовать. Ответом на этот вопрос и будет создание стратегии достижения цели.

Давайте разберем схему, которая позволит вам создавать работающие стратегии, а потом посмотрим как это работает на простом житейском примере с курицами.

Траектория субъекта

Логика создания стратегии с помощью Карты гипотез начинается с понимания того, что если субъект не трогать, то он будет перемещаться по естественной для него траектории:

Естественная траектория
Естественная траектория

Такое положение дел нас не устраивает, потому что мы хотим достигнуть определенных целей. Если мы занимаемся управлением, то хотим изменить естественную траекторию субъекта на другую, ценную для себя:

Управляемая траектория
Управляемая траектория

Как было сказано ранее, субъект на то и субъект, что по управляемой нами траектории он самовольно идти не собирается, а, возможно, даже будет сопротивляться. Поэтому нам нужно придумать такую гипотезу (стратагему), с помощью которой мы воздействуем на субъекта таким образом, что он начнет двигаться в нужную нам сторону:

Гипотеза меняет траекторию субъекта
Гипотеза меняет траекторию субъекта

Гипотеза в Карте гипотез состоит из трех частей: если, то и потому что. Каждая часть связана с другими частями карты:

Связи частей гипотезы с другими частями карты
Связи частей гипотезы с другими частями карты

Нас в данный момент интересует только нижняя стрелочка, которая соединяет потому что и мотивацию субъекта. Чтобы гипотеза сработала, нужно знать мотивацию субъекта, тогда появляется шанс придумать управляемый механизм изменения траектории:

Схема механизма использования мотивации субъекта
Схема механизма использования мотивации субъекта

Эту схему нужно читать справа налево:

  1. В гипотезе описывается механизм срабатывания, с помощью которого мы надеемся (стратегическая ставка) убрать субъект с естественной траектории и перевести его на управляемую траекторию для достижения нами поставленной цели.

  2. Используя мотивацию субъекта, мы создаем управляемый механизм воздействия внутри самого субъекта, опираясь на мотивацию как на рычаг. То есть воздействуем на него не напрямую, а в обход.

Пример с курицами

Разберем создание стратегии, основанной на мотивации субъекта, на простом житейском примере. Представьте, что вы живете на даче и ваша соседка завела куриц для того, чтобы есть свежие яйца и продавать излишки. Эти курицы не ограничиваются участком соседка, а бегают по вашему огороду и вытаптывают растения на грядках. Ругаться с ней не хочется, чтобы не испортить отношения, но и терять свои посадки не хочется.

Очевидно, что у нас есть цель и при этом невозможно достигнуть эту цель прямым воздействием на соседку. Значит нужна стратегия, где соседка будет субъектом. Нарисуем схему для этой ситуации:

Схема ситуации с соседкой
Схема ситуации с соседкой

Осталось подобрать возможные гипотезы, которые бы воздействовали на субъект и меняли его траекторию в нужную нам сторону.

Например, можно попробовать ругаться с соседкой, но это будет противоречить балансирующей метрике и мотивации субъекта:

Ошибочная гипотеза
Ошибочная гипотеза

Посмотрите на изящное решение, которое учитывает все параметры:

Стратегия для спасения растений от куриц
Стратегия для спасения растений от куриц

Механизм срабатывания этой гипотезы, описан в потому что и основан на мотивации субъекта — соседка не захочет терять яйца, а значит сама сделает всё возможное, чтобы ее курицы не появлялись в вашем огороде.

Список задач для реализации гипотезы становится очевиден:

Список задач для реализации гипотезы
Список задач для реализации гипотезы

Вот так вы побеждаете в этой борьбе с соседкой с помощью выхода на уровень стратегии и визуализации стратегического плана с помощью Карты гипотез.

«Я» в субъекте

Если вы делаете личную стратегию, то в субъекте можете появится вы сами. Получается ситуация, когда вам нужно совершить управленческое действия над самим собой.

Например, вы хотите быть здоровым и решили принимать витамины. Но вы жутко заняты и немного рассеяны, поэтому никак не можете себя организовать. Тогда вы можете решить сами себя подтолкнуть в нужную сторону за счет гипотезы:

Стратегия с «Я» в субъекте
Стратегия с «Я» в субъекте

С одной стороны, вы сами придумали хитрость, с другой — она начнет на вас действовать так, как будто вы о ней ничего не знаете.

Если вы решите нарисовать личную стратегию, то обязательно загляните в раздел базы знаний на эту тему, чтобы не сделать критических ошибок.

Типовые ошибки

В случае, когда вы неточно описали мотивацию субъекта и неверно связали гипотезу с субъектом, могут возникать типовые ошибки:

  1. Мотивация не субъекта

  2. Не корневая мотивация

  3. Потому что не о субъекте

Все типовые ошибки описаны в базе знаний, рекомендую изучить до того, как вы приступите к созданию Карты гипотез.

Надеюсь, что выход на уровень стратегии с помощью визуализации, добавит вам очков в управленческой борьбе. Успехов в практике!

© Habrahabr.ru